Нравы «Старой аптеки»

Наталья Станкевич:
Журналист с 30-летним стажем
Stankevich
Исповедь бывшего экскурсовода муниципального музея города Владимира, который отказался раздавать туристам напечатанный за бюджетные деньги буклет с грамматическими и фактологическими ошибками
ИСТОРИИ 25 мая 2018, 10:29 8 6840

Более полугода (около 8 месяцев) в городе Владимире на улице Георгиевской, дом 3 работает музей «Старая аптека», который относится к управлению культуры и туризма администрации города Владимира и входит в МАУК «Выставочный комплекс». Недавно музей был признан убыточным, Зебра ТВ писала об этом.

Сколько было дебатов и дискуссий и среди депутатов Владимирского горсовета и общественности: быть или не быть музею «Старая аптека». Горсовет выделил на его годовое содержание около 400 тысяч рублей.

Но, к сожалению, назвать музей качественно устроенным невозможно. А ещё более поражает психологическая и нравственная обстановка в маленьком коллективе. За полгода сменилось около десятка экскурсоводов, их вынудили уйти начальнички от культуры. Они с завидным удовольствием избавились от интеллектуальных людей с высшим образованием, благодаря которым посетители, несмотря на недешёвый билет в 200 рублей, уходили довольными и обещали вернуться вновь, привести своих друзей и знакомых, что можно прочесть в книге отзывов. За март-апрель 2018 года почти четыре десятка отзывов из разных уголков России – от Архангельска до Сочи. Попробуй, заставь сейчас кого-нибудь написать отзыв. Вот лишь некоторые примеры:

«Спасибо экскурсоводу за просветительскую работу, великолепная экскурсия с интересными историческими ремарками. Как будто побывала в эпохе 18-19 вв.! Это настолько близко мне как историку, я сама занималась раскопками и находила артефакты. Очень грамотный подход экскурсовода. Сразу видно, насколько глубоко она вошла в исторический материал, а главное, легко и доступно до нас донесла. Буду рекомендовать посетить музей всем ивановцам».

«Это единственный музей в городе, работающий до 21.00, а главное, здесь приветливый и дружелюбный персонал. Латышам понравилось».

«Даже у коммерческих экскурсоводов цена не соответствует качеству рассказа. Отказались от экскурсии в Успенском соборе. А здесь – прекрасный экскурсовод. На этом фоне ваш музей просто находка! Ваши Гости из Москвы».

IMG_20180422_180624.jpg
IMG_20180422_180637.jpg
IMG_20180422_180857.jpg

Но чем лучше для людей, тем хуже для многочисленных руководителей, далёких от культуры. На четырёх экскурсоводов три непосредственных начальника – директор Юлия Геннадьевна Румянцева, её заместитель – Надежда Васильевна Ведехина, и заведующая объектом Елена Андреевна Савченко.

Буклет, скорее всего выпущенный на выделенные горсоветом деньги, изобилует фактическими, орфографическими, лексическими, стилистическими и пунктуационными ошибками. А ведь его приказано выдавать каждому посетителю. Естественно, любой приходящий на работу экскурсовод сообщает об этом вопиюще безграмотном буклете завмузеем Савченко и замдиректора Ведехиной, на что звучит ответ: «Что же делать, всё уже напечатали, деньги потратили, нужно раздать».

afish01.jpg
afish02.jpg

Что же три начальника одного маленького музея сэкономили на корректоре, сами буклет не прочитали, или, что хуже, обладают грамотностью первоклассника? Этих бы начальников да в советское время! Уволили бы моментально, и деньги за буклет заставили бы вернуть! Так вот все экскурсоводы пытаются донести до непосредственного начальника Савченко, но в ответ получают приказ об увольнении. Только за апрель из четырёх экскурсоводов уволены трое.

После того как экскурсовод (которая в документах значилась как смотритель) Поддубная получила производственную травму, ударившись головой об оконную раму, нам запретили открывать окна и проветривать помещение, не заботясь о здоровье работников и посетителей. При поступлении на работу и в течение всего месяца приносилось более дюжины инструкций, которые постоянно переписывались – то «проветривать помещение», то «категорически запрещено проветривать помещение».

Светлана Поддубная обращалась в Трудовую инспекцию за помощью, но это не дало результата. Мария Носик написала письмо о состоянии музея в Министерство культуры, я, журналист по профессии, работающий в музее всего с 1 марта (и кстати, с удовольствием), тоже стала неугодной и со мной не захотели с 26 апреля продлить договор, без объяснения причин и каких-либо комментариев.

За полгода почти 10 человек заставить уйти, а ведь все трудились с полной отдачей (что уж говорить, экскурсовод – основная единица в музее, работа по 11 часов в день с 10 до 21, и для каждого посетителя проводятся экскурсии, даже если он один). Заставляют написать по собственному желанию, давят эмоционально, иначе, по словам Савченко, «найдём статью». Кстати, она вместе с Ведехиной дошли в своём начальственном экстазе до абсурда: на стульях 19 века, расположенным в зале, экскурсоводам в минуты отдыха сидеть запрещено, несмотря на то, что наличие оборудованного рабочего места необходимо по нормам охраны труда, да и в трудовом договоре это указано. Так где же сидеть? Все 11 часов работы стоять, или… сидеть на полу, что у нас некоторые сотрудники и делают. А потом Ведехина сообщила, что на единственный неантикварный стул напишет очередную инструкцию - «график сидения на стуле». И это не шутка. Это слышали все работники. Разве можно назвать сие поведение «дам от культуры» интеллигентным, да что там, просто человечным? Держатся они за свои неантикварные стулья зубами, считают себя богами, а остальных, кто хоть слово скажет об их самоуправстве и бесчинстве, увольняют. Создается впечатление, что музей не муниципальный, а частный, где «хозяин – барин».

IMG_20180422_124719.jpg

А что же директор Румянцева? За моих два месяца работы она приходила в музей пару раз, и то для того, чтобы приготовиться к презентации своей книги «Тринадцать», которая прошла в стенах музея 31 марта. Книга её продаётся здесь за 400 рублей. Хотя во-первых, чиновнику нельзя заниматься коммерческой деятельностью, во-вторых, к тематике музея и аптечному делу книга никакого отношения не имеет. А в «Музее владимирской вишни», также принадлежащему МАУК «Выставочный комплекс», выставлены на продажу картины директора Румянцевой.

IMG_20180424_164009.jpg

Начальники заняты сугубо своими делами. Что им экскурсоводы? По словам завмузеем Савченко, они будут увольнять всех, пока «не найдут покорных и молчаливых». Кто же это будет? Бомжи или люди, ничего не понимающие в истории и культуре? А ведь в музей кто только не приезжает и какие только вопросы не задаёт. Огромное количество представителей крупнейших музеев России, историков, архитекторов. От того, что им расскажут и как с ними будут общаться именно экскурсоводы, зависит их впечатление и мнение о городе в целом. Много посетителей с детьми, а к ним нужен особый подход, поэтому, в зависимости от контингента, экскурсовод меняет стиль своей экскурсии.

После обращения 18 марта одной из экскурсоводов в Министерство культуры России письмо оттуда перенаправили в Департамент культуры и туризма администрации Владимирской области в лице врио директора Зиннатуллиной. 19 апреля прибыла комиссия, в которую вошли специалисты департамента культуры области, сотрудники областного музея и прочие. После этого инициатора письма и меня попросили уйти. Мне не продлили контракт, который был временным только формально, без объяснения причин, вернее, сказали, что причин нет, просто Савченко не хочет терпеть тех, кто делает хоть какие-то замечания, а Марию Носик заставили написать заявление, так сказать, по собственному.

V-7680.jpg

Учреждение «Старая аптека» признано убыточным, и, очевидно, виной этому является некомпетентность и халатное отношение руководства «Старой аптеки» к памятнику культуры и к чести города Владимира в целом.

Открытое письмо от коллектива экскурсоводов направлено губернатору Владимирской области Орловой, главе администрации города Владимира Шохину, председателю Владимирского горсовета Деевой. Ждём их реакции.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции