С допинг-приветом из провинции

Кирилл Сосков:
Журналист
ksoskov
За последнее время сразу две владимирские спортсменки оказались замешаны в допинговых историях. Это еще не тенденция, но пищи для размышлений уже хватает
ИСТОРИИ 19 июня 2013, 12:04 1 4525

За последнее время сразу две владимирские спортсменки оказались замешаны в допинговых историях. Это еще не тенденция, но пищи для размышлений уже хватает.

Человек с волосами мандаринового цвета как-то устало смотрел на меня с экрана телевизора. Это Ришар Виранк, в прошлом известный французский велогонщик, а теперь спортивный комментатор. Только что он попытался вспомнить молодость и одолеть на "двухколесном" серьезный подъем в гору. Проехав совсем чуть-чуть, он остановился, вытер пот со лба, поправил съехавшую рубашку и заявил в камеру: "Нет, друзья, без допинга эту дистанцию пройти невозможно".

Неизвестно, сколько собирался проехать француз, но пару месяцев назад своей выносливостью удивила владимирская бегунья Наталья Волгина. Волгина - марафонец со стажем и в марте быстрее всех пробежала 56(!) километров на престижном коммерческом старте "Два океана" в ЮАР. На данный момент врачи-специалисты по борьбе с допингом сомневаются, была ли эта победа честной.

Президент Федерации легкой атлетики Владимирской области Александр Саков в телефонном разговоре простыми и доступными словами прямо указал мне на то, что тема Волгиной и допинга совсем не нуждается в обсуждении. Так же он добавил, что я дилетант, и надо обязательно смотреть на статистику, по которой уже второй "подозрительный случай" с владимирским спортсменом (не забываем про пловчиху Екатерину Андрееву) за сравнительно короткий промежуток времени еще ни о чем не говорит.

Во Всероссийской федерации легкой атлетики меня дилетантом никто не посчитал, и через пару дней после отправки запроса на почту приземлилось официальное письмо, где четко сказано, что в настоящий момент дело Волгиной находится на рассмотрении исключительно в Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ). С самой спортсменкой и ее окружением связаться, к сожалению, так и не удалось, но вряд ли сейчас стоило ожидать с этой стороны каких-то заявлений.

Очень, кстати, любопытно, что "допинговый вопрос" на провинциальном уровне имеет свойство, как ни странно, придавать спортсмену своеобразную дополнительную популярность. Вот, мол, какие же оказывается на нашей владимирской земле есть личности! Не самые затерявшиеся пловцы и бегуны, защищающие честь страны на соревнованиях высочайшего ранга. Уверен, что во Владимирской области о Волгиной и Андреевой (со всеми их регалиями) знало не так уж и много людей. Теперь о них известно чуточку больше.

Конечно, это очень своеобразный "плюс", но не учитывать его было бы неправильно. По той простой причине, что к великой радости не все любят только критиковать. Некоторые способны еще и оказывать поддержку.

Более того, мало кто даже из части активно интересующихся спортом людей в курсе, что вообще-то допинг не всегда может выступать в качестве отрицательного явления. Существуют же вполне легальные вещества, витамины, восстанавливающие средства, которые позволяют быстро прийти в форму после изнуряющей тренировки или соревнования. Нельзя не учитывать и тот нюанс, что применение какого-либо препарата - вещь командно-коллективная. Спортсмен лишь, что называется, "проглатывает пилюлю", предварительно (по логике вещей) проконсультировавшись с личным тренером, врачом или даже группой специалистов. Стало быть, в случае неопровержимых доказательств, вина должна делиться на всех, а не на ту же Волгину в единственном числе.

А что же все-таки заставляет спортсмена прикасаться к "запретному плоду"?

Отталкиваясь опять же от провинциальных реалий, я считаю, что это, в первую очередь, стремление к быстрому продвижению по турнирной лестнице и обретения "идентифицируемости". По моему мнению, это даже больший стимулирующий фактор, чем деньги. Да, я понимаю, что для многих (в том числе и для Волгиной) коммерческие старты - единственная возможность хорошо заработать и, соответственно, оправдать таким образом риск. Но наверняка хочется ведь показать быстрые секунды и ради того, чтобы оказаться на виду, попасть на заметку, вырваться с областного уровня на более качественный и конкурентный. Всероссийский, международный. Там закрепиться, задержаться.

Востребованность, между прочим, действительно большая проблема. Ни для кого не секрет, что крупные города сосредотачивают в себе большое количество способных людей в разных отраслях. Спорт - не исключение. И там, где есть перспектива, как правило, существуют спецшколы (или что-то подобное), которые работают со своими воспитанниками и лучших катапультируют в сборные разных уровней и возрастов. Как привлечь к себе внимание тем, кто географически дальше? Только лишь отличными результатами. А как в условиях отсутствия должной инфраструктуры и других важных вещей достичь их быстро? Делайте выводы.

На другой стороне медали вряд ли кроется слабый уровень местной медицины, которая не может вывести или тщательно "замаскировать" допинг. Список запрещенных препаратов регулярно обновляется. В принципе, это как сьедобное вещество, которое сегодня еще можно было кушать, а завтра уже нельзя. Есть сомнения, что в очередной раз обновившийся список сразу же доводится абсолютно до всех: до федераций всех уровней, тренеров, врачей, обслуживающего персонала и так далее. Очень легко получить дисквалификацию от элементарного незнания "правил игры". И, конечно, это явно не тот случай, когда правила просто созданы для того, чтобы их нарушать.

По мнению коллеги Волгиной - белорусского легкоатлета Александра Скачкова - подобные "подозрения" негативно влияют даже не на будущее человека, а, в первую очередь, на его профессиональную репутацию. Не с точки плохой-хороший, а с позиции досье. Например, оказывается, менеджеры ИААФ теперь в любом случае отказываются работать со спортсменом, если он был замешан в деле с допингом. При этом неважно, пойман или нет. Так вот изменилась жизнь...

В любом случае, хочется выразить Наталье Волгиной и другим спортсменам, которые попали в аналогичную, во всех отношениях непростую ситуацию слова поддержки. Существует мнение, что если очень хочется познать значение слова "разочарование", стоит представить себя спортсменом, проигравшим на финише одну сотую секунды. А теперь представьте, каково это, осознать, что ты проиграл, уже за финишной чертой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции