«Чистые выборы» глазами кандидата

Александр Бологов:
Дизайнер
Bologov
В прошедших выборах я впервые участвовал не как обычный избиратель, наблюдатель или член комиссии, а как кандидат. Поэтому мне посчастливилось увидеть всю «кухню» изнутри
ИСТОРИИ 15 сентября 2015, 17:51 132 9418

В прошедших выборах я впервые участвовал не как обычный избиратель, наблюдатель или член комиссии, а как кандидат. Поэтому мне посчастливилось увидеть всю «кухню» изнутри, в том числе и все грязные методы работы, которые применяются для достижения нужного результата.

Не буду описывать техническую работу моего предвыборного штаба, отмечу лишь, что мы построили свою кампанию на принципе честной конкуренции и соблюдении законов.

Сразу оговорюсь, что всего «днища чернухи» мне, к счастью, не удалось на себе испытать. Против меня, как кандидата, не распространяли заказные или подложные материалы, меня не пытались снимать по суду, на меня и моих агитаторов не нападали.

День Оргтруда

Еще до дня голосования на празднике микрорайона Оргтруд я столкнулся с использованием административного ресурса и нарушением принципа равенства кандидатов в отношении меня.

Организаторы забеспокоились, когда я просто приехал и вышел из машины. То есть, у них даже в мыслях не было, что присутствие на празднике не своего кандидата - это нормальное явление. И адекватно реагировать на это, они не научились. Вместо этого, начинают откровенно хамить с намеком на угрозы: «Ребята, у вас проблемы?». И это реплика не пьяного маргинала, а действующего депутата Законодательного Собрания.

По сути, жителям под видом местного праздника подсунули мероприятие, используемое для создания благоприятного образа кандидатов от партии «Единая Россия». Были предусмотрены выступления с поздравлениями лишь в исполнении Гавриловой и Толбухина. Кроме того, они находились на сцене всё время, за исключением развлекательных номеров. Это ещё хорошо, что кандидаты лично не выдавали пакеты с подарками. Что-то мне подсказывает, что если бы меня не было на площади, то и это бы произошло.

orgtrud.jpg

Руководствуясь законодательством о выборах, я попросил слова, чтобы тоже поздравить оргтрудовцев. Организаторы вполне могли адаптироваться к происходящему и не доводить дело до открытого конфликта, но страх оказался выше разума. Мне не дали обратиться к собравшимся.

Агитация в магазинах

Владельцы магазинов не стали вешать мою агитацию, хотя были позитивно настроены лично ко мне. Прямо так и говорили: «Мы боимся проблем со стороны власти». При этом, работники магазинов сообщали, что при попытке отказа размещения агитации правильного кандидата и правильной партии, им угрожали.

Привлечение бюджетников

Избиратели мне рассказывали, что один из кандидатов ходит по детским садам округа и с помощью заведующих собирает персонал и предлагает по 1000 рублей за контактные данные родителей, которых они сагитировали голосовать за этого кандидата. Причем люди возмущены такой наглостью, но, опять же, заявлять в органы правопорядка боятся.

Зачистка агитматериалов

Я принципиально давал установку своим агитатором не срывать чужие агитационные материалы с подъездов домов и наклеивать мои плакаты рядом. Мой подход, разумеется, не нашёл отклика у конкурентов. По округу ходили группы, которые планомерно, дом за домом сдирали мои листовки или наклеивали на них свою продукцию. В результате потом я шёл по округу и видел, как на агитке с моим изображением уже висит плакат «Единой России».

Я хорошо знал, что пик зачистки придётся на вечер пятницы. С тем расчётом, что суббота – это «день тишины». Соответственно, законопослушный кандидат, коим я являлся, не сможет отомстить за уничтожение его агитматериалов либо новой волной расклейки, либо порчей чужих агиток.

С наступлением «дня тишины» мне и моим друзьям выпала удача поймать одну такую группу у дома №66 по улице Юбилейной. Парень 1995 года рождения, совершивший правонарушение на наших глазах, почти сразу же признался, что именно он сорвал плакат и выбросил его в мусорную урну и подтвердил свои слова в отделе полиции. Из-за ночного времени мы вынуждены были провести там 5 часов, чтобы оформить документы. Утром на месте моей агитации появились плакаты всё той же «ЕР», так же, как и на других подъездах домов.

e4WYNGzf.jpg  pnUXfE1e.jpg

Надомное голосование с агитацией

В день голосования, когда мои наблюдатели вместе с членами избиркомов выезжали с урной на дом, в ряде случаев избиратели даже не понимали, что происходит. Так происходило, например, в Доме инвалидов в Оргтруде. Члены комиссии не стеснялись, делая намёки, за кого поставить галочку: «Вспомните, кто вам праздник проводил. Вспомните, чей плакат у вас висит внизу».

Зачастую выяснялось, что люди вообще не подавали заявок. В УИК №477 поступила жалоба жительницы, что она заказ на выездное голосование не делала. К тому же, как написала женщина, с 8:00 до 18:00 вблизи избирательного участка, у домов №35 и 37 по улицу Комиссарова, работали агитаторы кандидата Гавриловой.

CriReV0o.jpg

При обходе участков мы зафиксировали, что в УИК №472 на столе, рядом с членом комиссии с правом совещательного голоса от «Единой России» Надежды Жуковой, на видном месте лежал агитационный материал. Как только на это обратили внимание председателя комиссии, Жукова убрала агитку к себе в сумку. После требования вынуть буклет обратно, она это сделала и сразу разорвала.

N3wyKQ75.jpg

Официальное её объяснение: «Буклет не мой». Ответ от председателя УИК шедеврален: «Использовала в качестве закладки». Остальные члены УИК подтвердили, что агитматериал лежал среди бумаг Жуковой. При этом проголосовали, что случившееся нельзя считать агитацией («за» - 12, «против» - 1).

Нарушение процедуры голосования

Оргтруд – особенное место на территории округа, где я баллотировался. Здесь даже голосовали на свой лад. Никогда и нигде больше такого не встречал.

Избиратель сначала подходил расписываться в получении бюллетеня в одном месте, ему ставилась отметка в приглашении или на белом листочке, а затем он шёл к заместителю председателя комиссии Ирине Тихомировой, чтобы получить бюллетень.

Скажете, что ничего такого? Во-первых, это нарушение процедуры. Во-вторых, возникал риск подтасовок. Человек ведь мог расписаться и не пойти потом за бюллетенем. Когда посетителей было много, то выстраивалась очередь к зампреду УИК. Соответственно, не отследишь, сколько именно бюллетеней выдавалось на руки.

Ситуация была исправлена только после вмешательства городской и территориальной избирательных комиссий. Оргтрудовские организаторы выборов даже умудрились с вышестоящими спорить: «Мы всегда так делаем!»

Вывод

Как бы нас не убеждали председатели комиссий, мое мнение таково: выборы были проведены нечестно и нечисто.

Это конечно не Балашиха периода весны 2015 года, но тенденция ею стать с каждыми выборами прослеживается все очевиднее.

Все фото и видеоматериалы — Кирилл Ишутин.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции