Представленный депутатам профильного комитета горсовета бюджет Владимира, мягко говоря, не вызывает оптимизма. Мэрия областной столицы прогнозирует существенное сокращение расходов абсолютно по всем отраслям. При этом серьезного роста доходов не ожидается. Разве что по штрафам запланирован рост аж на 61%.
Как и последние 3 года, бюджет-2015 будет дефицитным. Разница между прогнозируемыми доходами и запланированными расходами составит 3%. А с учетом кредитов, взятых в предыдущие годы, дефицит бюджета города Владимира вырастет аж до 10%.
Скрывать то, что столица Владимирской области постепенно скатывается в долговую яму, получается все хуже. Начальник финансового управления администрации города Владимира Вера Трусова демонстрирует депутатам слайды, на которых видно, что к 2018 году муниципальный долг может вырасти до 1 миллиарда рублей. Уже сейчас долг города Владимира составляет более 750 миллионов.
Депутаты поинтересовались у главной финансистки города Владимира, нельзя ли заменить коммерческие кредиты с грабительскими процентами на беспроцентный бюджетный заем, как это делает администрация Владимирской области. Оказалось, что региональной власти получать такие выгодные кредиты у государства получается далеко не всегда.
Озабоченные плачевными перспективами жить в долг депутаты предложили мэрии сократить расходы. Например, на содержание собственного аппарата. Но представители администрации города Владимира попытались убедить депутатов, что расходы на управленческий аппарат не превышают разрешенной нормы в 5,4% от доходов бюджета.
В мэрии областной столицы заявили, что на зарплаты чиновников в год тратится всего 300 млн рублей, которые не спасут город от дефицитного бюджета. А снижать зарплату сотрудникам горадминистрации руководство Владимира не хочет, потому что тогда будет не найти специалистов, согласных работать за копейки. Но депутаты не очень поверили в непривлекательность муниципальной службы.
На обсуждении бюджета в качестве члена Совета старейшин пришел экс-мэр города Владимира Игорь Шамов. Бывшему градоначальнику чрезвычайно не понравился пессимистический настрой депутатов и чиновников. Шамов предложил думать не о сокращении расходов, а об увеличении доходов.
Один из главных резервов доходной составляющей бюджета, по мнению экс-мэра, - это малый и средний бизнес. Но Игорь Шамов ни от кого не услышал, что как во Владимире планируют сохранять и развивать бизнес-среду.
По мнению экс-мэра, кроме поддержки предпринимательства, которое даст городу и новые рабочие места, и дополнительные налоговые поступления в бюджет, есть и еще один скрытый и совершенно неиспользуемый резерв. И тут не дорабатывают депутаты, - обрушился с критикой на народных избранников Игорь Шамов. По его оценке, депутатам предлагают весьма пессимистичный сценарий развития города, который ведет областную столицу прямиком в долговую яму, а они лишь покорно кивают и изображают озабоченность на лицах.
Экс-мэр прямо спросил начальника финансового управления администрации Владимира, сколько реально денег нужно городу, чтобы хватило на все обязательства, но чтобы при этом больше не залезать в долги. Вера Трусова ответила, что сейчас доход бюджета спрогнозирован на уровне 5,8 млрд рублей, а для безбедной жизни надо бы 7 миллиардов. Игорь Шамов заявил, что он знает, где взять эти деньги.
Для справки:
Предмет первого чтения бюджета:
ДОХОДЫ
Прогнозируемые доходы города Владимира на 2015 год считали исходя из трех основных источников:
По налогам планируется рост по сравнению с 2014 годом на 129 млн за счет НДФЛ - рост на 10%. То есть более 274 тысяч горожан вложат в следующем году в бюджет Владимира 1,4 млрд. Прогнозируют также и рост земельного налога на 17 млн, который тоже платят горожане. А налог на имущество горожан должен составить 54 млн, что ниже плана текущего года на 5 млн.
Прогнозы на бизнес весьма скромные. ЕНВД ожидается на уровне 381 млн — снижение на 23 млн по сравнению с 2014 годом. Также ожидается снижение и по единому сельхозналогу, и по акцизам от ГСМ.
Выпадающие доходы бюджета - это всевозможные льготы на уплату налогов — запланированы на уровне 362 млн.
Бюджетная обеспеченность на 1 горожанина составит 10 тысяч, что примерно на 400 рублей больше, чем в этом году.
Безвозмездные поступления (субсидии, субвенции и дотаций из областного и федерального бюджетов) — 2,3 млрд. Это почти на полмиллиарда ниже уровня 2014 года. Впрочем, по практике эта сумма в течение года может вырасти, как это бывало прежде.
Недоимка по налогам и прочим платежам в бюджет города выросла уже в этом году и сейчас составляет 80 миллионов.
В общем объеме городского бюджета собственные доходы составляют 62%, а 38% - это средства финансовой помощи от области и федерации.
РАСХОДЫ
В условиях нестабильной экономической ситуации в стране перед муниципалами поставили задачу не наращивать расходы сверх реально получаемых доходов, а повышать качество и эффективность расходования средств. При этом на следующий год запланирован значительный рост расходов на фоне снижения темпа роста доходов.
Например, рост прогнозируемых доходов составит всего 166 млн, а только на повышение уровня зарплаты в сфере образования, согласно майским указам Путина, понадобится 219 дополнительных миллионов. А еще из расходов, которых не было в 2014 году, понадобятся 17,5 млн на проведение выборов во Владимире.
Почти 55% расходов бюджета — это зарплаты. Остальное — оплата услуг ЖКХ, налогов, социальное обеспечение, поддержка спортивных команд и прочее.
Муниципальный долг на начало 2015 года составит 759 млн. А с учетом новых долгов, которые планирует брать мэрия, к концу года вырастет до 883 млн. Мэрия хочет залезть в долги еще на 350 млн. При этом только 230 млн уйдет на погашение ранее взятых кредитов.