Откуда взялся забор во Владимире и что нам с этим делать?

Александр Кюннап:
Эстонский корреспондент
fonKyunnap
По всем городам идет волна противников заборизации. Люди порой не могут объяснить, чем неприятен забор. Но он им точно не нравится
ИСТОРИИ 7 августа 2019, 18:30 5 4004

Виноваты не ГОСТы, не правила, не постановления правительства, не вредная городская администрация и даже не бдительное ГИБДД. Главная причина в конфликте двух подходов к устройству города.

Разделяй и властвуй

Администрация действует, исходя из логики разделения потока людей и машин. С появлением в городе автомобиля и до 70-х годов 20 века господствовала автомобильная концепция развития города. На улицах появилось новое обстоятельство, и города начали перестраивать, чтобы автомобилистам удобно было перемещаться и парковаться. Скапливалась пробка - делали развязку, строили паркинги, подземные и надземные переходы.

2TV98Vl7xBE.jpg

К 70-м годам в Европе и США, шедшим в авангарде автомобилизации, стало понятно, что нельзя построить город для машин. Чистая математика:

  • авто занимает слишком много места;

  • удобства для авто создают неудобства для пешеходов;

  • город слишком много денег тратит на инфраструктуру для машин.

При этом магазины и кафе в городе автомобилистов зарабатывают меньше, чем в городе пешеходов. Проще говоря: пешеходы генерируют деньги, автомобили - убытки.

Но эта концепция создает удобные быстрые дороги, где желательно избежать гибели пешеходов. Поэтому поток нужно пустить верхом, спрятать под землю или огородить заборами.

Успокой трафик

Последние 50 лет в мире работает другая концепция - успокоения трафика. Вместо заборов ставят искусственные сужения, парковочные карманы, рельефные переходы и так далее. Последняя фишка - однополосная дорога с карманами для разъезда машин.

С 70-х начали ломать и сужать дороги, строить на их месте парки, скверы, тротуары.

Примеров масса. Просто поищите в интернет фото вокзалов в европейских городах в 70-х и сейчас. Где были парковки появились газоны. В Париже засыпали набережную Сены песком и сделали пляж, в Нидерландах ломают дороги на месте каналов и снова запускают воду.

Когда Владимир перейдет на другую сторону?

Не вижу никакого смысла доказывать преимущества пешеходной концепции. Мир пришёл к этому эмпирическим путём, об этом написаны тонны книг и никакого особого пути России тут быть не может.

Эти концепции частично проникают и в нашу страну. Все зависит от конкретных чиновников. В Москве таких чиновников 50 на 50, она вроде и остановилась в строительстве хорд, развивает велотранспорт и каршеринг, но периодически уходит в реакцию. Санкт-Петербург до сих пор живет в 70-х. Казань, Альметьевск, Белгород - уже давно в Европе.

W3UYNGKmWkc.jpg

Есть госпрограмма Архитекторы.рф, где за бюджетный счёт переучивают специалистов согласно новой урбанистике. Выпускникам потом рассылают вакансии архитекторов в разных городах страны.

Чем плох забор?

Но в тоже время есть ведомства, где по-прежнему считают забор средством спасения неразумных пешеходов. На самом деле от него один только вред.

  • Забор вносит ненужное зонирование. Посмотрите, какой вид визуально приятнее: с забором или без.

  • Забор создаёт чувство безопасности у автомобилистов, они едут еще быстрее.

  • Забор бесполезен и дорог в возведении и обслуживании.

  • Забор не остановит людей, которые собрались перебежать дорогу.

  • Большую часть заборов в городе можно снести без ущерба для среды.

  • Смысл у забора есть, пожалуй, на мосту.

cKGYyxv9NHA.jpg

Забор сам по себе не плох и не хорош. Он лишь инструмент. Когда забор ограждает парк, он разделяет зону улицы и парка. Улица теряет от этого, парк обретает свою атмосферу.

Вот из какой логики поставили эти заборы? Кто-то может ответить, что, мол, вот была задача, и мы решили ее забором?

Они идут на половине улицы, на другой - нет. Что он тут делает? Зачем он тут?

W5U2ZvotozY.jpg

Даже ограждение Соборной площади можно было сделать деликатнее. Площадь все равно остаётся разделённой пополам.

Между тем для решения проблем с автомобилями достаточно было поставить болларды без цепей. Например, в Таллине ставят фирменные болларды в форме голубей, нам можно было разработать свои.

Что нам делать с забором?

По всем городам идет волна противников заборизации. Люди порой не могут объяснить, чем неприятен забор. Но он им точно не нравится.

Европа проходила все тоже самое, и до сих пор там можно встретить курьезное благоустройство. А Южная Корея и Китай до сих пор в плане урбанистики остаются на нашем уровне.

Читайте книги об устройстве городов, путешествуйте по Европе, наблюдайте, говорите, просвещайте и заборов не будет.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции