«Вчера Volkswagen – хорошо, сегодня Volkswagen – плохо»
Члены Экспертного Совета по актуальным вопросам социально-экономического развития Владимирской области вспомнили про то, что концерн Volkswagen разместил производство не у нас, а в Калужской области, и дали понять, что в кризис пользы от этого инвестора было бы немного
Пётр Фокин13 апреля 2015, 08:32
10 апреля в пресс-центре «КП-Владимир» состоялась презентация вновь созданного Экспертного совета по актуальным вопросам социально-экономического развития Владимирской области. В него входят 13 человек. Одиннадцать представляют Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ВФ РАНХиГС), двое - Владимирский государственный университет (ВлГУ).
Эксперты коротко высказали свою точку зрения по различным вопросам, касающимся ситуации в 33 регионе. Когда речь зашла об инвестициях, экспертов спросили: а может быть, учитывая бушующий кризис, нам повезло, что немецкий автогигант Volkswagen в своё время выбрал для размещения производства не Владимирскую, а Калужскую область?
Напомним, VW дважды - в 2007 и 2012 годах - вёл переговоры с Белым домом по поводу возможного размещения производства на территории Собинского района Владимирской области. В итоге, оба раза концерн делал выбор в пользу Калужской области, так как владимирские власти отказались, в виду отсутствия средств в бюджете, оплачивать подведение к земельному участку коммуникаций, на чём настаивали в Volkswagen.
После этого оппоненты тогдашнего губернатора Николая Виноградова использовали аргумент «зато упустили Volkswagen»всякий раз, когда Белый дом рапортовал об успехах в деле привлечения инвестиций.
На Экспертном Совете прозвучало, что история с VW является иллюстрацией к тому, что во Владимирской области тогда проводилась (и сейчас проводится) «продуманная, бездолговая, очень экономная бюджетная политика», да, и вообще, свет не сошёлся клином на одном Volkswagen.
Вопрос:
Несколько лет назад, мы помним эту нашумевшую историю, о том, что к нам не пришёл Volkswagen, потому что областные власти отказались им строить все коммуникации, так как элементарно не могли себе этого позволить, и у нас VW увела Калужская область, которая влезла ради этого в большие долги. И вот сейчас, когда кризис автомобилестроения, и он наверняка затянется, потому что покупательский спрос падает и будет падать, тем более на такие дорогие вещи, как машины, может быть, нам повезло, что мы Volkswagen сюда не привезли?
Роман Евстифеев, заведующий кафедрой менеджмента, руководитель лаборатории социально-политического анализа ВФ РАНХиГС:
Все фото — Пётр Соколов, «КП-Владимир»
Автобусы (Волгабас)
будем делать на газовом топливе
Александр Илларионов, заместитель директора ВФ РАНХиГС по научной работе:
Может быть, (нам повезло)
жизнь покажет...
Вопрос:
То есть, у вас ещё не сложилось мнение на этот счёт? (Прежней) администрации области за это доставалось и не раз, что, вот, VW упустили. А тот же (первый заместитель губернатора Владимирской области по экономической политике Владимир) Веретенников, покойный, говорил: «Покажите мне статью в бюджете, которую нужно порезать ради Volkswagen”.
Татьяна Старикова, заведующая кафедрой финансов ВФ РАНХиГС:
Вы знаете, ведь это (был)
очень высокорискованный проект
При этом, у данного проекта была очень-очень низкая доля добавленной стоимости. То есть, по сути, тогда у бюджета и не было средств, чтобы реализовать эти проекты
Действительно (областные власти), не стали влазить в долги и размещать облигации, потому что, на самом деле, примеров, когда случались вот такие вещи, их немного, но они достаточно яркие
Это была ещё одна продуманная, бездолговая, очень экономная бюджетная политика
Александр Миленький, декан факультета экономики ВФ РАНХиГС:
Можно перефразировать фразу из известного фильма «Кавказская пленница» «Тот, кто нам мешает, тот нам и поможет» - «То, что нам мешает, то нам и поможет»
Если в девяностые и даже в двухтысячные годы основными драйверами роста в России были нефтедобывающая и газодобывающая отрасли, а наша область - это высококвалифицированная рабочая сила, это машиностроение, это оборонка, и так далее
У нас не было природных ресурсов, за исключением леса
А на сегодняшний день, с падением цен на нефть у них (нефтедобывающих и газодобывающих регионов)
возникают сложности, а мы, опираясь-таки на машиностроение, оборонку и так далее, попадаем в список областей, которые не попадают в список наиболее опасных с точки зрения социально-экономического развития (регионов)
То есть, ситуация постоянно меняется. Да, вчера Volkswagen – хорошо, сегодня Volkswagen – плохо. Начнём экономически развиваться - опять будет хорошо, и так далее
Но мы можем привлечь и другие сюда производства
Александр Илларионов, заместитель директора ВФ РАНХиГС по научной работе:
Нельзя вообще к инвестициям относиться так, что каждые инвестиции - это только благо. Надо всё просчитывать и искать выгоду для региона, для конкретной территории, на которой это производство планируется разместить
Валерий Кретинин, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ВФ РАНХиГС:
(С Volkswagen) фактически получилось так, что, вы правильно сказали, Калужская область взяла большие долги, заёмные кредиты и прочее, которые потом были компенсированы, поскольку это был пилотный проект, из федерального бюджета
И когда потом собрались губернаторы из всех регионов и узнали об этом, они сказали: «И мы так можем!»
Но, к сожалению, это был единственный пилотный проект, остальным не повезло
Список членов Экспертного Совета по актуальным вопросам социально-экономического развития Владимирской области:
Александр Илларионов, заместитель директора ВФ РАНХиГС по научной работе, кандидат экономических наук;
Валерий Кретинин, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ВФ РАНХиГС, доктор экономических наук (в администрации бывшего губернатора Николая Виноградова он работал в должности председателя комитета по экономической политике);
Ольга Дигилина, заведующая кафедрой экономики ВФ РАНХиГС, доктор экономических наук;
Роман Евстифеев, заведующий кафедрой менеджмента ВФ РАНХиГС, руководитель лаборатории социально-политического анализа, доктор политических наук;
Ирина Калмыкова, заведующая кабинет государственного и муниципального управления ВФ РАНХиГС, кандидат экономических наук;
Борис Карцев, доцент кафедры государственного и муниципального управления ВФ РАНХиГС, кандидат экономических наук;
Алексей Кудрявцев, декан факультета права ВФ РАНХиГС, доктор юридических наук;
Александр Миленький, декан факультета экономики ВФ РАНХиГС, кандидат экономических наук;
Евгений Плеханов, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, доктор педагогических наук;
Татьяна Старикова, заведующая кафедрой финансов ВФ РАНХиГС, кандидат экономических наук;
Елена Староверова, доцент кафедры экономики ВФ РАНХиГС, кандидат экономических наук;
Павел Захаров, директор института экономики и менеджмента ВлГУ, доктор экономических наук;
Олег Гойхер, заместитель директора института экономики и менеджмента ВлГУ, доктор экономических наук.