Они не выходят на сцену

Ольга Комарова:
член Союза журналистов России, с 2004 по 2014 гг. главный редактор областной газеты «Торговая площадь», автор книг
komarova
В сентябре Владимирский академический театр драмы отметит 170-летний юбилей. Это хороший повод заглянуть за кулисы, чтобы познакомиться с людьми, которых мы не видим на сцене, но без которых не может состояться ни один спектакль
ИСТОРИИ 16 марта 2018, 14:04 2 5411

КОСТЮМЕРНЫЙ ЦЕХ

Costume.jpg

Ольга Рудольфовна Евдокимова, заведующая костюмерным цехом. В профессии почти 25 лет, из них 14 лет во Владимирском драматическом театре:

- Шить, кроить, создавать костюмы любила с детства. А вот на профессиональный путь мне помогла выйти Анна Яковлевна Паевская, которой я очень благодарна. Она когда-то рекомендовала меня во вновь созданный театр «Разгуляй». Ни костюмов, ни декораций, но ребята молодые собрались, задорные, глаза горят. Десять лет с ними проработала, а потом перешла во Владимирский драматический театр. Хочу сказать добрые слова и о замечательном театральном художнике Серафиме Ивановне Скуратовой, с которой мы познакомились в 90-е. Лихие были годы.

Сегодня наш костюмерный цех, в котором трудятся шесть человек - Галина Андреева, Наталья Гусева, Наталья Нурутдинова, Галина Чиркова, Ирина Устинова - создает костюмы для всех спектаклей Владимирского драматического театра. А это большой и напряженный труд. Сроки у нас сжатые до предела: на один спектакль 1,5-2месяца. Уже в процессе работы актеры то и дело бегают, спрашивают: «Когда костюмы будут?». Если прежде для спектакля шили пять-шесть костюмов, то сегодня, например, в «Леди Макбет Мценского уезда» массовка 11 человек и у них три смены костюмов. В спектакле «Мастер и Маргарита» занято более 20 человек, спектакль многослойный и костюмов море. И мы делаем все - от выкройки до последней пуговки.

К нам подходит Заслуженный артист Владимир Георгиевич Лаптев:

- Нужен черный костюм- тройка. Срочно. На капустнике буду Ленина играть.

- Как срочно?

- Ну, мне же еще в образ вживаться.

И тут же начинает импровизировать, засунув большие пальцы за проймы жилетки и тщательно картавя: «Това,гиши, вы ко мне? П,гоходите, п,гоходите. Гово,гите, из Владимира пешком п,гишли, акте,гы из теат,га?»

- Сегодня подберу, Владимир Георгиевич, все необходимое.

- И не забудьте синий галстук в белый горошек!

- Я иногда говорю своим сотрудникам: «Давайте сходим в театр!». Из зрительного зала смотришь на игру актеров и видишь, кто как к роли относится, как воплощает в своей роли костюм.

Особенно, в исторических спектаклях. Например, для «Ревизора» нужны были корсетные платья. Мы сшили их с имитацией корсета, так как актрисе нужно в секунды за кулисами переодеться в другое платье. Пришлось потрудиться, чтобы сохранить историческую подлинность и фигуристо-подчеркнутый силуэт. Мундиры военные, сюртуки и фраки начала XIX века шили по специальным книгам «Исторический костюм».

Был интересный спектакль «Виндзорские насмешницы» с очень необычными смешными костюмами. Художница предложила для их украшения использовать пластиковый зеленый газон. Из зала смотрелось красиво, но сколько мы потрудились, чтобы этот пластик выкроить и пришить вручную. Художники дают волю фантазиям, а мы стараемся их фантазии воплотить. Спектакли разные, костюмы разные и художники тоже разные. Мы многому у них учимся. Режиссеры иногда вносят свои поправки в костюм уже в процессе репетиций.

Вот какие эскизы привезет художница Татьяна Виданова из Рязани для нового спектакля «Мастер и Маргарита» - даже и представить не можем. Но мы с ней уже пятый спектакль делаем, поэтому понимаем друг друга с полуслова.

- А вы смогли бы создать шляпку для английской королевы?

- Эх, нам бы съездить на мастер-класс в мастерские Большого театра, поучиться у профессионалов высочайшего уровня. Еще в Санкт-Петербурге есть знаменитые мастерские театрального реквизита, у них опыт перенять. Думаю, тогда мы еще много чего смогли бы…

БУТАФОРСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Butafor.jpg

Татьяна Михайловна Серова, главный специалист бутафорской мастерской, Заслуженный работник культуры РФ, служит в театре 45 лет:

- Бутафорию делает наш цех, и она очень разная. В историческом спектакле старинная посуда, мебель, светильники, для создания колорита - цветущие сады, мраморные колонны и так далее. Для спектакля «Ханума» мы изготовили просто горы фруктов, большие подносы, огромные кувшины национальной керамики, чтобы передать настроение солнечной Грузии.

Костина Анна, бутафор – декоратор, в театре 25 лет:

- Мы сами раньше цветы изготовляли из ткани, бумаги и проволоки. Все это красили, сушили, нагревали, покрывали воском, собирали. А сегодня искусственные цветы продаются. Раньше и задники огромные вручную расписывали, а сегодня современные печатные технологии все упростили. Помню, был у нас спектакль «Усвятские шлемоносцы» со множеством цветных костюмов. Все ткани для них вручную расписывали по типу павлово-посадских платков. Очень много делаем головных уборов самых разных и порой замысловатых. Сами научились из папье-маше. Кивера и треуголки для спектакля «Давным-давно», для спектакля «Мужчина и женщина» изготовили цилиндры, в «Виндзорских насмешницах» шляпы с оленьими рогами.

Щербинина Светлана, художник-декоратор, в профессии 16 лет:

- Крылья обклеивали перьями для спектакля «Кабаре». Покупали боа, перышки отрывали, затем каждое пришивали к каркасу и клеили. Работа была долгая и кропотливая.

Мартынова Антонина Михайловна, художник-декоратор, в театре более 30 лет:

- А спектакль «По щучьему велению». Там на сцене лежала гигантская щука, и актеры в ней внутри играли. Помню, как мы ее создавали: из проволоки, пенопласта, поролона, ткани, а потом раскрашивали. Очень симпатичная щука получилась, сказочная.

СТОЛЯРНЫЙ ЦЕХ

Stolyar.JPG

Театр довольно автономный организм, практически все, что мы видим на сцене, создается здесь же в театре. Сценическая мебель, лестницы, скамейки – все это изготовляют в столярном цеху. Например, к спектаклю «Пришел мужчина к женщине» сделан интерьер квартиры. До совершенства его доводят работники декорационного цеха: клеят обои, окрашивают мебель. Очень много декораций столярный цех создает для детских спектаклей: домики, машинки, даже целый сказочный лес. Эти работы выполняют столяры Александр Александрович Малкин и Николай Павлович Мамаев.

В столярный цех заходить запрещено даже сотрудникам театра по требованиям техники безопасности. Гостям же разрешили сделать фото от двери.

МОНТИРОВОЧНЫЙ ЦЕХ

Montag.JPG

В театре есть монтировочный цех. Его мастера (их называют машинисты сцены, рабочие сцены, монтировщики) готовят декорации к спектаклю и во время спектакля меняют их и помогают этим декорациям работать. Все, что движется на сцене, поднимается и опускается, все это делается силами команды монтировщиков. В спектакле «Три сестры» монтировщики выходят на сцену во время действия, и это один из немногих случаев, когда публика может их увидеть. В 2016 году в театре был проведен крупный ремонт сценического оборудования. Сегодня сценическое оборудование Владимирского драматического театра на уровне ведущих московских ведущих театров. Современное техническое оснащение позволяет режиссерам воплощать самые сложные и невероятные творческие замыслы. Работу театральной машинерии обеспечивают начальник монтировочного цеха Владимир Косыгин и монтировщики Павел Куревлев, Андрей Кулагин, Алексей Скрыпник и Александр Филиппов.

За время маленького путешествия за кулисами Владимирского драматического театра, к сожалению, невозможно познакомиться со всеми, кто участвует в создании спектаклей. Просто придя в следующих раз в театр, не забывайте, что доля ваших аплодисментов приходится и на тех, кто не вышел на сцену.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции