Лого, типа

Артём Черней:
Сооснователь общественного движения «Владимир будущего»
Cherney
Я ждал обещанный новый логотип Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Казалось бы, студенты - молодая неукротимая энергия, желание удивлять, самовыражаться, провоцировать. А в предложенных проектах всё робко и скучно. Стилистически все проекты будто родом из СССР
ИСТОРИИ 24 мая 2019, 14:14 7 4680

В то время, как всё прогрессивное человечество ждало Ночь музеев, чтобы прикоснуться к прекрасному:

NIEZNgZlieo.jpg Фото: ПроВладимир

я ждал давно обещанный новый логотип Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Пролог

В новости от 28 января 2019 я выделил для себя три момента.

Во-первых, «новая эмблема ВСМЗ должна символизировать глубокие исторические корни, художественные традиции, на которые уже 165 лет опирается музей, собирая и пропагандируя величайшее культурное наследие».

Во-вторых, «создание логотипа и брендбука станет дипломной работой [студента Института искусств], которую он должен будет защитить перед компетентной комиссией».

В-третьих, «для юного дизайнера большая честь послужить родному музею и гражданский поступок: работа над логотипом выполняется совершенно бесплатно».

Наступил день Х

Цитата с сайта ВСМЗ от 20 мая 2019:

«Творческие идеи о том, каким должен быть символ главного музея региона, представили студенты кафедры дизайна, изобразительного искусства и реставрации под руководством профессора Владимира Рузина. Выставка эскизов открыта в музейном комплексе «Палаты» до 1 июля 2019 года.

Музей считает необходимым поощрить и поддержать молодых дизайнеров и предлагает всем оценить их работы. С этой целью в официальной группе ВСМЗ «ВКонтакте» устраивается голосование https://vk.com/topic-45340836_39286358. Лучшие проекты будут отмечены призами.

Над разработкой нового брендбука трудятся и сотрудники ВСМЗ. При этом не исключено, что предложения студентов ВлГУ также будут учтены при создании окончательного варианта логотипа».

Видимо, по дороге к новому логотипу что-то изменилось.

Творческие идеи

Давайте познакомимся с предложенными творческими идеями. Листайте не спеша, задержитесь хотя бы на 20-30 секунд на каждом варианте. Подумайте о том, какие ассоциации и образы они у вас вызывают. Попробуйте представить различные контексты, в которых могут использоваться логотипы. Зафиксируйте общие ощущения.

Поехали!

01.jpg
02.jpg
03.jpg
04.jpg
05.jpg
06.jpg
07.jpg
08.jpg
09.jpg
10.jpg
11.jpg
12.jpg
13.jpg
14.jpg

Дисклеймер

Краткий анализ проектов не является попыткой самоутвердиться или принизить работу коллег. Мои суждения субъективны, основаны на личном опыте и внутренних ощущениях. С ними можно соглашаться, спорить или вовсе не считаться. Это нормально)

Мои размышления — это, прежде всего, возможность поговорить о восприятии и состоянии дизайна во Владимире. Надеюсь, что они будут полезны как будущим дизайнерам, так и широкому кругу читателей. Возможно, спровоцируют важную дискуссию.

Важное уточнение

Логотип не существует в вакууме, он всегда привязан к бренду и контексту. Чтобы оценить логотип или любой другой элемент дизайна, нужно понимать, какие перед ним стоят задачи и цели.

Небольшой пример: если музей хочет подчеркнуть, что его основная ценность — это шедевры белокаменного зодчества, то логично в качестве основы использовать силуэт или узнаваемый элемент Золотых ворот, Успенского или Дмитриевского собора.

Другой пример: если музей транслирует мысль, что он меняется, становится более технологичным, хочет привлечь молодёжь, то нужно искать смелое современное решение, возможно, с элементами провокации. И так далее.

Утром задача — вечером логотип. Вечером задача — утром логотип. Но не наоборот!

Задача

Всё, что мы знаем о поставленной задаче, — это фраза из пресс-релиза:

«новая эмблема ВСМЗ должна символизировать глубокие исторические корни, художественные традиции, на которые уже 165 лет опирается музей, собирая и пропагандируя величайшее культурное наследие».

Возможно, были и другие установки, но мы можем только предполагать.

Вариант 1

01.jpg

Из описания проекта: за основу логотипа было взято изображение резного портала южного входа в Дмитриевский собор — уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества XII века, входящий в состав музея.

Берём фото, немного обтравки, немного дополненной реальности и получается арочная входная группа. Буква М в арке напоминает столбики заграждения с лентой. Вход воспрещён?

DfAYOqo_9YI.jpg Источник: Студия Артемия Лебедева

Вариант 2

80ihp5LALGw.jpg

Из описания проекта: основа данного фирменного стиля — простая геометрия, а именно египетский треугольник. Пересечение двух треугольников образует буквы М и У, что в данном случае является ассоциацией слову «музей». Созданный логотип — современный лаконизм цвета и формы.

Первое впечатление — автор вдохновлялся фирменным стилем Яндекс.Такси.

G7aU_nsbfuY.jpg

Шрифт Soviet Font Regular и упоминание 1958 года «состаривают» логотип. Ассоциативная цепочка «МУ = Музей» весьма спорная. Египетский треугольник?

Вариант 3

02.jpg

Из описания проекта: за основу была взята одна из самых главных археологических находок нашей земли — Сунгирская лошадка. Она напоминает нам о древней истории человечества, которая уходит вглубь времён.

Лучший проект. Подробности — в конце статьи.

Вариант 4

03.jpg

Из описания проекта: логотип представляет собой букву М. Лаконичность достигается путём использования простых геометрических форм в сочетании со стилизованным древнерусским узором.

Буква М ассоциируется скорее с метрополитеном или Москвой, нежели с музеем. Знак получился безликим, неоригинальным.

Вариант 5

04.jpg

Из описания проекта: логотип представляет собой композицию из двух заглавных букв (В и С) и одной полупрозрачной (М) на втором плане. На месте пересечения букв расположена дата основания музея.

Первое впечатление — логотип Dolce & Gabbana.

fn6BurEiffw.jpg

Похож сразу на все логотипы из двух букв. Связь с владимирской землёй или музеем не поддерживает.

Вариант 6

05.jpg

Из описания проекта: строгий графичный логотип, в котором сочетаются две буквы: М — музей и З — заповедник. Выбранная необычная форма логотипа предназначена для привлечения внимания и запоминания.

Вторая буква считывается как Э. МЭ? Логотип больше подошёл бы какому-нибудь советскому конструкторскому бюро.

Вариант 7

06.jpg

Из описания проекта: за основу образа была взята фасадная часть постройки Владимиро-Суздальского края. Исполнение схоже с тонкой серебристой нитью, окаймляющей логотип, характеризующую изящество и уникальность древней архитектуры.

Неуместное сочетание 1958 года и исторического здания. Это иллюстрация, но не логотип.

Вариант 8

07.jpg

Из описания проекта: элементы фирменного стиля представляют собой строгие геометрические формы, чередующиеся с плавным силуэтом архитектуры, изображённым сверху. Логотип состоит из аббревиатуры ВСМ, которая расшифровывается как Владимиро-Суздальский музей.

Получился Бэтмен, который защищает винный магазин. Не распознал в плавном силуэте архитектуры ни один известный владимирский объект.

Вариант 9

08.jpg

Из описания проекта: логотип состоит из двух заглавных букв В и С, которые являются заглавными буквами Владимиро-Суздальского музея-заповедника. 1958 — год основания. Изобразительной частью логотипа является стилизованное изображение элементов белокаменной резьбы русской архитектуры.

То ли пожар, то ли фейерверк в музее. Безлико, неоригинально.

Вариант 10

jRRDK9uzs6g.jpg

Описание отсутствует.

Автор использует элемент белокаменной резьбы. Сложно уйти от ассоциаций с кельтскими орнаментами.

Вариант 11

10.jpg

Описание отсутствует.

Наконец-то лев! Странно, что среди предложенных вариантов всего один царь зверей. Лев увидел в Палатах портрет Прилепина и немного удивился.

Вариант 12

11.jpg

Из описания проекта: логотип состоит из двух букв: В — Владимир, С — Суздаль. Они соединены между собой и напоминают древнерусскую ковку.

Ещё один логотип из двух букв, кованые вензеля. Скучно.

Вариант 13

13.jpg

Из описания проекта: взят образ фрагмента рельефа Дмитриевского собора, который находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Исторические отсылки — это прекрасно. Осталось только выбрать действительно ценный и узнаваемый образ. Боюсь, что каменный Ж-образный цветок знаком только специалистам.

Вариант 14

12.jpg

Описание отсутствует.

Неплохой претендент на звание молодёжного логотипа со слоганом «Сделаем музей таким же популярным, как Макдоналдс».

Вариант 15

15.jpg

Из описания проекта: элементы фирменного стиля представляют собой сочетание силуэта архитектуры Владимирского исторического музея и шрифт.

Мой коллега остроумно назвал знак слоном, вид сзади. Выбор фасада Исторического музея спорный.

Общие впечатления

Основная проблема проектов — не слабая типографика, неудачный выбор цветов и даже не недостаточный уровень проработанности. Об этом гораздо больше могут рассказать мои коллеги, которые специализируются на графическом дизайне и шрифтах.

Меня расстроили сдержанность и формализм. Казалось бы — студенты третьего курса, молодая неукротимая энергия, желание творить, удивлять, самовыражаться, провоцировать!

Я хотел увидеть сплав исторического наследия и мысли, обращённой в будущее. Я ожидал, что ребята покажут тот музей, в который им самым было бы интересно ходить. Надеялся на смелые, оригинальные идеи, разрывающие привычные шаблоны и стереотипы.

А в предложенных проектах всё сдержанно, робко, скучно. Стилистически все проекты будто родом из СССР. Это было бы оправданным решением, если бы ВСМЗ был музеем советского прошлого. Но достаточно заглянуть в Википедию:

— В состав музея-заповедника входит 56 памятников архитектуры. Это по преимуществу памятники древнерусского времени (XII — начало XVIII веков) — церковные и гражданские, каменные и деревянные, отдельные здания и архитектурные комплексы. Ряд памятников относится к губернскому времени (конец XVIII — начало XX веков). Наибольшую ценность представляют памятники белокаменного зодчества XII–XIII веков.

Если уж и обращаться к историческому наследию, то надо садиться в машину времени и отправляться во времена Андрея Боголюбского да Всеволода Большое Гнездо.

Презентации

Несколько слов о том, как были представлены проекты. Выставку работ организовали на первом этаже Палат, в коридоре правого крыла.

01_KYN7nhl9kgE.jpg
02_LBsZqYJw4Wk.jpg
03_-iQb-xeAtz4.jpg
04__mURknfi8cs.jpg

Слабые места презентаций:

  • элементы фирменного стиля демонстрировались на различных предметах канцелярско-офисного быта и не попытались покинуть пределы кабинета. Мы увидели визитки, ручки, фирменные бланки и даже конверт для CD. Но ведь это не главное предназначение фирменного стиля музея. Посетители взаимодействуют с ним на сайте, в социальных сетях, непосредственно на экспозициях. Нужно было представить айдентику на билбордах, в навигации, на бейджах экскурсоводов. Одним словом, погрузить в реальный контекст.

В реальном мире стали бы очевидны и другие проблемы. Например, то, что на логотипах небольшого размера неразличимы мелкие детали. Или то, что некоторые логотипы в монохромном исполнении превращаются в бессмысленные пятна.

  • большое количество грамматических и орфографических ошибок. Возможно, это выглядит как придирка, но совершать ошибки в названии учреждения — недопустимо. Узнать правильное название — проще простого.

Полное наименование: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»

Сокращенное наименование: Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Название длинное, сложное, но это данность, с которой надо работать. Поэтому бережно копируем название — не теряем дефисы, соблюдаем правильную последовательность заглавных и строчных букв, не добавляем лишние пробелы. Внимание к деталям даёт большое преимущество.

  • жаль, что ребятам не дали возможность лично презентовать проекты. Это было бы весьма интересное мероприятие в рамках той же Ночи музеев — пять лучших проектов, личное знакомство с автором, краткая рецензия художественного руководителя, мнения экспертов и представителей музея. Важный опыт для будущих дизайнеров, важная дискуссия для всего общества.

Лучший проект

02.jpg

Почему это лучший проект?

Во-первых, автор Кухарева Н.И. не боится выйти за рамки. Погружаясь в исторический контекст, идёт к самым истокам.

Сунгирская стоянка — уникальный объект с колоссальным научным, культурным и туристическим потенциалом. Только подумайте — 30 тысяч лет назад на территории Владимира не просто жили древние люди, а охотились на мамонтов, умели выпрямлять бивни и делать длинные копья, вырезали украшения, носили богато украшенную одежду.

Символом Сунгиря можно считать сунгирскую лошадку — большеголовую плоскую фигурку из бивня мамонта, орнаментированную неглубокими высверленными точками.

SbAKIiYVWkU.jpg

Эта маленькая наивная фигурка обладает настоящими суперспособностями.

Во-первых, это неоспоримая научная и культурная ценность мирового уровня.

Во-вторых, она могла бы символизировать новый этап в развитии музея. Владимиру нужен современный археологический музей, где достойно представлены Сунгирь, Русаниха и другие памятники, которые ещё предстоит исследовать.

В-третьих, могла бы придать новый импульс развитию туризма, привнести новые смыслы, создать новые точки притяжения.

В-четвёртых, даёт простой, но функциональный набор инструментов, который позволяет создать узнаваемый фирменный стиль. Упрощённые силуэты объектов и насыщенный цвет в основе, точки — для создания акцентов.

Отличная идея с огромным потенциалом, которую можно и нужно развивать.

Выборы

Тем временем, на Зебра-ТВ и в группе ВСМЗ во ВКонтакте идёт голосование за лучший вариант.

Пока вполне предсказуемо лидирует лев, собравший примерно треть голосов.

Будем наблюдать.

Текст опубликован: на странице в ВК

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции