Граф Соллогуб больше не приедет, или Бюрократический оазис чиновников в центре древнего города Владимира

Валерий Скорбилин:
Журналист
9 февраля
Можно считать, что исторический центр во Владимире начинается Приёмной президента и заканчивается Приёмной премьер-министра. Такие опорные точки на туристском маршруте можно включать в путеводитель. Глядишь, турист валом повалит
ИСТОРИИ 5 марта 2019, 13:28 8 3282

В историческом центре Владимира – новосёлы. Перед крыльцом здания, занятого новосёлами, – чугунный князь Владимир Креститель на ажурном постаменте и строящийся храм ему и Великим князьям владимирским. За стенкой у новосёлов – Зал классической музыки с репетициями и концертами Губернаторского симфонического оркестра. Как думаете, кто вселился месяц назад в столь благодатные условия? Не додумаетесь: Владимирская природоохранная прокуратура и Владимирская прокуратура по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях.

pricht.jpg

Адрес новосёлов – Большая Московская, 30. Дому лет двести, объект культурного наследия местного значения. Исторически принадлежал причту снесённой в 1960 году Знаменской (Пятницкой ) церкви. Когда новодел на её месте наконец поспеет и в нём начнётся регулярная богослужебная жизнь, не пожелает ли Владимирская митрополия РПЦ по закону вернуть себе утраченную собственность, то бишь дом № 30 по Большой Московской? Ведь поставила же она, митрополия, вопрос о возвращении даже сильно искажённой перестройками Воскресенской церкви, занятой государственным архивом области.

Вообще-то, я не о взаимоотношениях РПЦ и государства. А о том, какая такая нужда привела две второстепенные силовые инстанции в самое сердце главной рекреационной и туристической магистрали исторического города России? Может, на прежнем месте сотрудники в синих погонах работали в кошмарных условиях? Сомневаюсь, однако. Причина, увы, очевидна и неизменна на протяжении десятилетий – и советских, и, в особенности, новых российских: своя рука – владыка. Власть стремится отдать разным ведомствам, (не забывая себя, любимую), всё лучшее из недвижимости и отдаёт по факту, согласовывая этот процесс исключительно сама с собой. И, разумеется, с ведомствами. Народ классически безмолвствует. Сейчас я укажу вам на то, что вы сами знаете, видите изо дня в день, но до сих пор не осознаёте.

Исторический центр Владимира занимает не более 1,5% общегородской площади (без учёта присоединённых территорий). Всем понятно, что в историческом центре должно быть как можно больше объектов, притягивающих внимание туристов и других гостей города на Клязьме. Давайте пройдёмся по улицам исторического центра, отмечая здания, заселённые федеральными, региональными и муниципальными учреждениями: держу пари, вам станет не то что занятно – вас буквально охватит азарт участника статистического квеста. И удивление первооткрывателя. При этом запаситесь терпением: грядёт уникальная перепись.

Начнём, конечно же, с Большой Московской на самом бойком её участке – от Богородице-Рождественского монастыря до Золотых ворот. Региональная общественная приёмная председателя Всероссийской политической партии «Единая Россия». Управление культуры и туризма Администрации города Владимира. Департамент имущественных отношений Администрации Владимирской области (территория Митрополичьего центра). Управление МВД России по Владимирской области. Автохозяйство Администрации Владимирской области (переулок Сушкова). Департамент культуры Администрации Владимирской области (улица Музейная). Областной сборный пункт Министерства обороны РФ. Представительство губернатора Дом дружбы. Администрация Октябрьского района города Владимира. Две прокуратуры-новосёла, о которых было сказано. Управление Министерства юстиции по Владимирской области (улица Спасская). Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области. Администрация Ленинского района города Владимира (улица Никитская). Региональная общественная приёмная Президента РФ.

Итого, ровно полтора десятка учреждений, абсолютно несообразных со статусом исторического города России, на крошечном, по градостроительным меркам, пространстве протяжённостью 700–800 метров пешеходного пути. Можно считать, что исторический центр во Владимире начинается Приёмной президента и заканчивается Приёмной премьер-министра. Такие опорные точки на главном туристском маршруте можно включать прямо в городской путеводитель. Глядишь, турист валом повалит. Заметьте, почти все 15 учреждений обосновались в памятниках истории и культуры.

Но это ещё не всё, как любил говаривать Мюнхгаузен. Продолжим перепись по менее стратегическим адресам, например, книзу от Приёмной «Единой России». Департамент здравоохранения Администрации Владимирской области. Центральные офицерские курсы Минобороны РФ. Владимирский линейный отдел на транспорте МВД России. Центр гигиены и эпидемиологии на ж/д транспорте Роспотребнадзора РФ. Управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Владимирской области. Военный комиссариат Октябрьского района (улица Карла Маркса). Владимирский филиал Российского энергетического агентства (улица Железнодорожная).

Теперь поднимемся обратно вверх по боковым улицам исторического центра. Управление спецсвязи по Владимирской области (улица Подбельского). Отделы управления МВД России по Владимирской области (Воронцовский переулок). Департамент образования Владимирской области (улица Комсомольская). Департамент природопользования и охраны окружающей среды (улица Гагарина). Управление федеральной службы Росприроднадзора по Владимирской области (улица 2-я Никольская). Владимирский филиал Московского НПЦ геологических исследований и использования недр (улица Девическая). Ещё чёртова дюжина нетуристических объектов.

Оглянувшись на пройденный маршрут, не могу не добавить, что некоторые из списка вызывают особенную горечь. Непоправимо утрачены остатки исторических интерьеров Приёмной президента, где останавливался и молился в походной церкви император Павел I; Управления антимонопольной службы, где звучал смех 11-летней Анечки Полторацкой (будущей Анны Керн); Департамента природопользования, в котором жила семья великого русского писателя Ивана Шмелёва.

Сделаем привал и обсудим ситуацию спокойно. Не исключено, что я «недоучёл» какую-то «контору» или «управу» в ходе переписи. Но, надеюсь, всё равно убедил вас наглядно в том, что исторический центр Владимира – на самом деле, административно-бюрократический чиновничий оазис. Понятно, почему туристы разочарованно бурчат, что, кроме двух соборов и Золотых ворот, во Владимире смотреть нечего. Если вместо памятных досок «здесь жил Грибоедов», «здесь бывал Салтыков-Щедрин», «здесь учился Левитан» приходится читать вывески с названиями «контор» и «управ», то лучше ехать в Суздаль.

Стоит сказать, что концентрация всяческих ведомств на полуторапроцентном пятачке старого Владимира могла быть ещё плотнее. Если бы Управление ФСБ по Владимирской области не выселили из Богородице-Рождественского монастыря. Если бы Алиса Аксёнова не увела под музейный центр Палаты присутственных мест, в которых квартировали три десятка «контор» и в которые губернатор Власов собирался вселить Законодательное Собрание. Если бы при другом губернаторе всё-таки решили осчастливить областных депутатов бывшим Домом офицеров, от которого отказалось Минобороны. Если бы два года назад не упразднили Росфиннадзор, а здание, где сидело его управление, не вернула себе РПЦ, определив туда Владимирскую духовную семинарию…

Кстати, совсем скоро исторический центр города Владимира потеряет ещё одно здание для несвойственных его многовековому образу утилитарных нужд. Заканчивается капремонт дома №1 по улице Музейной, где недавно размещалось одно из отделений областного медицинского колледжа. (Замечу, что старожилы ещё помнят время, когда в здании располагался краеведческий музей.) Скоро сюда въедет одно из подразделений Владимирского перинатального центра. Лучшей дислокации для недоношенных и проблемных новорождённых не придумать. Сами понимаете: повышенный уровень шума и загазованности главной автомагистрали, по соседству – летний ресторанный дворик с оглушительной музыкой на открытом воздухе. В общем, все условия для младенцев. Между прочим, это будет СЕДЬМОЕ (с филиалами) в историческом центре, где постоянных жителей осталось – кот наплакал, медицинское учреждение.

«Какого чёрта, господа?», – так и хочется воскликнуть при взгляде на список учтённых объектов. Отхватили у города лучшее из оставленного предками, затем что за последние 30 лет не смогли построить для исполнения своих нескончаемых руководящих и контролирующих функций ни единого квадратного метра. Какое административное бессилие властей всех мастей! А ведь владимирский Белый дом, помнится, соорудила ещё КПСС, уходя в историю и освобождая при этом исторические здания на Никитской улице. «Что ж нам теперь – на окраинах сидеть?», – так и слышится мне всплеск эмоций уязвлённых управленцев всем и вся. А почему бы и нет? Кто доказательно объяснит мне, почему юстицию, антимонопольщиков, госимущество, прокуратуры и иже с ними надо держать непременно на пути туристических потоков? Не скромнее ли – где-нибудь на Почаевской, в районе Пенсионного фонда? Или на Растопчина, где десятилетиями на отшибе принимает молодожёнов Дворец бракосочетаний? Или в отвратительном «утюге» из стекла и бетона (перекрёсток Мира – Горького), который упорно не желают заселять никакие арендаторы? И администрациям Октябрьского и Ленинского районов, сидящим на самой границе своих районов, не логичнее ли, не удобнее ли для людей найти место всё-таки поближе к центру своих районов?

Но при чём же здесь какой-то граф Соллогуб, наверняка зададутся вопросом читатели этих строк. Да при том, что в путевых заметках писателя-графа Владимира Александровича Соллогуба, вышедших в 1840 году под названием «Тарантас», одна из главок уделена посещению губернского Владимира. Соллогуб описывает, как герои его повести пошли прогуляться по городу, а подойдя к зданию Присутственных мест, увидели, как из него «выглядывали чиновники с перьями за ушами; в каждом окне было по два, по три чиновника, и Ивану Васильевичу показалось, что все они его дразнят…».

Чиновники во Владимире теперь из окон не выглядывают, тем более с перьями за ушами, хотя умножилось их число, по сравнению с 1840 годом, в десятки раз. Да ведь и граф Соллогуб к нам больше не приедет.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции