zebra-tv.ru/novosti/vlast/raskhody-ne-berutsya-iz-vozdukha/

«Расходы не берутся из воздуха»

Первый вице-губернатор Владимирской области Вячеслав Кузин рассказал, на что будет потрачен региональный бюджет 2017 года, и за счёт чего власти планируют ликвидировать дефицит казны
24 ноября 2016, 09:00
Фото пресс-службы администрации Владимирской области

Администрация Владимирской области предложила Законодательному Собранию принять региональный бюджет на 2017 год со следующими параметрами: доходы 47,8 миллиардов рублей, расходы - 50,1 миллиарда рублей, с дефицитом в размере 2,3 миллиарда рублей (6,2% от собственных налоговых и неналоговых доходов области). Такие цифры назвал первый заместитель губернатора, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики Вячеслав Кузин, выступая на публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов.

Зебра ТВ ранее писала о том, как, со слов Кузина, будет формироваться доходная часть бюджета. А с расходами дело будет обстоять следующим образом.

ВСЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА БУДУТ ИСПОЛНЕНЫ В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ

slide13.jpg Все слайды — из презентации Вячеслава Кузина

«В расходной части учтены все действующие расходные обязательства, их объём составит в 2017 году 47 миллиардов 878 миллионов 423 тысячи рублей, или рост 104,2% к плану 2016 года, соответствующие темпы заложены и в следующих планах скользящей трёхлетки», - заявил Вячеслав Кузин.

На выполнение социальных обязательств в течение следующих 3 лет в областном бюджете планируют закладывать около 14 миллиардов рублей ежегодно. На слайде видно, на что пойдут эти деньги.

slide14.jpg

Кузин сообщил, что расходные параметры бюджета на ближайшие 3 года позволят, кроме исполнения всех социальных обязательств, обеспечить и реализацию указов президента, подписанных в мае 2012 года. На эти цели в областном бюджете 2017 года запланировано 14 миллиардов рублей, и по 10,8 миллиарда - в 2018 и 2019 годах.

slide15.jpg
slide16.jpg
«Граждане должны быть уверены, что все социальные обязательства на территории Владимирской области будут исполнены в полном объёме. Вот это — основная задача, она поставлена президентом, она поставлена председателем правительства Российской Федерации для бюджетов всех уровней. Эта задача — для всех, и она будет у нас решена», - заявил первый вице-губернатор.

Вот как исполняются «дорожные карты» по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, на которых распространяются майские указы президента.

slide17.jpg

Вячеслав Кузин сообщил, что власти Владимирской области взяли на себя дополнительные социальные обязательства, предложения по которым содержались в рекомендациях участников публичных слушаний по проекту бюджета на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов, которые прошли год назад. Вот их полный перечень.

slide18.jpg
«Объём вновь принимаемых расходных обязательств [по рекомендациям участников прошлогодних публичных слушаний] составит в 2017 году 2 миллиарда 257 миллионов, в 2018-ом — 2,36 млрд, в 2019-ом - 2 миллиарда 870 миллионов. Что это такое? В составе новых расходных обязательств предусмотрена индексация всех социальных выплат населению, заработной платы [работникам бюджетных учреждений]. Вы знаете, что на федеральном уровне далеко не все социальные обязательства, например, материнский капитал федеральный, он не индексируется. Но мы принимаем решения, основываясь на решениях публичных слушаний, поручении губернатора в связи с этим, мы индексируем наш региональный материнский капитал. Их два направления — федеральный и региональный. На федеральном уровне только где-то половина всех социальных выплат индексируется, чуть, может, больше; у нас принято решение все, проиндексировать все объёмы», - пояснил Вячеслав Кузин.

Областные власти согласились с предложением общественности проиндексировать заработную плату тем бюджетникам, на которых майские указы президента не распространяются.

slide19.jpg

Вячеслав Кузин, первый заместитель губернатора Владимирской области, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики:

  • Расходы - это всегда тема, которая всегда интересует больше всего. То есть, как мы будем зарабатывать средства, я рассказал, теперь [поясню], как [мы будем] их тратить

  • В расходной части учтены все действующие расходные обязательства, их объём составит в 2017 году 47 миллиардов 878 миллионов 423 тысячи рублей, или рост 104,2% к плану 2016 года, соответствующие темпы заложены и в следующих планах скользящей трёхлетки

  • Это обеспечит полную реализацию всех принятых социальных обязательств и майских от 2012 года указов президента Российской Федерации. На эти цели, соответственно, запланировано в областном бюджете [на 2017 год] 14 миллиардов рублей, и 10,8 миллиарда рублей ежегодно

  • Граждане должны быть уверены, что все социальные обязательства на территории Владимирской области будут исполнены в полном объёме. Вот это — основная задача, она поставлена президентом, она поставлена председателем правительства Российской Федерации для бюджетов всех уровней. Эта задача — для всех, и она будет у нас решена

  • Базой для принятия бюджетных обязательств являются федеральные и областные законы, которые содержат финансово-экономическое обоснование. Вот, [специально] для публичных слушаний: расходы не берутся из воздуха; никто не может для себя самостоятельно придумать расходы. Когда принимается федеральный или областной закон, к нему обязательно должно быть финансово-экономическое обоснование. Это и есть тот объём будущих расходов бюджета, которые мы будем уже обязаны реализовать после принятия того, или иного закона. Это к тому, что ни губернатор, ни президент, ни председатель правительства, ни отдельно взятый депутат или чиновник любого уровня самостоятельно расходы придумывать не может по закону. Все расходные обязательства вытекают из федерального и областного законодательства, на муниципальном уровне — из муниципальных правовых актов. Сначала правовые акты — потом уже бюджет

  • Кроме того, [была проведена работа] по поручению губернатора области, [как было отмечено] в рекомендациях участников прошлых публичных слушаний, вот на этом я остановлюсь отдельно, потому что публичные слушания проводятся не ради слушаний - всё, что нельзя, допустим, реализовать в тот период, когда они проводятся, они обязательно включаются в план работы и администрацией области тоже, и уже в следующих бюджетных циклах мы учитываем эти материалы в обязательном порядке

  • Так вот, объём вновь принимаемых расходных обязательств [по рекомендациям участников прошлогодних публичных слушаний] составит в 2017 году 2 миллиарда 257 миллионов, в 2018-ом — 2,36, в 2019-ом - 2 миллиарда 870 миллионов. Что это такое? В составе новых расходных обязательств предусмотрена индексация всех социальных выплат населению, заработной платы [работникам бюджетных учреждений]

  • Вы знаете, что на федеральном уровне далеко не все социальные обязательства, например, материнский капитал федеральный, он не индексируется. Но мы принимаем решения, основываясь на решениях публичных слушаний, поручении губернатора в связи с этим, мы индексируем наш региональный материнский капитал. Их два направления — федеральный и региональный. На федеральном уровне только где-то половина всех социальных выплат индексируется, чуть, может, больше; у нас принято решение все, проиндексировать все объёмы

  • Кроме этого, есть категория работников бюджетной сферы, тут тоже нужно реально понимать, которые не попадают под действие [майского] указа [президента по созданию «дорожных карт» по повышению их заработной платы]. Вот чем сильны указы президента? Я всегда говорю об этом: они не зависят от решений власти, там не надо ставить вопрос об индексации — мы обязаны, в соответствии с указом, заработная плата, всех, кто попадает под указы президента, она растёт вместе со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации. Но есть категории людей, которые не попадают под сферу этого указа. Это работники других бюджетных отраслей, на которых напрямую указ не распространяется. В этом году, опираясь на рекомендации участников прошлых бюджетных слушаний, принято решение проиндексировать заработную плату и этой категории работников бюджетной сферы

  • В составе действующих обязательств в полном объёме выделены дополнительные средства на модернизацию социальной сферы, энергосбережение, развитие моногородов, тоже из всех принятых законов

  • Общий объём расходов областного бюджета на исполнение действующих и новых расходных обязательств запланирован в 2017 году 50 миллиардов 136 миллионов, в 2018-2019 годах — соответствующие суммы, но трёхлекта скользящая, они будут уточняться. Пока мы больше уделяем внимания 2017 году, как базовому году этой скользящей трёхлетки

ДВЕ ТРЕТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА — НА СОЦИАЛКУ

slide30.jpg
slide31.jpg

68% расходов областного бюджета будут иметь ярко выраженную социальную направленность.

«Сохранена высокая доля расходов на социальную сферу, мы от этого никогда не уйдём и никогда не откажемся», - заявил Вячеслав Кузин.

Главный финансист Владимирской области отметил, что 21,5% расходов бюджета пойдёт на поддержку реального сектора экономики. Это, по его словам, свидетельствует, что финансирование «точек роста» осуществляется исключительно за счёт «собственных усилий» региона без помощи из федерального Центра.

Вячеслав Кузин, первый заместитель губернатора Владимирской области, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики:

  • Функциональная структура расходов представлена на слайдах

  • Сохранена высокая доля расходов на социальную сферу, мы от этого никогда не уйдём и никогда не откажемся — 68% от общих объёмов расходов областного бюджета идёт на социальную сферу. А вот расходы на поддержку реального сектора экономики уже превышают 21,5%. И вот этот вот рост говорит о том, что это — средства развития, это те точки роста, которые мы поддерживаем на территории Владимирской области уже за счёт собственных усилий [без поддержки из федерального бюджета]

КАК БУДЕМ БОРОТЬСЯ С ДЕФИЦИТОМ

В связи с принятием новых расходных обязательств законопроект об областном бюджете на 2017 год и следующие два года пока внесён с дефицитом. По данным Вячеслава Кузина, расчётный дефицит бюджета Владимирской области в 2017 году составит 2 миллиарда 298 миллионов рублей, или 6,2% к налоговым и неналоговым доходам. К 2019 году его планируется сократить до 5,8% от собственных заработков региона.

slide95.jpg
slide96.jpg

Кузин напомнил, что бюджет изначально всегда верстается с дефицитом, но по ходу его исполнения этот дисбаланс устраняется за счёт того, что властям удаётся привлечь «наиболее дешёвые» кредитные ресурсы. Первый вице-губернатор надеется, что и в 2017 году также удастся сократить дефицит бюджета, тем более, что такая задача поставлена президентом. Кстати, снижение дефицита напрямую влияет и на размер государственного долга. Вячеслав Кузин отметил, что Владимирская область входит в четвёрку регионов с самым низким госдолгом.

Вячеслав Кузин, первый заместитель губернатора Владимирской области, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики:

  • В связи с принятием новых расходных обязательств законопроект предложен пока с дефицитом. Расчётный дефицит областного бюджета составляет в 2017 году 2 миллиарда 298 миллионов, или 6,2% к налоговым и неналоговым доходам. В 2018 году — это [будет] 6%, в 2019 году — 5,8%

  • Это означает только одно, что администрация будет работать в течение всего и 2017 года, и всей трёхлетки, для того, чтобы привлекать средства, чтобы привлекать те реальные источники, включая использование и государственного имущества, которые пойдут на сокращение этого дефицита. А дальше следует предельный объём [государственного] долга. А предельный объём долга как раз вытекает из дефицита, потому что единственным источником законным [погашения дефицита] являются кредиты коммерческих банков. Но эти кредиты не обязательно должны быть привлечены, это условие, которое невозможно нарушить. А дальше начинается работа

  • И вы уже видите, что прошлый год [мы] завершили с профицитом, небольшим, но профицитом. При том, что когда планировали бюджет [2015 года], он планировался с дефицитом

  • Так вот это задача администрации, всех её структур — привлекать те источники, наиболее дешёвые, наиболее необременительные, но которые ведут к сбалансированности бюджета. Президент поручил принять исчерпывающие меры для сокращения дефицита бюджетов, и, как следствие, - [сокращения] государственного долга в субъектах

  • Кстати, по этому показателю в ЦФО близко к нам никого нет, а в целом в Российской Федерации, даже с учётом муниципального долга, в расчёте на одного жителя, мы находимся в хорошей компании — Ямало-Ненецкий автономный округ, нефтяной [регион], Тюменская область, Ленинградская и мы. Хорошая компания, правда?

  • И в целях выполнения поручения президента Российской Федерации, мы как раз и будем работать в этом направлении. Главная задача — она не снимается, и, возможно, что после распределения в этом году на федеральном уровне финансовой помощи [регионам], мы уже в эти цифры будем вносить изменения с целью сократить дефицит, если мы получим эти источники [финансирования] И есть надежда, что это будет.

Параметры консолидированного областного бюджета (с учётом доходов и расходов муниципальных образований) выглядят так.

slide97.jpg