Не хватаем звезды с неба

Екатерина Борисова:
Методист-организатор детского технопарка "Кванториум-33"
EkaterinaBorisova
Владимирская область - в хвосте рейтинга регионов по итогам заключительных этапов всероссийских Олимпиад школьников за последние три года – на 56-м месте из 70-ти.
ИСТОРИИ 2 августа 2017, 14:44 8 2885

Такие данные размещены на «Олимпийском» портале. В период с 2014 по 2016 годы школьники Владимирской области завоевали всего лишь 6 дипломов, тогда как «урожай» лидера рейтинга – Республики Мордовия – составляют соответственно 23, 34 и 45 дипломов, то есть в общей сложности – 102.

Рейтинг хоть и не официальный, но, тем не менее, согласитесь, статистика безрадостная – и для прогрессивно мыслящих школьников и их родителей, и для педагогов, и для властей нашего региона.

Эта удручающая новость появилась практически вслед другой новости, позитивной – о возвращении наконец-то в школьную программу астрономии. В 2016 году это стало одним из обещаний тогда еще вновь назначенного министра образования РФ Ольги Васильевой, которое она сдержала.

Сложилось так, что Владимирская область (если говорить в целом) к этой новации оказалась готова – в немалой степени благодаря детскому технопарку «Кванториум-33».

Зимой 2017 года при поддержке сотрудников ГАИШ МГУ им. Ломоносова детский технопарк «Кванториум-33» стал одним из мест проведения теоретического тура 71-й Московской астрономической олимпиады – владимирские дети впервые получили возможность поучаствовать в ней централизованно и, как оказалось, столь массово.

Количество участников от Владимирской области было неожиданно большим, активность превзошла ожидания – стало ясно, что интерес к астрономии у ребят просто огромный.

Но ни финалистов, ни тем более победителей, за исключением двух школьников – одного восьмиклассника и одного пятиклассника (!), которые смогли лишь приблизиться к результатам призёров (а среди участников, к слову, были и 10-, и 11-классники) ‒ по итогам этого «астрономического» сезона во Владимирской области не оказалось. Стало очевидным, что проблема низкого уровня знаний старшеклассников (речь в первую очередь о физике с алгеброй и геометрией) системная и решать ее нужно так же системно.

Благодаря «Кванториуму-33» и благодаря помощи генерального директора ОАО «Киржачская типография» Евгения Федорова Владимирский институт развития образования («Кванториум-33» ‒ его структурное подразделение) смог направить на курсы повышения квалификации в ГАИШ МГУ своего методиста и трех учителей физики – из Владимира и Судогодского района. Теперь, после завершения обучения, можно рассчитывать и на качественное преподавание, и на то, что участников астроолимпиады у нас меньше не станет, а результаты будут лучше.

Астрономия в немалой степени наука мировоззренческая. При решении астрономических задач школьнику часто приходится привлекать знания по физике, алгебре, геометрии, химии и другим предметам. Это хорошая тренировка мозгов для будущего хорошего специалиста в любой области, где необходимо системное мышление, к примеру, инженера.

Астрономия – это основа и фундамент для высшего аэроинженерного и космического образования, а космос и всё, что с ним связано – это безусловный приоритет государства на долгосрочную перспективу. Не случайно активными приверженцами возвращения этого предмета в школу выступили наши космонавты и «Роскосмос». Свои обращения региональным властям с вопросами, что будет с преподаванием астрономии, направляли и родители владимирских школьников.

Успехи в астрономии однозначно потянут за собой и другие высокие результаты. В 33-м регионе, уверена, много талантливых ребят, которые в будущем могли бы достичь больших успехов и в космической сфере, и во многих других, с ней связанных.

Но именно задачи не в состоянии оказались решить владимирские старшеклассники – это показали итоги 71-й Московской астрономической олимпиады. Однако не все так грустно на самом деле, считает Анатолий Владимирович Засов, профессор МГУ им. Ломоносова.

Астрономия – это такая область, где задач может быть очень много. Могут быть задачи качественные, которые вообще не требуют никакого вычисления, нужно просто рассуждать и делать выводы из того, что ты видишь перед собой. А есть задачи физико-математического характера, когда нужно что-то посчитать. Как ни странно, именно второе иногда дается легче, чем первое. Потому что одно дело, когда мы знаем какой-то ограниченный набор формул и их используем для получения ответа. А вот чтобы качественно понять, что требуется и как рассуждениями прийти к правильному ответу, иногда это требует очень хорошего знания предмета, и человек может даже не знать, что он знает это плохо. Ему кажется, что он знает, но в попытках использовать его знания в ответах на несложные вопросы видно, что он теряется. Этого бояться не стоит, это «нормальная» ситуация – школа сейчас скорее учит не думать, а выбирать из нескольких возможностей наиболее вероятную. А это совершенно не то, что нужно, чтобы развивалось мышление. Но потом те, кто действительно хотят заниматься наукой – физикой, математикой, астрономией, - они уже учатся решать и качественные и количественные задачи.

С нового учебного года астрономия включена в список обязательных предметов средней общеобразовательной школы – об этом официально объявлено в июне. Это будет отдельный 35-часовой курс в 10 или 11 классе по выбору школы. Однако мнения абсолютно всех представителей научного и педагогического сообщества сходятся в том, что знакомить детей с этой наукой нужно как можно раньше.

Устранить это возрастное «несоответствие» можно, например, благодаря проектной деятельности (это, кстати, требование ФГОС). По мнению старшего научного сотрудника ГАИШ МГУ Владимира Георгиевича Сурдина, основы астрономических знаний можно давать не только при изучении «классических» наук (физики-математики), но и биологии, географии, истории, литературы и даже филологии с экономикой. Вот его мнение о том, как это можно делать на примере экологии.

В школе нет такого предмета, как экология. Но она как естественная необходимость наших дней все время дает о себе знать. Экология это наука о среде обитания – мы живем в среде, нам важно, чтобы она не менялась, чтобы не загрязнялась. Ну и где астрономия и где экология – казалось бы, связи никакой. Но если расширить рамки нашей природной среды обитания, то окажется, что мы очень зависимы от того, что происходит в космосе, того, с чем знакомы астрономы и о чем они могут предупреждать нас, жителей Земли. Есть локальные проблемы – например, нам на голову время от времени падает космический мусор. фактически это то, что мы сами отправляем на орбиту, но отслужив, оно иногда приносит некоторые неприятности, падая на Землю, принося сюда загрязнение химическое, радиоактивное, а иногда и просто удары по голове. Астрономы сегодня следят за всем космическим мусором, который мы сами создали рядом с Землей. Это одна из основных статей дохода астрономии сегодня – мы деньги за это получаем от государства, что внимательно следим за перемещением космического мусора, предупреждаем о том, когда он угрожает спутникам, работающим на орбите, и особенно важно, космонавтам, работающим на орбите. Но есть еще гораздо более далекие экологические проблемы – например, поведение нашего Солнца. Оно трудно прогнозируемо, но очень опасным иногда бывает. Были вспышки, взрывы на Солнце, которые разрушали наши энергетические сети, об этом хорошо известно. Несколько лет назад в Квебеке, в Канаде, разрушились трансформаторы и огромная провинция более чем на сутки потеряла электропитание. Сегодня астрономы уже научились прогнозировать поведение Солнца, и с каждым годом это становится все более легкой задачей для нас, все более точный прогноз.

По отзывам многих родителей, которых довелось выслушать за последние дни, причина столь низкой позиции региона-33 в «олимпийском» рейтинге ‒ в отсутствии систематической работы с учащимися со стороны учителей. Хочется надеяться, что ситуацию все-таки удастся переломить. Несмотря на то, что одна из серьёзных проблем сейчас – это нехватка (а где-то и отсутствие) учителей астрономии, знания которых соответствовали бы современной научной картине мира.

Технопарк «Кванториум-33» готов предоставить заинтересованным учителям для проведения занятий со школьниками (всех возрастов) и свою площадку, и самое современное цифровое оборудование. В настоящее время обсуждается вопрос создания рабочей группы из представителей школ, ВИРО, Владимирского планетария и московских учёных для координации этой деятельности.

Также хочется надеяться, что новое дыхание обретут астрономические кружки. Они станут важным дополнением к школьным урокам астрономии и помогут готовить ребят к олимпиадам и другим интеллектуальным конкурсам.