Как Владимирская губерния проституцией «болела»

Ольга Калюжная:
kalyuzhka
Туберкулез, алкоголизм, сифилис, проституция и суицид: социальные болезни в 1920-е годы были серьезной проблемой для Владимирской губернии
ИСТОРИИ 12 февраля 2018, 14:25 4 8369

Отделение церкви от государства повлекло за собой снижение общего уровня религиозности. Вместе с отсутствием альтернативных церковным нравственных ориентиров в первые революционные годы привело к тому, что по всей стране пышным цветом расцвели негативные явления, которые в прессе того времени корректно назывались «социальными болезнями». Во владимирских газетах можно найти информацию о борьбе с такими социальными болезнями, как туберкулез, сифилис, алкоголизм, проституция и суицид.

Туберкулез

Переезд сельского населения в города, скученные условия жизни вместе с низким уровнем быта способствовали распространению туберкулеза. Доктора сетовали на то обстоятельство, что регистрация больных производилась снова каждый год. Один и тот же больной мог быть зарегистрирован несколько раз как первичный. И, суммируя эти цифры, они рисковали, в конце концов, получить количество больных туберкулезом больше, чем все население Владимирской губернии.

Описывая «быт клиентуры Владимирского туберкулезного диспансера», санитарный врач Танков называет такую причину распространения туберкулеза, как «жилищный голод»: «7,3% обследованных живут в помещениях без вентиляции, 18,5% - спят с больными на одной кровати или вповалку, 9,1% - живет в подвалах».

tuber03.jpg

Жители сельской местности, переезжавшие в города, не всегда, мягко говоря, рационально распоряжались предоставленным им жильем.

«Перевод части населения из полуподвальных помещений имел самые лучшие намерения; но, как только такое помещение освобождалось, так оно сейчас же лишалось оконных рам, полов, печей, дверей. И в довершение всего, бывали случаи когда все полуподвальное помещение обращалось в огромное отхожее место, распространявшее зловоние по всему дому и угрожавшее оставшимся в доме жильцам инфекционными заболеваниями», - говорится в одном из докладов о проблеме нехватки жилой площади.

tuber01.jpg Зимнее воздухолечение (Владимирская лесная школа-санаторий)
tuber04.jpg Летняя оздоровительная площадка при Владимирской детпрофамбулатории

Решением проблемы распространения заболевания видели в создании диспансеров - их во Владимирской губернии было четыре: во Владимире, Вязниках, Коврове и Кольчугине. При том что по всему РСФСР в 1924 году было 108 диспансеров, эта цифра - достаточно внушительная. Как, впрочем, и процент больных. По данным того же Танкова, больных туберкулезом во Владимирской губернии тогда насчитывалось десятки тысяч.

tuber05.jpg Владимирский туберкулезный диспансер (Большая Московская, дом 1)
tuber02_Patokino.jpg санаторий «Патокино»

Сифилис

Другую социальную болезнь - сифилис - называли «злейшим народным недугом».

Врачи говорили о том, что былая положительная статистика объясняется отсутствием должного учета и тем, что сифилитики как больные «дурной болезнью» предпочитали лечиться не в медучреждениях. Характерно, что показатели заболеваемости во Владимирской губернии были почти в полтора раза ниже, чем в соседних областях, но тем не менее процент больных был очень высоким.

sifilis01.jpg

Санитарные врачи сообщали, что «в наиболее сифилизированных селениях» количество больных доходит до 15%. Хуже всего дела обстояли в Меленковском уезде (в числе проблемных назывались Сергиево-Горская и Никологорская волости) - там эта цифра доходила до 28%. Из-за актуальности данной проблемы осенью 1926 года при Меленковском вендиспансере был сформирован «венерический отряд» и намечен к открытию с 1 октября сельский венпункт. Во Владимирской губернии существовали и «летучие венотряды».

sifilis2.jpg

Врачи отмечали рост количества больных, заразившихся сифилисом половым путем (с 12,8% в 90-х годах XIX века до 56,7% в 1925 году). И одной из причин «распространения венеризма» называли проституцию.

IMG_20171022_174839new.jpg

Агитаторы-антирелигиозники, уловив постыдный характер этого заболевания, стали активно обвинять в таком недуге, как сифилис, священников и предостерегать население от причащения в церкви, как возможного способа заражения. В газетах стали появляться статьи с такими заголовками, как например, «Церковь и сифилис», «Сифилис и причастие».

Проституция

По данным медицинского департамента Владимирской губернии, 48% женщин оказались вовлечены в занятие проституцией вследствие материальной нужды:

«Мы теперь рассматриваем проституцию под углом зрения материальной необходимости, которая толкает женщину на продажу своего тела, тогда как все другие виды беспорядочной половой жизни относим на счет аномалий в половой или в психической сфере женщины».

«По данным Владимирского диспансера, первое половое сношение с проститутками имеют 15,3% мужчин, живущих в городе, и 9% мужчин, живущих в деревне. В городе 30% заражений происходит через проституцию, в деревне — 28,6%. 1/3 мужчин заражается через проституцию. Остальные 2/3 получают заражение от так называемых знакомых и случайных женщин. Что касается женщин, они заражаются в основном от мужей: так, в городе 70%, а в деревне 85% заражений женщин сифилисом происходит через мужей», - сообщают источники того времени.

prostitut.jpg

Ситуация начала исправляться с 1926 года после издания Кодекса законов о браке и семье. С его введением массовая проституция постепенно исчезла с улиц городов Владимирской губернии.

Алкоголизм

К числу «социальных болезней» принадлежал и алкоголизм. Санитарные врачи били тревогу: «учет по Владимиру дал 5 бутылок пива на душу населения, что составляет около 1 бутылки водки».

alko02.jpg

Бороться с пьянством решили через печать: в газетах 1925-1926 годов стали появляться антиалкогольные публикации, которые, будучи привязанными к теме церковных праздников и священников-алкоголиков, выполняли еще и антирелигиозную функцию.

IMG_20180203_141621.jpg

В статье «Угоднички подкачали» рассказывается о том, что ставровские артели «справляют престолы по неделе». В заметке «Праздничек справили» говорится про прогулы из-за церковных праздников на фабрике «Коммунистический авангард» в Собинке.

Вот выдержки из некоторых опубликованных заметок:

«Эпидемический характер приобрело пьянство на стеклозаводе «Красный химик». Пьют все, у кого в кармане хоть грош завелся: и рабочие, и пенсионеры, и дети».

«Религиозные обряды, праздники и пережитки старого быта, как причина увеличения пьянства, неоднократно отмечались рабкорами. В Еремеевской артели металлистов Муромского уезда 7 человек администрации гуляли на Троицу целых девять суток».

«Работницы Судогодского уезда крепко держатся за старые обычаи: во время праздника «Боголюбимой» 200 работниц приняли участие в пьянстве».

«Вчера мы сообщали, что некая гр-ка Вилкова, живущая на Муромской улице в доме №18, в пьяном виде бросилась на своего мужа с топором. К счастью, она успела нанести только одну царапку, и муж находится сейчас в больнице на лечении. Вилкова же была задержана и после дознания отпущена».

И снова там, где можно было привязать к неприятной теме социальных болезней церковь, авторы это обязательно делали. Заголовки таких материалов говорят сами за себя: «Поповские проделки», «Религия - разновидность духовной сивухи», «Встретили «праздничек», «Пасхальное оживление».

Суицид

Еще одной «социальной болезнью», корни которой нужно искать в духовном кризисе, сопровождавшем «отделение церкви от государства», стал после революции суицид. Атеисты были свободны от запрета, налагаемого на самоубийства христианской традицией, что в 20-е годы привело к видимому всплеску самовольных уходов из жизни - в первое полугодие 1926 года во Владимире было зарегистрировано 27 самоубийств. Среди причин, по которым владимирцы добровольно уходили из жизни — болезнь, бедность и несчастная любовь.

IMG_20180203_154259.jpg

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции