zebra-tv.ru/novosti/vlast/o-krovavom-rezhime-pressuyushchem-direktorov-upravlyashek/

О «кровавом режиме», прессующем директоров «управляшек»

Главный жилищный инспектор Владимирской области считает, что руководители управляющих компаний получают деньги ни за что, а когда их начинают оштрафовать, они жалуются на «кровавый режим»
16 августа 2016, 18:06

Денежные средства, собранные с собственников жилья за обслуживание многоквартирных домов, управляющие компании (УК) сразу записывают себе в прибыль, а выполнение обязательств перед жителями расценивают как убыток. Поэтому более эффективным директором УК является тот, кто меньше делает, - заявил начальник Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) администрации Владимирской области Сергей Шахрай.

shahray5.jpg

По мнению главного госжилинспектора 33 региона, эффективно воздействовать на недобросовестные управляющие компании можно наложением штрафов не на их директоров, а непосредственно на юридические лица. По его словам, руководители УК - люди наёмные, их зарплата ни от чего не зависит, и какие убытки несут возглавляемые ими организации, им неинтересно. Более того, они даже просят у учредителей премии за то, что «кровавый режим» (в лице ГЖИ) их незаконно наказывает. А вот когда собственники УК поймут, что штрафы уменьшают прибыль, и своими действиями недобросовестные директора наносят компаниям ущерб, то они разберутся с директорами.

Сергей Шахрай также объяснил, почему поставщики коммунальных услуг частенько обсчитывают потребителей. Всё дело в том, что за нарушения порядка начисления платы за блага цивилизации никого к ответственности привлечь невозможно. Если человек пожаловался в жилищную инспекцию на то, что ему необоснованно завысили счёт, то ГЖИ может только обязать коммунальщиков вернуть разницу. Это не препятствует тому, что этого же гражданина обсчитают в следующем месяце. Шахрай сообщил, что в таких случаях правильно было бы штрафовать тех, кто не умеет считать, на очень серьёзные суммы, и соответствующий закон находится в стадии разработки.

Сергей Шахрай, начальник Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области:

  • Могу рассказать вообще, почему происходят правонарушения в сфере ЖКХ, например, и с чем связаны такие вещи в порядке оплаты [жилищно-коммунальных услуг]

  • Что касается порядка оплаты, почему происходят нарушения? Они происходят потому, что нет нормальной ответственности за эти нарушения

  • Вот, смотрите: выявили мы нарушение — обсчитали, например, гражданина на 10 тысяч рублей. Выдали предписание, гражданину деньги вернули. Молодцы. А за следующий месяц они опять выставили ему квитанцию и ещё раз обсчитали на 10 тысяч рублей. Я не могу сразу взять и привлечь их к ответственности. Я могу только сказать: «Нет, ребята, так нельзя. Вы незаконно выставили 10 тысяч рублей». И они опять вернут, но получается, что нет ответственности за нарушение порядка начисления платы

  • Вот это очень серьёзный момент, и поэтому сейчас есть законопроект, который проходит финальную стадию согласования, где предусмотрены, в том числе штрафы для потребителей [от редакции: Шахрай оговорился, он имел в виду поставщиков услуг]

  • Я считаю, что это правильно: обсчитал на 10 тысяч гражданина — 30 тысяч верни. И тогда не будет желания вот эти игры с квитанциями вести, хитрости применять, потому что будет понимание — обсчитал, придётся вернуть больше. Считаю, что ещё отдельно должна быть административная ответственность

  • Вот почему так много обращений граждан в сфере ЖКХ? Это лично моё мнение, с ним можно не соглашаться, но я это вижу в ходе рассмотрения обращений граждан, я ещё анализирую причины совершения правонарушений, как я считаю должен делать любой юрист, любой специалист в своей сфере

  • У нас как идёт схема? Мы каждый месяц платим по тысяче рублей управляющей организации. Заплатили, управляющая организация сразу, априори, считает эту сумму прибылью своей, а все любые работы, которая она должна провести [на вашем доме] уже считает своим убытком. И таким образом эффективным директором получается тот директор, который чем меньше работ провёл, тем больше в карман положил

  • В итоге мы бегаем как ошпаренные за управляющей организацией, заставляя её проводить работы, а жилищную инспекцию фактически стараются использовать как такой диспетчерский центр: пока мы не пришли [управляющую компанию] со штрафом - «сейчас мы вас на 250 тысяч, ого-го-го»; они такие - «ой» - починили балкон, покрасили стену, и дальше — всё

  • Вот, например, я особенно не вижу, чтобы управляющие организации регулярно, например, ремонтировали фасады, окрашивали и так далее. Поэтому мы в этом году очень сильно изменили порядок нашей работы

  • Раньше было популярное мнение, что все штрафы [управляющими компаниями] оплачиваются за счёт денег жителей, надо вроде бы поменьше штрафовать, и, соответственно, побольше выдавать предписаний. Я считаю, что действовать надо по-другому, и мы, собственно, этот порядок действий уже изменили

  • Если управляющая организация с жителями эти вопросы не решает, а она должна решать вопросы с жителями по обслуживанию дома, если допускает нарушения, то, соответственно, выйдя на проверку, мы сначала составим протокол об административном правонарушении, а потом уже, соответственно, пускай устраняют нарушения, проводят соответствующие работы

  • Это важно, для жилищной инспекции основная задача — постоянно системное обслуживание жилищного фонда, а не работать диспетчерской службой

  • В любом случае, те деньги, которые они [в управляющей компании] спишут со счёта [дома], это незаконно. Это нецелевое использование средств, здесь может отработать полиция

  • И, опять же, если посмотреть по большинству домов у нас многоквартирных, то у 70% домов либо на счёте ноль, либо минус, и поэтому вроде как можно вообще ничего не делать. Хотя, по закону, независимо от того, какие средства есть на счёте, это также судебная практика подтверждает, все работы должны быть проведены

  • Поэтому штраф — это в первую очередь сигнал и знак даже не для директора, а для учредителя управляющей организации, которая планирует получать прибыль, что так ты прибыль, таким подходом, не получишь

  • Хочешь получать прибыль — работай честно, договаривайся с жильцами об оплате, об увеличении размера оплаты, и так далее, планируй работы. Если по тебя не будет обращений, если ты будешь нормально работать, то ты соответственно, будешь что-то зарабатывать; но не так, что 100% [средств с жителей] собрал, 100% [положил себе] в карман, а жителям вешаешь лапшу про то, что в стране кризис, денег нет, и так далее

  • Вот эти все вещи, конечно, недопустимы, поэтому порядок работы здесь мы несколько ужесточили, и я считаю, что это должно дать результаты, это в принципе даёт результаты

Вопрос:

  • А штраф лично на директора, или, вообще, на компанию?

Сергей Шахрай:

  • В зависимости от правонарушения

Вопрос:

  • Вы как считаете, что эффективнее?

Сергей Шахрай:

  • Я всегда считал, что эффективнее всегда штраф на директора, на должностное лицо, потому что это штраф с его зарплаты

  • Но, вместе с тем, как показала практика, в некоторых случаях эффективнее накладывать штраф именно на юридическое лицо

  • Директор [управляющей организации] — лицо наёмное, он получает ежемесячную зарплату, и его зарплата фактически ни от чего не зависит. Плюс он может всегда сказать учредителям: «Ой, вы знаете, тут кровавый режим, меня прессуют, и, соответственно, меня незаконно оштрафовали, выдайте мне премию»

  • Ему выдадут премию, и у него вроде бы всё хорошо. Какие убытки при этом несёт организация, ему зачастую неинтересно совершенно - он свою зарплату получил, премию получил, он — молодец, а вот тут кровавый режим его, понимаешь, прессует, что ты будешь делать?

  • И, соответственно, когда уже учредитель видит, что юрлицо недополучает прибыль, недополучает доход, уже были случаи, когда из-за штрафов, которые вынесла инспекция, учредители были вынуждены идти на контакт, разбираться как-то со своими директорами, что происходит, почему происходят такие нарушения? Потому что многократно не исполнялись предписания, не проводились работы для жителей, и таким образом вот эти работы были в итоге проведены, и учредители существенно изменил работу своих директоров. Они поняли, что директора таким образом наносят им финансовый ущерб. Ещё раз говорю: [на кого налагать штрафы - зависит] от ситуации