Как владимирские власти извратили «мусорную реформу»

Лариса Емельянова:
Депутат Законодательного Собрания Владимирской области
Emelyanova
Строительство мусоперерабатывающих предприятий - где-то в туманной перспективе, зато повышение тарифов за вывоз мусора - дело уже дня сегодняшнего
ИСТОРИИ 26 декабря 2018, 11:17 8 4590

В рамках VI Владимирского экономического форума в июне 2018 года проходила тематическая сессия «Экологическое благополучие. Новые решения и подходы», на которой тогда ещё вице-губернатор Лидия Смолина объясняла, как замечательно Владимирская область будет работать с мусорными отходами по новым правилам с 1 января 2019 года, и что для этого делают власти.

«Экология - это здоровье, это будущее нашей страны», - подкрепляла слова своего заместителя банальным пафосом губернатор Владимирской области Светлана Орлова. Еще в апреле 2018 года в Камешковском и Суздальском районах был запущен пилотный проект, который, правда, закончился крахом. Но на словах всё, что власти говорили о «мусорной реформе», звучало так оптимистично.

Вообще-то, заявленная цель «мусорной реформы» – налаживание сортировки мусора и его последующей обработки. Дело это нужное и хорошее. Кто же будет возражать? Вот только реализация этих целей во Владимирской области проходит в формате бега впереди паровоза, когда чиновники выдают желаемое за действительное, не предпринимают практических шагов для того, чтобы отреформировать действительность.

А действительность такова, что с 1 января 2019 новая система работы с мусором во Владимирской области вряд ли начнет работать. Почему? А потому что опять сделали всё по-своему и молча. Хотя на том же Владимирском экономическом форуме из уст губернатора Орловой и ее команды звучали слова о том, что без одобрения и обсуждения с гражданами, ничего предприниматься не будет.

В итоге по 44 ФЗ выбрали регионального оператора по работе с отходами. Но сделали это с нарушениями. Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, согласно букве закона, должен был установить для регоператора «потолочную» сумму тарифа на вывоз и утилизацию мусора, и уже отталкиваясь от этого тарифа, проводить торги по выбору регионального оператора. Но «потолочный тариф» не был установлен, и на торгах озвучивалась сумма аж в 910 рублей. Конечно, победил тот, кто дал меньше.

Но спрашивается, как в конкурсе на полномочия регионального оператора по работе со ВСЕМИ отходами Владимирской области могла победить компания, у которой элементарно нет своих машин для перевозки мусора? То есть, ключевому звену всей «мусорной реформы» теперь надо нанимать перевозчиков ТБО. И вот тут образуется классическая «мусорная пирамида»:

РЕГОПЕРАТОР (генеральный перевозчик) — СУБПОДРЯДЧИК (рядовой перевозчик) - И ЕЩЁ КТО-НИБУДЬ ПОТОМ НАРИСУЕТСЯ.

В штате регионального оператора по работе с отходами во Владимирской области сейчас около 300 человек. Спрашивается, зачем столько людей, чтобы просто контролировать работу? Для сравнения, в Фонде капремонта многоквартирных домов Владимирской области работает около 20 человек. И ведь содержать всю эту «мусорную команду» в 300 человек будем мы с вами, потому как теперь будем платить с каждого ЧЕЛОВЕКА по 118 рублей в месяц.

Приведу расчеты на примере закрытого города Радужный, где я живу. Жители нашего города платили по формуле 350 *1,8 : 12 ~ 52,5 рубля с человека в месяц, а теперь будут платить по формуле 580*2,44: 12 ~118 рублей с человека в месяц. 580 - это вывоз мусора за 1 квадратный метр жилья, а 2,44 – это норматив накопления ТКО (твердые коммунальные отходы) по новому тарифу.

А теперь задумаемся, откуда взялась цифра 2,44, если и прежний-то норматив накопления мусора в 1,8 явно был завышен. Ведь средняя семья из 4 человек в день «собирает» не более 10 литров мусора или 0,01 кубометра. То есть 0,01 куб* 365 дней : 4 человека = 0,91~ 1 куб, а тариф установлен 2,44. Представляете разницу? Только с нашего закрытого города Радужный получается не менее 10 миллионов рублей за воздух. А со всей Владимирской области уже миллиарды будут?

Как можно было сделать правильно? В Жилищном кодексе есть статья, в которой говорится, что коммунальные услуги можно оплачивать по нормативу или по счётчику. В случае с мусором - это могут быть весы, то есть - по факту. Каждый район Владимирской области рассчитывает стоимость вывоза и утилизации 1 кубометра ТКО с учетом инфляции, повышения цен на топливо, транспортные расходы. А потом предоставляет эти расчетные данные в департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, а для сведения еще и регоператору, с просьбой установить тариф в соответствии с фактическими расходами на вывоз и утилизацию конкретного объема мусора. Но для этого каждый район должен, конечно, построить мусорный полигон и перереработку у себя на территории. Но ведь по новой территориальной схеме, разработанной для мусорной реформы, во Владимирской области и так запланировано построить 8 полигонов. И лишь только после этого начинает работать регоператор.

А во Владимирской области получается, что телега поставлена впереди лошади. Строительство мусоперерабатывающих предприятий - где-то в туманной перспективе, зато повышение тарифов за вывоз мусора - дело уже дня сегодняшнего.

На заседании Госдумы министр природопользования и экологии правительства России Дмитрий Кобылкин на реплику члена фракции КПРФ Михаила Щапова о том, что тарифы за вывоз и утилизацию мусора в 2019 году вырастут в десятки раз, заверил депутатов, что рост тарифа на вывоз ТКО будет не выше 4-5%. Но по факту, если взять конкретную Владимирскую область, мы видим, что тариф с 1,8м3 в 2018 году увеличен до 2,44м3 в 2019году. И это увеличение составило более 35%, а не 4-5%, как нам обещал министр.

С 1 января 2019 года федеральный закон о новых правилах оборота мусора начнет работать. На вопрос, к кому обращаться, если мусор не будут вывозить с контейнерных площадок возле домов, руководитель регионального оператора по работе с ТКО во Владимирской области г-н Глухоедов уверил, что все жалобы будут незамедлительно приняты по телефонам прямой линии, которые указаны на сайте регоператора.

До 1 января осталось немного, и тогда мы узнаем, как работает закон, принятый, вообще-то, для нашего с вами блага.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции