Гладко было на бумаге…

Анатолий Орышак:
Oryshak
Известие о строительстве колбасной фирмой «Дымов» вблизи Суздаля огромного агрокомплекса по производству свинины меня ошарашило
ИСТОРИИ 13 апреля 2018, 12:09 9 6668

Известие о строительстве колбасной фирмой «Дымов» вблизи Суздаля огромного агрокомплекса по производству свинины меня ошарашило. Десяток километров от жемчужины Золотого кольца России и 30 тысяч свиней на откорме, да еще почти столько же молодняка!

Последние два десятилетия я работал в пищевой промышленности, из них более десяти лет на колбасном заводе в Московской области и почти три года руководил молочным агрокомплексом в Калужской. Поэтому знаю реалии российского сельхозпроизводства.

Не буду вдаваться в тонкости технологии выращивания свиней, хотя мне непонятно, зачем уничтожать десятки гектар плодороднейшей почвы владимирского Ополья, строя там огромные отстойники для свиного навоза. Надо учитывать, что к этим объектам предъявляются особые требования по безопасности в связи с их токсичным (до переработки) содержимым.

Я считаю, что главной угрозой нормальной жизни в Суздале и окрестностях после пуска комплекса станет проблема свиного навоза и связанных с ним вредных выбросов аммиака, кислоты и прочего. Конечно, на свинокомплексе обещают установить систему биопереработки навоза, фильтрации выброса вредных газов в атмосферу, и прочее и прочее...

Такие благие намерения и радужные перспективы. Но…

Во-первых, количество «производимого» высокотоксичного свиного навоза будет очень велико! По расчётам, не менее 200 тонн в сутки! А дальше простая арифметика: даже по ускоренной технологии его переработка займёт 6-8 месяцев. Значит, минимальный объём хранилищ для переработки навоза 40 тысяч тонн и более! Этот гигантский объем навоза с помощью микроорганизмов должен быть преобразован в удобрение - полностью обеззараженное - в чем я сильно сомневаюсь. Но даже идеальная система переработки не спасёт от устойчивого агрессивного аммиачного запаха, так как часть животных, и весьма большая – молодняк - будет выгуливаться на открытых площадках со всеми вытекающими отсюда последствиями и запахами.

Во-вторых, полученное удобрение – 15-20 самосвалов каждые сутки - требуется заделать в почву. Для этого необходимы тысячи гектаров полей. Невозможно представить, что на такой огромной территории технологии заделки всегда будут соблюдаться и, значит, удобрения начнут смываться с полей и попадать в реки и озёра. А если учесть, что зимой и в распутицу на поля не выехать! Значит, опять: «Давай, давай!»

И вот тут возникает, в-третьих. Любая высокотехнологичная система требует высококвалифицированного обслуживающего персонала, который надо обучить, и которому надо хорошо платить. А вот сломать оборудование или просто схалтурить в чем-то легко может и неквалифицированный рабочий, - этому в моей практике работы в агрокомплексе были неоднократные примеры.

Этому ещё способствуют простые реалии нашей сегодняшней российской коммерции. Сам господин Дымов в своих интервью отмечал, что нынешние бизнесмены не готовы отказаться от извлечения максимальной прибыли. Поэтому издержки всячески минимизируются. А с учетом зависимости государственных экологических служб и правоохранительной власти от местного руководства понятно, на чём можно сэкономить.

Переполняются навозные емкости, а процесс переработки ещё не завершён – сбросим быстренько часть на поля – кто там потом разберётся, безвредно ли было удобрение? Кстати, качество переработки навоза кто проверяет, догадайтесь? – Хозяева комплекса! Не хватает бактерий для переработки – сойдёт и так! Засорились дорогостоящие импортные фильтры – и пусть! Пусть страдающие от вони, отравления и болезней жители сами оплатят анализы проб воздуха и почвы, а потом докажут что-либо в суде против наших высококвалифицированных юристов!

А есть ещё вопрос европейских санкций, ведь технология и запчасти комплекса импортные. Как будет работать эта махина на российских комплектующих, и будет ли?

И, вообще, очень простой вопрос: это предприятие частное? Конечно! А раз так, то хозяин волен продать его кому угодно в том числе зарубежному хозяину, хоть из Китая, хоть с Борнео. И где искать, что случись, того хозяина? Что, как в случае с кемеровской «Зимней вишней», в Австралии?!

Моё мнение: сооружение такого гигантского животноводческого комплекса – поспешное решение с непредсказуемыми и очень мрачными перспективами для нашего любимого Суздаля и его окрестностей.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции