На берегах Оки найдены кости шерстистого носорога, мамонта и бизона

Денис Дуденков:
Заведующий сектором природы ВСМЗ
Dudenkov
В ходе палеонтологической разведки на берегах Оки в Муромском районе Владимирской области в июле 2022 года исследователи обнаружили кости зверей ледникового периода
ИСТОРИИ 21 июля 2022, 09:00 23376

Величавы и спокойны реки России: Волга, Ока, Клязьма… За прошедшие тысячелетия много видели их берега. В глубь веков уводит созерцание текущей воды, она - как воплощённое время. «Черпали шеломом» речную воду русские дружинники, «сидели по Оке ретце» летописные вятичи, видели их берега татарские разъезды и серые мундиры последних захватчиков.

sterlet.jpg

Ока - самая большая водная артерия Владимирской области. Река плавно очерчивает ее границы с юго-востока. Люди самых разных профессий и увлечений стремятся побывать на окских берегах. Рыболов расскажет, как косо уходила леска в зелень воды, когда наживку взяла крупная рыба, охотник вспомнит августовские зори на окских старицах, свист утиных крыльев в вечерних сумерках, археолог назовёт с десяток стоянок, селищ и поселений человека разного времени, начиная с палеолита - люди всегда стремились селиться около воды. Много интересного об окских речных отложениях может рассказать и палеонтолог.

В середине июля 2022 года сотрудники сектора природы Владимиро-Суздальского музея-заповедника провели плановую разведку окского берега. Нашей целью был сбор останков животных ледникового времени. Ока размывает глины, пески и торфяники, вымывает кости «невиданных зверей», погребённые в них. Некоторое время течение забавляется столь необычными «игрушками», а затем они или остаются на дне реки или (чаще в хорошее половодье) выносятся на песчаные и галечниковые пляжи берегов, песчаные «полочки» береговых склонов.

… И вот позади стройные мещёрские боры, старинные сёла Архангел и Приклон с их потухшими железными заводиками на реке Унже, которая струит свои чистые воды по древним каменноугольным известнякам, давая какое-то нездешнее ощущение ущелий Кавказа. Был белый камень, лес, вода, болотная руда и умелые руки давно забытых людей, но всё проходит и только разноцветные остекленевшие пузырчатые желваки, тут и там попадающиеся на берегу, напоминают о работе, некогда вершившейся здесь.

side1.jpg

Старый мотор натужно воет на окских косогорах и наконец перед нами величавая гладь Оки. Тишина предгрозового июльского полдня настораживает, изредка с гортанным криком плюхнется в зеркальную гладь воды озёрная чайка или кулички песочники с деловитым писком засуетятся у каёмки прибоя. Маршрут - идём по бичевнику реки, осматриваем обрывы, конусы выноса ручьев, впадающих в Оку, перелезаем через тлеющие и рассыпающиеся в прах стволы давно упавших деревьев. Древняя, как мир, глина блестит, словно сливочное масло. Ноги предательски едут. И вот у самой воды особая серая глина и торф с синими точками минерала вивианита - это как раз то, что надо: отложения древнего старичного озера, потом ставшего болотом. Воду этого озера пили северные олени, мамонты, шерстистые носороги, первобытные бизоны и другие обитатели далёкого и сурового времени. Проваливаясь на молодом льду, звери иногда тонули в водах озера, потом их кости покрыл торф болота, в которое превратилось, мелея и зарастая, озеро. И вот теперь река, размывая древние торфяные толщи на берегах, дарит нам эти смуглые от времени находки.

vivianit.jpg

У самой воды замечаем взлетающих серых цапель, возвещающих хриплым криком окрестностям о нашем появлении. И вот на галечнике берега первая находка – массивный позвонок носорога, фаланга пальца, фрагмент разбитой лопатки. Ниже по течению замечаем фрагмент бедренной кости носорога, находим второй позвонок. Видимо, скелет зверя Ока давно разнесла по своим берегам. Природа - самый рачительный хозяин, в ней ничего не пропадает. Водяной ослик приспособил себе под жилище спинномозговой канал в позвонке. Так давняя смерть стала для кого-то его удобной жизнью…

rhino.jpg

На галечнике поднимаем копытную фалангу ископаемой лошади, чёрную от частичной минерализации, лучевая кость северного оленя обнаружена ниже по течению у самого уреза воды. Рядом - фрагменты керамики, окатанные водой. Интересно, сколько им лет? И не в этом ли горшке варили мясо оленя, добытого на этих берегах?

deer.jpg

Слышим всплески крупной рыбы и следующие за ними «брызги» мальков - то судак или крупный окунь разбойничают. Неприятно поразило обилие мёртвой стерляди и другой рыбы у берега, ведь вид давно в Красной книге и его разводят, выпуская в Оку. Браконьерство, загрязнение или инфекция погубили столько рыбы? Берега как будто вымерли, травы заливных лугов поникли под ливнем дождя, лишь кроны дубрав шелестят под порывами ветра и гордо стоит, сопротивляясь стихии, среди некошеного разнотравья колючий мордовник. Синие тучи, олицетворяя небесные силы, заполнили горизонт. И вот мы заложники непогоды. Через два часа погода наладилась, появились ласточки береговушки, пролетела пара кроншнепов, на отмели появились знакомые цапли.

side2.jpg

Осматривая берег, находим зубную пластину и фрагмент бивня мамонта, обсуждаем будущие маршруты, которые всегда будут более удачными, считаем находки. Преобладают кости шерстистого носорога, за ними в порядке убывания следуют мамонт, древний бизон, плейстоценовая лошадь и северный олень. Ни один из этих зверей на территории Владимирской области не встречается, вымерли безвозвратно. Лишь северный олень, обитавший у нас ещё в 19 веке, живёт далеко в зоне тундр и лесотундр...

* * *

Несёт свои воды Ока, много тайн хранят её берега, излучины стариц и овраги. Ждут своих исследователей, которые найдут ключи к земным, луговым и подводным тайнам.

А кости, найденные нами в результате поисков, после необходимой консервации займут своё место в фондохранилищах Владимиро-Суздальского музея-заповедника, являясь прекрасной иллюстрацией исчезнувшей навсегда жизни животных, когда-то обитавших в самом центре нынешней России.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции