zebra-tv.ru/novosti/vlast/vot-ne-nado-podnimat-paniku/

«Вот не надо поднимать панику»

Бюджет Владимирской области на 2016 год свёрстан из расчёта инфляции в 7%. Превышение этого показателя создаст некоторые риски для экономики региона. Однако областные власти считают, что ничего особо страшного не произойдёт
Пётр Фокин 17 декабря 2015, 16:07

На заседании бюджетного комитета Законодательного Собрания Владимирской области председатель региональной Счётной палаты Ирина Тулякова сообщила, что аудиторы провели экспертизу проекта областного бюджета на 2016 год и рекомендуют главный финансовый документ принять во втором чтении.

Заключение Счётной палаты о результатах экспертизы проекта бюджета опубликовано на официальном сайте Законодательного Собрания.

В этом документе сообщается, что при разработке бюджета рассматривались два варианта социально-экономического развития Владимирской области - «базовый» и «оптимистический».

Первый предполагает продолжение действия санкций в отношении России, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограничение расходов на развитие инфраструктуры, сдержанный рост инвестиционного и потребительского спроса. По этому варианту подъём экономики в течение ближайших трёх лет возможен в пределах 2,2 - 2,5% в год.

При «оптимистическом» варианте развития 33 региона возможны более активная политика, направленная на снижение негативных последствий для экономики, связанных с ростом геополитической напряжённости, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста. При этом варианте предполагается, что экономика будет развиваться в условиях частичной отмены санкций с 2016 года. В таком случае прогнозируется увеличение инвестиционной активности. Годовые темпы роста ВРП ожидаются в пределах 3,2 - 3,4% (страница 8 заключения Счётной палаты).

Разработчиками бюджета выбран «базовый» вариант социально-экономического развития Владимирской области.

Председатель Счётной палаты Ирина Тулякова сообщила членам бюджетного комитета, что необходимо постоянно мониторить исполнение бюджета, потому что «остаются риски макроэкономические при его исполнении, к сожалению, на которые региональная власть повлиять ни коим образом не может».

Один из таких рисков - прогнозы уровня инфляции, которая запланирована в размере 7% в год. В заключении Счётной палаты сказано следующее:

«Индекс потребительских цен (уровень инфляции) в 2016 году планируется на уровне 107,0%, в 2017 году — 106,0%, в 2018 — 105,0%. При этом отмечаем, что в январе — сентябре 2015 года индекс потребительских цен составил 109,7%, что на 17% выше аналогичного периода прошлого года». (Страница 9).

Аудиторы в связи с этим отмечают, что «на ряд показателей могут повлиять тенденции развития экономики, сложившиеся к январю-сентябрю 2015 года. Это связано с влиянием геополитических рисков на экономику страны в условиях взаимных санкций. Риск превышения уровня инфляции на 2016 год, оцениваемый на уровне 107%, может оказать негативное влияние на динамику денежных доходов и потребительский спрос населения». Страница 9.

Именно на нереальный уровень инфляции обратил внимание заместитель председателя Законодательного Собрания Анатолий Бобров. По его сведениям уже в этом году инфляция дотянет до 15%.

«Вместе с тем, вы говорите, что всё нормально, всё выполним, - удивляется Бобров. - Ну как инфляция в два раза станет меньше в следующем году, если (2016) год будет хуже (2015 года)»?

Ирина Тулякова сообщила , что при формировании бюджета власти Владимирской области должны исходить из сценарных условий, разработанных Минэкономразвития. Бобров настаивал, что это всё равно нереально с такой инфляцией.

На помощь Туляковой пришёл председатель бюджетного комитета Максим Васенин. Он сказал, что макроэкономические риски действительно есть, но Владимирская область к ним более устойчива, чем другие регионы. Вице-губернатор Вячеслав Кузин поправил Васенина, сообщив, что Владимирская область более устойчива к макроэкономическим рискам, чем Российская Федерация в целом.

Вячеслав Кузин прочитал депутатам лекцию о том, что такое инфляция. Вице-губернатор сказал, что экономика Владимирской области положительно характеризуется тем, что у нас нет нефти и газа и нет таких крупных налогоплательщиков (вроде череповецкой «Северстали»), от которых бюджет находился бы в критической зависимости:

«И вот в условиях сложных, в условиях кризиса, вот эта многоплановая, многовекторная, по разным направлениям экономика, и структура экономики - крупный, средний, малый бизнес - она тоже у нас как раз вот для этих условий, она выигрышная для региона. Поэтому мы один из немногих субъектов Российской Федерации, обратили вы на это внимание, да? пошли на прогнозирование и на принятие трёхлетнего бюджета, хотя, по сути дела, многие, кто испытывает влияние вот этих факторов, в том числе, и федеральный бюджет, кстати, он принят только на один 2016 год».

Первый вице-губернатор попросил не поднимать панику, распуская слухи, будто Минфин уже принял решение рубить расходные статьи федерального бюджета на 5%. Это ещё не факт. Просто в законе предусмотрена такая возможность, если вдруг произойдёт форс-мажор.

Вячеслав Кузин напомнил депутатам, что до сих пор областные власти при формировании регионального бюджета практически не ошибались в прогнозах. Он также сообщил, что на федеральном уровне большие суммы до сих не распределены по регионам, так что Владимирская область теоретически может дополнительно получить из федерального бюджета около 3,5 миллиардов рублей.

РЕКОМЕНДУЕМ БЮДЖЕТ ПРИНЯТЬ

Ирина Тулякова, председатель Счётной палаты Владимирской области:

  • Мы обращаем внимание, что необходимо постоянно мониторить исполнение (областного) бюджета, потому что остаются риски макроэкономические при его исполнении, к сожалению, на которые региональная власть повлиять ни коим образом не может
  • Также в заключении у нас отмечено, что бюджет 2016 года сформирован с условием соблюдения принципа преемственности бюджетирования, ориентированного на результат
  • То есть, практически 95% расходов представлены в виде государственных программ. А вот здесь вот мы подробно в нашем заключении описали все проблемы, которые имеются, об этом неоднократно уже говорилось, и, как вы знаете, в своём послании Федеральному Собранию, президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обратил внимание, что бюджетное планирование необходимо начинать с расстановки чётких приоритетов и необходимо вернуть приоритетное значение государственных программ
  • Поэтому здесь мы обращаем внимание, что много вопросов остаётся в плане формулирования целей программ, в плане формулирования конечных результатов, потому что невозможно будет оценить, насколько, действительно, эффективно использованы средства. В заключении всё подробно описано
  • Наибольшая часть программ, к которым мы обратили свои замечания, касаются департамента развития предпринимательства (торговли и сферы услуг администрации Владимирской области)
  • Также одна программа до сих пор не представлена и не утверждена — департамент (административных органов и) общественной безопасности (администрации Владимирской области) также затянул с выполнением наших рекомендаций прошлогодних по объединению четырёх программ в одну. Нам эта программа была представлена на экспертизу, мы отработали совместно все замечания, которые нами были высказаны, с департаментом. Департамент в оперативном порядке всё устранил, но в настоящее время она пока ещё не подписана, данная программа

Анатолий Бобров, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области:

  • Не подписана какая программа?

Ирина Тулякова:

  • Обеспечение безопасности населения, но экспертиза (программы) прошла, все замечания устранены, которые были, и, то есть, на наш взгляд, сегодня данная программа уже готова к подписанию, и, полагаю, что она будет подписана
  • В целом, в совокупности, с учётом высказанных в заключении замечаний, с учётом необходимости приведения содержания государственных программ в соответствие с требования объёмов финансового обеспечения, в соответствие с средствами, заложенными в программе, мы рекомендуем (областной) бюджет во втором чтении принять

ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ РИСКИ НИЖЕ, ЧЕМ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ

Анатолий Бобров, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области:

  • Вот смотрите, вы совершенно правильно в своём заключении пишите, что заложенная инфляция (при формировании областного бюджета) в 107% - это риск в условиях санкций, что она на таком уровне удержится. В этом году она уже, по официальным данным, - 13%, к концу декабря превысит 15%
  • Сегодня читал в «Комсомолке» министра финансов Антона Силуанова, цена за баррель нефти снизится до 30 долларов, и он не знает, как будет себя дальше вести
  • Это повлияет на многие показатели
  • Вместе с тем, вы говорите, что всё нормально, всё выполним. Ну как инфляция в два раза станет меньше в следующем году, если (2016) год будет хуже (2015 года)?

Ирина Тулякова, председатель Счётной палаты Владимирской области:

  • Анатолий Владимирович! Во-первых, ваш вопрос касается предмета первого чтения

Анатолий Бобров:

  • Да, я не был к сожалению (на заседании Законодательного Собрания, когда областной бюджет принимался в первом чтении)

Ирина Тулякова:

  • Вы предлагаете вернуться к первому чтению?

Анатолий Бобров:

  • Я понял, но вы можете мне ответить? Я ногу сломал (когда бюджет обсуждался в первом чтении)

Вячеслав Кузин, первый заместитель губернатора Владимирской области, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики:

  • Мне зададите вопрос, я отвечу

Ирина Тулякова:

  • Я что могу сказать? Когда исполнительная власть формирует бюджет, она исходит из сценарных условий, которые предлагаются Минэкономразвития, то есть, не может региональная власть эти условия не учитывать
  • Поэтому, то, что касается первого чтения, сценарные условия, это формируется с учётом рекомендаций, спущенных министерством экономического развития

Анатолий Бобров:

  • Я бы к (Вячеславу) Кузину хотел обратиться: а (вы) в правительство обращались, а в министерство финансов обращались, что это нереально — (что инфляция будет) 107%? Как-то администрация (Владимирской области) себя проявляла в этом? Ну не реально же (чтобы инфляция была 107%)! Может, я ошибаюсь?

Вячеслав Кузин:

  • Я когда буду отвечать, если вы мне зададите вопрос …

Максим Васенин, председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по бюджетной и налоговой политике:

  • Я небольшую тогда реплику (скажу) в защиту Ирины Валентиновны (Туляковой)
  • Она в своём заключении как раз пишет, обращает внимание на определённые риски при исполнении бюджета, которые связаны, в том числе, с не достижением параметров макроэкономического прогноза, который был предусмотрен в проекте. Счётная палата на это, в общем-то, наше внимание обратила. Действительно, такие риски есть
  • Но сам факт того, если брать динамику предыдущих лет, сам факт устойчивости и областной экономики, и областного бюджета, говорит о том, что, в случае с Владимирской областью, ну эти риски ниже, чем в других регионах

Вячеслав Кузин:

  • (Эти риски ниже) чем (в целом) в Российской Федерации

Максим Васенин:

  • У нас структура экономики не то, что богаче, она более устойчива

Ирина Тулякова:

  • И, Анатолий Владимирович, в начале своего выступления я обратила внимание на то, что необходимо будет постоянно мониторить бюджет, чтобы своевременно принимать меры с учётом тех рисков, которые существуют, и на которые влияние региональных властей, к сожалению, ограничено

НЕТ НЕФТИ И ГАЗА? ЭТО ХОРОШО

Вячеслав Кузин, первый заместитель губернатора Владимирской области, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики:

  • Вы знаете, что в соответствии с федеральным законодательством, оно у нас всегда главенствует, эта сфера (борьбы с инфляцией) находится на федеральном уровне
  • (Есть) две структуры, которые за неё отвечают
  • Это, первое, Центральный Банк, который непосредственно руководит и влияет на объём денежной массы, который непосредственно и формирует инфляцию. (Вторя структура — Минфин)
  • Вы знаете о том, что если прирост денежной массы опережает прирост производимых продуктов, вот эта дельта этого прироста, она и есть инфляция макроэкономическая. Ну и дальше работает очень много внутриэкономических факторов, они тоже носят макроэкономический характер
  • Действительно, (Анатолий Владимирович Бобров) я передам (министру финансов) Антону Германовичу Силуанову вашу озабоченность, но он поэтому и выступает открыто и публично
  • Да, сегодня федеральный бюджет, подчёркиваю, федеральный бюджет, в своих доходах на 53% зависит от доходов, которые получены от внешнеэкономической деятельности, администратором этих доходов является (Федеральная) таможенная
  • И только (администрирование) 47% (доходов федерального бюджета) падает на (Федеральную) налоговую службу. Что это такое? Это в основном НДС (налог на добавленную стоимость), который формирует федеральный бюджет, ну и ряд других налогов, которые не очень значительную (роль) играют
  • Поэтому, действительно, колебания (цены барреля) нефти, которые были заложены в федеральном бюджете, помните, (изначально) на 50 долларов (при формировании бюджета на 2016 год) ориентировались, да? Но ни вы, никто, не вносил предложения, и никто не знал, что она (цена барреля нефти) может стать и 38, и 45, и 20 (долларов). Если кто-нибудь (из вас это) знает, почему вы держите это в тайне? Это я как бы отвечаю (на ваш вопрос)
  • В чём весь вопрос? Действительно, инфляция, она на двух уровнях — бытовая инфляция, мы зачастую с вами видим её, приходя в магазины, правда? И есть инфляция макроэкономическая, о которой я вам сказал
  • Вот от макроэкономической инфляции, действительно, зависит и бытовая инфляция, (она также зависит) и от тех решений, которые принимаются (на международном уровне), в основном не зависящих от России
  • Ну, наверное, не Россия просила (Запад) о наложение санкций на Россию, да? Наверное, это не инициатива была России. Россия вынуждена отвечать на эти санкции и жить в условиях этих санкций
  • И вот как раз та структура экономики, правильно сказал председатель (бюджетного) комитета (Законодательного Собрания Максим Васенин), в нашей области такая, что она нам позволяет, у нас нет вот этого фактора, когда вот говорят другие, (что) «нет нефти и газа — это плохо»
  • Сегодня, как ни странно, нет нефти и газа - это что? Это хорошо
  • И структура экономики у нас настолько разноплановая, настолько разновекторная
  • У нас нет монопроизводств, это вторая беда (других регионов)
  • Берём Вологодскую область — череповецкая «Северсталь», это моно (производство), налогоплательщик огромный, он один формирует больше половины бюджета (Вологодской области)

Максим Васенин, председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по бюджетной и налоговой политике:

  • (Это) 50% экономики (Вологодской области)

Вячеслав Кузин:

  • («Северсталь») больше половины бюджета (Вологодской области) формирует. У нас, слава Богу, такого тоже нет
  • И вот в условиях сложных, в условиях кризиса, вот эта многоплановая, многовекторная, по разным направлениям экономика, и структура экономики — крупный, средний, малый бизнес — она тоже у нас как раз вот для этих условий, она выигрышная для региона
  • Поэтому мы один из немногих субъектов Российской Федерации, обратили вы на это внимание, да? пошли на прогнозирование и на принятие трёхлетнего бюджета, хотя, по сути дела, многие, кто испытывает влияние вот этих факторов, в том числе, и федеральный бюджет, кстати, он принят только на один 2016 год
  • Безусловно, мы рассчитываем на ту программу действий, которую мы с вами вместе вырабатываем, и вместе принимаем на территории области
  • Пока мы не очень сильно, мягко говоря, как бы в своих прогнозах ошиблись. А если вот по этому году судить, мы практически идём жёстко, без преувеличения, но жёстко в плановых прогнозных показателях. По всей вероятности, уже середина декабря, осталось две недели, все прогнозные цели, которые мы с вами и по прогнозу социально-экономического развития, и связанного с ним бюджетного планирования, уже мы сегодня можем сказать о том, что они будут достигнуты

Анатолий Бобров:

  • (Глава Минфина Антон Силуанов сказал, что) сейчас все расходы по всем статьям будем на 5% уменьшать

Вячеслав Кузин:

  • Пока он этого не сказал. Вот не надо поднимать панику. Вы прочитали то, что хотели увидеть. Он (Силуанов) сказал очень чётко, что в законе о федеральном бюджете такая возможность, в самом законе, предусмотрена, и, в случае ухудшения макроэкономической ситуации, сокращение на 5% расходных статей федерального бюджета, оно возможно произойдёт, в случае, если вот та ситуация с нефтью, в первую очередь, с теми доходами от нефтегазового сектора, как мы говорим, да? если она будет ухудшаться, и будет ниже прогнозной
  • Ну и потом, цена нефти и газа в бюджете — это среднегодовая цена. Вы понимаете, она же колеблется. Когда мы говорим о 50 долларах (за баррель нефти), у него (Силуанова), кстати, тоже там написано, если вы читали ниже, что, да, вот в первом полугодии (в Минфине) ждут колебания (цен барреля нефти) где-то на уровне 40 (долларов), даже, может быть, и ниже, но во втором полугодии ждут некоторого подъёма — до 60-70 (долларов), а среднегодовая, в принципе, - 50 (долларов)
  • И если вот эта вещь (стоимость барреля нефти) будет отклоняться (от прогнозных значений), тогда будет задействован механизм в федеральном бюджете (по сокращению расходов)
  • Кстати, мы такую же норму предусматриваем и в своём законодательстве, но это не значит, что мы уже с января месяца начнём её использовать, нет. Это (будет) результат мониторинга
  • И отвечая на ваш второй вопрос: будем ли мы уточнять (областной бюджет)?
  • Мы с вами договорились, что даже если федеральное законодательство даёт нам право вносить изменения в бюджетную роспись без внесения изменений в закон, то мы будем выходить в Законодательное Собрание и обо всём этом вас информировать
  • С чем это будет связано в первую очередь? Сегодня в законе о федеральном бюджете, вы знаете, практически 40% средств, которые должны получать субъекты (регионы Российской Федерации) на участие в госпрограммах, не распределены. Сегодня идёт эта процедура. Президент подписал закон, правительство начинает принимать свои нормативные акты в развитие этого закона, распределять средства для участия в программах
  • Безусловно, мы своё софинансирование предусмотрели на участие в этих федеральных программах, набор программ существует, он есть и в федеральном бюджете, они все поименованы, мы с вами знаем условия вхождения (в эти программы), и если эти условия будут сохранены в полном объёме, мы будем получать федеральные средства
  • Где-то порядка 3 — 3,5 миллиардов рублей, по нашим прогнозам, в течение года мы можем привлечь дополнительно федеральных средств. Конечно, при условии, что на федеральном уровне не произойдёт какая-то непредвиденная беда. Но сегодня пока, даже (глава Минфина Антона) Силуанов сказал, что, да, такие ожидания имеются, но сегодня пока правительство никаких изменений в принятый и подписанный бюджет не вносит. Вот этого не надо пока (нагнетать)

Анатолий Бобров:

  • Ещё одну статью Оксаны Дмитриевой, где нас (глава Центробанка Эльвира) Набиуллина уверяет, что чем дороже доллар, тем лучше для России. Я сомневаюсь, что для каждого человека это лучше