Что будет с Детским музейным центром

Светлана Пеньевская:
учитель
Penyevskaya
Обновленный Детский музейный центр в Палатах должен быть ближе к детям, а не дальше от них
ИСТОРИИ 1 Августа, 17:21 2 1527

Я учитель начальных классов школы № 49 города Владимира. Я и мои коллеги очень радовались восстановлению части прежних и любимых нами экспозиций для детей в Палатах Владимиро-суздальского музея-заповедника, утраченных при руководстве Игоря Конышева. Огромное спасибо Светлане Мельниковой! Но мы очень переживали за судьбу остальных экспозиций Детского центра, каждая из которых уникальна и неповторима. С большим нетерпением ждали их открытия. А теперь - очень обеспокоены, что нет никакой информации о том, когда же Детский центр заработает в полную силу, со всеми экспозициями.

Из информации в СМИ стало понятно, что вместо одной или двух экспозиций будет библиотека. И что одна из этих экспозиций – «Ярмарка»… Тема русских промыслов, народной игрушки входит не только в программы обучения школьников младшего и среднего звена, но и в программы дошкольного образования, и является обязательной в начальных классах. Тема игрушек и обычаев разных стран мира также есть в программах целого ряда школьных предметов: технологии, рисования, окружающего мира.

Нас всех интересовал (и интересует) вопрос - будут ли восстановлены экспозиции «Рождение книги» и «Мир былины»? «Книга» и «Былина» также являются темами уроков сразу нескольких предметов классов начальной школы и среднего звена: русского языка, литературы, истории, окружающего мира, географии, технологии, рисования. Будут ли отражены данные темы при восстановлении или создании новых экспозиций? Они неизменно актуальны, востребованы школой. Музейный детский центр и школа всегда были неразрывно связаны, посещения музея я обязательно включала в школьные и внеурочные занятия. Переживаю о возможности в будущем так же тесно активно сотрудничать и раскрывать столь обширную тематику уроков на базе музейных детских экспозиций. Многие учителя - предметники, классные руководители, так же, как и я, уже сегодня занимаются работой по составлению календарно-тематического планирования уроков, внеурочных занятий, классных часов на следующий 2019 - 2020 учебный год и задаются вопросом о посещении Детского центра в Палатах.

toys22.jpg
libro2.jpg

Несколько дней назад я специально пошла в Детский центр Палат, чтобы задать все эти насущные вопросы. Заведующей не было на месте, и со мной разговаривала одна из сотрудниц центра. Откровенно говоря, она мало прояснила ситуацию относительно неоткрытых экспозиций: «Русский дом» сейчас закрыт, когда заработает - непонятно, но в новом учебном году откроется, как и «большинство экспозиций». (Какое именно большинство?..) Она добавила, что про судьбу экспозиций «Игрушки друзей» и «Ярмарка» они пока ничего не знают (довольно странный ответ для сотрудника государственного музея), а «Книги» и «Былины» не будет вообще. Это единственное, что прозвучало с большой уверенностью. Она дала мне брошюру с программами на следующий учебный год и пригласила на Педагогические чтения в августе, на которых Детский центр будет представлять себя школам. Я обязательно пойду на эту встречу, но на сегодняшний день вопросов так и осталось больше, чем ответов…

toys3.jpg

Хотелось бы поделиться своим мнением и впечатлениями своих коллег от посещения Детского центра после восстановления экспозиций «Путешествие в каменный век», «В гостях у прабабушки», «Старорусская школа». Оформлены они немного по-новому, но всё так же узнаваемы. Однако, сразу бросилось в глаза отсутствие вещей, которые можно взять в руки, потрогать. Теперь даже смотрителям нельзя этого делать. «Интерактива», как сейчас модно говорить, практически нет. Это очень грустно. Без возможности увидеть вблизи, потрогать, ощутить – музей для детей не может существовать. Никакие, даже самые дорогие ультрасовременные, витрины не заменят общение с предметом. Значит, необходимы копии того, чего сейчас нет в экспозициях. Иначе не будет никакой разницы между, скажем, исторической экспозицией и Детским центром. Раз всё приходится наблюдать только в витринах.

А вот придётся ли нам что-то наблюдать в остальных экспозициях Детского центра – очень большой вопрос. Есть серьёзные опасения, что не придётся.

libro.jpg

Алиса Ивановна Аксёнова однажды в интервью заметила, что теперь, к сожалению, в школьном курсе литературы нет часов, посвящённых изучению былин. А их нужно знать. И экспозиция «Мир былины» была действительно прекрасным экскурсом в этот «мир», грамотным, продуманным до мелочей, получившим высокую оценку специалистов. Вы едва ли вспомните хотя бы один подобный музей в России. Их просто нет. И вроде бы, ничего мудрёного – одеть кольчугу и шлем, объединиться во время пира за одним общим столом, и, передавая братину, осознать, насколько важно это братство, насколько почётно отстаивать свою землю, свою Родину, свою семью. Разумеется, можно об этом и в классе рассказать, но восприятие этого, ощущение сопричастности к своей истории – будет совершенно другое…

Экспозиция «Рождение книги» - это тоже своеобразная история того, как рождалась книга, как развивались события её жизни. Для детей эта экспозиция была просто незаменима - в простейшей, но доступной форме дети (да и многие взрослые, надо сказать!) узнавали, откуда вообще взялась книга, как собственно слово обрело форму, как мы дошли до книги в её современном понимании. Делались акценты на важнейшие вещи – как ценны книги, как необходимо любить и уважать книги, какой нелёгкий путь прошло человечество, чтобы обрести такое сокровище.

«Игрушки друзей», кстати, в чём-то созвучны «Рождению книги» - это тоже история, история игрушки, знакомство с игрушками разных стран, история многих конкретных игрушек – например, кота Манэки - нэко, Щелкунчика. Да, Барби уже 60 лет, она «старушка». Матрёшке более 100 лет. Надо выкинуть все матрёшки из-за возраста? А японская Дарума намного старше матрёшки. Она теперь тоже не имеет права появляться в музеях из-за своего преклонного возраста? Так ведь Барби – это такое же культурное явление, только из другой страны. Такая же часть истории, как американские президенты. Как можно ссылаться на возраст игрушки, говоря о её истории? А детей (даже уже не таких и маленьких!) можно удивить и очень простыми вещами. К сожалению, немногие об этом знают.

Хочется отдельно сказать об экспозиции «Ярмарка». Всё гениальное просто. И какая же была простота в этой карусели, на которой проплывали в прямом смысле слова народные игрушки. А оглянешься вокруг – тут тебе и город старинный, и торговая площадь, и Петрушка, и даже медведь! Несколько раз была на занятиях по народным промыслам, которые проводили сотрудники в этой экспозиции. Настолько всё продумано, выверено, от простого к сложному, наводящий вопрос – и вот уже дети сами додумываются до ответа, глаза горят, ведь игрушки же! Одно дело – прочитать книгу, даже посмотреть фильм о тех же промыслах (детям и его показывают!) И совсем другое – когда это перед глазами и ты можешь всё повертеть в руках. Настолько всё методически хитро придумано, непростые вещи подаются просто и грамотно, в игре. Никакой скуки! Остаётся только отдавать должное сотрудникам и говорить отдельное спасибо за то, что заинтересовали детей. А ведь учителя приходят очень требовательные! Сами авторы многих уроков. Волею судьбы довелось быть в «Ярмарке», когда там была небольшая группа взрослых, и что вы думаете - так же горели глаза, и те же улыбки и неподдельный интерес. Взрослые сравнили карусель с жизнью человека, а вот какие «игрушки» на ней стоят – зависит от него самого. Просто, и в то же время задумаешься…А теперь вместо этого всего здесь будет библиотека?... А народные промыслы будут где-то в музейном пространстве представлены? Или дети будут с ними знакомиться только по фильмам? 

Существует ли какое-то решение научного или методического совета музея-заповедника о Детском центре? Будет ли учитываться мнение учителей и родителей по этому вопросу? Нам очень дорог Детский центр, каждая экспозиция в отдельности. Если планируется обновлять и переоснащать это музейное пространство - пусть оно будет ближе к детям, а не дальше от них. И пусть оно вообще будет, это пространство. И желательно, полностью для детей.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции