zebra-tv.ru/novosti/vlast/musornaya-chrezvychayshchina/

Мусорная чрезвычайщина

Координатор Владимирского регионального движения «9 сентября» Александр Леонтьев предложил создать чрезвычайную экологическую комиссию по решению проблем в сфере обращения с отходами. Он считает, что экологический совет при губернаторе Владимирской области не справится с этой задачей
16 апреля 2018, 09:03

На федеральном и региональном уровнях, в том числе и во Владимирской области, необходимо безотлагательно создать чрезвычайные экологические комиссии по наведению порядка в сфере обращения с отходами, - заявил Александр Леонтьев, координатор регионального движения «9 сентября», депутат Камешковского районного Совета, заместитель губернатора Владимирской области (в 2009-2011 годах) по вопросам внутренней политики.

Leont1.jpg

Леонтьев считает, что тема социальной напряжённости и протестной активности жителей Подмосковья, требующих закрытия свалок, стала похожа на сводки боевых действий:

«Каждый день что-то новое звучит - где-то перекрыли дорогу, где-то силами правопорядка происходило решение этих проблем».

«С КАКОЙ СТАТИ МЫ БУДЕМ ДУМАТЬ, ЧТО У НАС ЭТОГО НЕТ»?

Leont2.jpg

Александр Леонтьев пояснил, что в движении «9 сентября» (оно было создано для консолидации конструктивно настроенных элит перед выборами губернатора Владимирской области, запланированными на 9 сентября 2018 годв) посчитали необходимым вынести тему обращения с отходами на широкое общественное обсуждение, чтобы избежать роста социальной напряжённости в 33 регионе. Своё предложение создать чрезвычайную экологическую комиссию (ЧЭК) Леонтьев объяснил тем, что недавно образованный экологический совет при губернаторе Владимирской области Светлане Орловой с наведением порядке в «мусорной» сфере не справится:

«Создание совета по этим же вопросам при губернаторе лично у меня не вызывает каких-то бурных надежд потому что там все те же, кто до этого не добился успехов на этом поприще. Законодательное Собрание, например, свою точку зрения уже высказывало на уровне комитета, занимающегося проблемами экологии, и там стоит согласующая подпись. Общественная палата тоже как бы у нас проявила себя в некотором замешательстве, если не говорить конкретнее. И если на основе этих же органов, и принимающих решения людей, создаётся такой совет, то ждать от него конструктивной и продуктивной работы не приходится. У меня, например, таких надежд нет».

В сложившихся условиях, по мнению Александра Леонтьева, необходимо срочно создавать структуры с чрезвычайными полномочиями, в состав которых обязательно включать представителей силового и правоохранительного блоков - прокуратуры, ФСБ, МВД, Следственного Комитета - и представителей инициативных групп граждан из территорий, «охваченных этими процессами»:

«То, что происходит в Московской области, и всё это есть в открытых источниках и никем достоверно не опровергнуто, показало, что этот бизнес весьма доходный, во-первых, а, во-вторых, криминальный и достаточно коррумпированный. Когда стали разбираться в московских свалках — что там, кто и как - там оказались очень интересные вещи, что бенефициары находятся в офшорах, и компании с уставными фондами в 10 тысяч рублей получают миллиардные контракты. При этом распространены чёрные схемы расчётов прямо на полигонах. И вся эта конструкция совершенно не заботится о конституционных правах граждан, а занимается выкачиванием денег. Поэтому в составе чрезвычайной экологической комиссии обязательно нужны представители силовых структур, которые этот вопрос взяли бы под жёсткий контроль. Если в других регионах есть проблемы коррупционного и криминального характера, с какой стати мы будем думать, что у нас этого абсолютно нет? Силовики как раз и должны максимально обеспечить защиту от этих вещей, потому что главы муниципальных образований заинтересованы в нахождении на своих территориях таких объектов, потому что это деньги в бюджет, которые потом можно раскладывать на благо, не на благо, на благо всех, на разные блага. Кроме этого, только силовики могут распутать сложившиеся в территориях взаимосвязи между чиновниками и бизнесом».

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ НУЖНО РЕШАТЬ ИСХОДЯ ИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОЦИУМА»

Leont5.jpg

Александр Леонтьев считает, что пример с проектом по размещению «мусорного объекта» на территории Филипповского сельского поселения Киржачского района показывает не только неэффективность действий администрации Владимирской области, но и неправильное понимание региональными властями сигналов и поручений со стороны «гаранта Конституции». Координатор движения «9 сентября» считает неверным, что государственная задача по созданию комфортной экологической среды для граждан решается в интересах инвестора, а не общества:

«На сегодняшний день есть заявление, что в Филипповском сельском поселении всё остановлено и эти процессы прекращены, и этот инвестор ушёл, но документы, как вы знаете, не отменены, и в этой плоскости вопрос остался на том же уровне, на котором он был когда-то принят. Почему так произошло в Филипповском? Вот представьте: даётся команда о привлечении крупного бизнеса к решению этих проблем; ставится задача на самом высшем уровне. Крупный бизнес говорит: “Да, мы пошли выполнять эту задачу”, и приходит в регион. В регионе выбирают какую-то площадку, и говорят: “Вот эта площадка — самая лучшая”. Дороги все есть, инфраструктура есть, электрика есть, там войсковая часть была. Ничего особенного делать не надо, всё очень быстро. То есть, региональные власти решили удержать крупных инвесторов, предлагая интересные с точки зрения инвестиций площадки, которые, скажем так, быстро окупаются, имеют высокий уровень рентабельности. Может быть, это и правильно, потому что годами нас приучали искать и привлекать в регион инвесторов, и вся наша политика на этом фоне топчется — как бы нам привлечь сюда побольше инвестиций - и зарубежных, и наших, и всяких разных. Очевидно, что этот тренд превратился в такое желание удержать большого инвестора, предложить ему самые “вкусные” инвестплощадки, и мы этим путём пошли. Но мы считаем, что вопросы мусора являются конституционными — это обеспечение конституционных прав жителей, то есть это — вопросы государственной важности, социальной важности, и отдавать эти вопросы на решение инвестиционной привлекательности этих площадок — совершенно неправильно. Задача, и в этом его совершенно нельзя винить, вложить рубль и побыстрее получить два рубля прибыли, и желательно, через год, а не через пять. Но многие государственные задачи нужно решать исходя из потребностей социума, из потребностей общества, а не способствовать максимально быстрому возврату вложений. Мы на эти грабли в очередной раз наступили, может быть, по инерции, может быть, ещё по какой-то другой причине. Но Конституция требует от нас совершенно другого решения вопроса. А это уже длинные деньги на строительство подъездных путей, дорог к местам, где нет населённых пунктов, где можно такие объекты разворачивать. Это — совершенно другая задача, не предусматривающая быстрой отдачи и возврата вложенных ресурсов; она предусматривает другой эффект — не экономический, а социальный. Мы считаем, что у нас неправильный подход к решению этих проблем».

ВЛАСТИ НЕ КОНТРОЛИРУЮТ ЧАСТНИКОВ

Александр Леонтьев считает, что государственное регулирование в сфере обращения с отходами должно быть более жёстким, а пока всё сводится к тому, что, в случае с частными полигонами, власти вынуждены признавать, что не знают, кто и откуда завозит во Владимирскую область мусор. При этом следуют категорические заявления, что легальных отходов из других областей у нас нет. Леонтьев рассказал, что утром 13 апреля он лично видел мусоровоз с московскими номерами, повернувший в сторону полигона в Петушинском районе:

«Если я не ошибаюсь, на Петушинском полигоне у нас частная составляющая. И [первый] заместитель губернатора [Владимирской области по развитию инфраструктуры, ЖКХ и энергетики Лидия Смолина] говорит, что власти не контролируют владельца-частника по завозу мусора — он может заключить договор с кем угодно, и возить хоть с Мурманска. Она не такими словами говорила, но смысл в том, что власти не знают о том, с кем у владельцев полигонов какие взаимоотношениях. Я вам скажу так, я сегодня утром ехал из Москвы сюда за большим прицепом с мусором, с московскими номерами. Я за ним доехал до разворота на полигон. Это к разговору о том, что “не возят”, “не видим”, или “меняют номера”. Возят, даже с московскими номерами».

ПОМОГАТЬ МОЖНО, НО ЗА ДЕНЬГИ

Leont3.jpg

Вместе с тем, Александр Леонтьев считает, что регионы до определённого предела должны помогать друг другу в решении «мусорного» вопроса, то есть принимать отходы соседей, но на абсолютно прозрачных условиях — временно и с оплатой таких «услуг»:

«Легко сказать: “Берите свой московский мусор и вываливайте в своих дворах”. Но, на всякий случай, в Подмосковье живёт 16 миллионов человек, и там плотность населения высочайшая. Но подставлять плечо помощи нужно разумно, с пониманием того, на какой срок принимать отходы, на какие мощности. И за это нужно обязательно платить, чтобы мы могли на эти средства скорейшим образом, незамедлительно, развивать собственные программы утилизации отходов. При этом объём размещаемых отходов должен быть абсолютно понятным, допустимым для наших мощностей, с обязательным условием его дальнейшей переработки, то есть вывоза, то есть речь может идти только о временном размещении. Но ещё раз повторяю: варианты, как это произошло в Киржаче, недопустимы. Объект министерства обороны, и переводить земели, по площади равные сорока Марьинским полигонам в Камешковском районе, на эти нужды — это за пределами разумности».

ПУТИН ВСЁ ЗНАЕТ, И СО ВСЕХ СПРОСИТ

Leont4.jpg

Координатор Владимирского регионального движения «9 сентября» полагает, что «гарант Конституции» скоро сделает выводы о том, как исполняются его поручения по наведению порядка в сфере обращения с отходами, и даст оценку «соответствующим исполнителям», которые своими действиями вызвали возмущение граждан:

«Мне кажется, наш гарант Конституции выводы обязательно сделает о том, что поручалась одна мысль, а её реализация у нас как всегда пошла по-другому: все реализовали, как могли».

В качестве примера Александр Леонтьев рассказал историю о том, как 19 марта, на следующий день после выборов президента России, администрация Камешковского района представила в комиссию райсовета предложение по выделению дополнительных земель под Марьинский мусорный полигон:

«Посылы главы государства на местах понимаются совершенно как-то по-другому. Например, так: вы хоть умрите, но землю переведите, чтобы здесь был полигон. Или администрация Камешковского района 19 марта, на следующий день после президентских выборов, вынесла на комиссию райсовета вопрос о расширении Марьинского полигона. Я тогда главе администрации [Анатолию Курганскому] сказал: “У нас ещё [председатель Центральной избирательной комиссии] Элла Памфилова не набрала волшебных чернил в ручку, чтобы подписать итоговый протокол по выборам, а вы уже вынесли вопрос о расширении Марьинского полигона, зная прекрасно всю предысторию, зная прекрасно о накале в этой сфере”. И ровно два дня спустя, мне, как депутату от Пенкинского сельского поселения, пришло заявление от жителей Марьинки о том, что им там невозможно жить. Вот я как должен был себя вести? На Совете часть депутатов из правящей партии нас поддержала, и решение не прошло».

Леонтьев добавил, что администрация Камешковского района не обсуждала проект расширения Марьинского полигона с жителями. А депутатам в обоснование принятия решения о выделении дополнительных земель под свалку был представлен протокол публичных слушаний 2015 года, проведённых совсем по другому вопросу.

ПЯТЬ ЛЕТ ПРАЗДНИКОВ И ФОРУМОВ

Leont6.jpg

Александр Леонтьев подчеркнул, что движение «9 сентября» нацелено на конструктив и получение результата в решение мусорной проблемы - активисты не намерены ни подогревать протесты, ни заниматься огульной критикой. Но, со слов Леонтьева, во Владимирской области под руководством губернатора Светланы Орловой любая конструктивная критика воспринимается исключительно как раскачивание лодки. Леонтьев считает, что власть должна пересмотреть отношение к требованиям общественности, так как Владимирской области ещё только предстоит пройти через то, что сейчас происходит в Подмосковье:

«Я ни в коей мере не хочу себя ассоциировать с “трусами и мразями”, которые мешают кому-то жить, но у нас, к сожалению, за эти пять лет сложилась ситуация, что если вы имеете мнение, отличное от мнения губернатора, то вы враг не только губернатора, но и всей России. Я с этой позицией несогласен, считаю, что истина познаётся в труде и знаниях, и мы, как регион, имеем право предложить не только себе, но и соседям, некие поиски пути выхода из таких проблем с помощью привлечения и научных знаний, и мнения широкого круга экологов. У нас всё для этого есть. Вы же все наблюдаете, что Россия в короткие сроки создаёт уникальные виды оружия. Я не сомневаюсь, что мы сможем в кратчайшие сроки и проблему обращения с отходами решить, и организовать все технологические цепочки. Но пока мы смотрим на инвестора, который на вложенный рубль хочет получить два доллара, мы эту проблему не решим никогда... И то, что произошло в Подмосковье, говорит о том, что уровень тех кадров, которые в регионах и муниципалитетах по вертикали должны как бы решать все эти задачи, наверное, не соответствует желаемому. Пока больше всего примеров из Московской области, но нам тоже предстоит через это, поэтому нам сегодня важно не протестные настроения культивировать, ни в коем случае. Мы должны проделать сложную работу. С одной стороны, не допустить реализации проектов, которые идут в разрез с конституционными нормами, но, с другой стороны, у нас времени нет. В выигрыше будут регионы, начавшие эту работу безотлагательно. А у нас последние пять лет только праздники, форумы, пленумы, всё очень хорошо, нам говорят, что всё попёрло. А мы каждый день сталкиваемся с обратным. Пришло время действий, и то, что сегодня происходит в сфере обращения с отходами — это нам сигнал о том, что власть должна отвечать требованиям, предъявляемым к народной власти, работать в целях создания для людей условий, гарантированных Конституцией. Пока у нас власть этим заниматься не будет, мы вот так и будем шарахаться из стороны в сторону».