Фактура прёт!

Анна Хромова:
Редактор Зебра ТВ
anna_khromova
Почему осмотр чиновниками заброшенного долгостроя - это новость, а помощь детдому от коммерческой компании - нет?
ИСТОРИИ 13 сентября 2012, 10:27 1 8347
Вчера вечером набрала номер одной из городских коммерческих организаций:  нужна была информация для готовящегося материала, никак не связанная с упоминанием этой конторы в СМИ. В 7(!) часов вечера пресс-секретарь меня дружески поприветствовала и моментально нашла ответ на заданный вопрос.


Затем девушка заметно смутилась и извиняющимся тоном спросила, не будет ли случайно нам интересно одно мероприятие, которое они спонсируют. Они мол, вообще-то, думали, что мы откажемся, но раз уж я сама так вовремя позвонила… Оказалось, ее контора помогает детям одного из детских домов нашей области участвовать в спортивных мероприятиях довольно высокого уровня. И если бы мы вдруг согласились, нас бы взяли с собой в Москву и помогли со съемками. 


Мы посовещались с главредом, и решили, что нам интересно. Что из этого получится - сейчас неважно. Вопрос в другом: считать или не считать подобные события новостью или это «голимый» пиар, за который надо брать деньги, потому что бизнесмены зарабатывают с помощью нас журналистов себе очки? Конечно, зарабатывают. А как насчет того, что каждый день на нас зарабатывают политические очки чиновники, соревнуясь в демонстрации участия и сочувствия к тем же детям, инвалидам, ветеранам и прочим сирым и убогим? Почему, к примеру, осмотр чиновниками заброшенного и уже опасного для жизни школьного долгостроя - это, безусловно, новость, а полученный в детдоме билет в большой спорт - нет?


А ведь чиновник тратит на школы/мосты/детсады/квартиры/пандусы наши с вами деньги, тогда как бизнес достает их из собственного кармана. Да еще и в условиях, когда благотворительность у нас законодательно, мягко говоря, не поощряется. Должен же быть у людей хоть какой-то стимул для успешного согласования очередного бюджета на пиар, то есть на эффективные коммуникации с нами-журналистами и с нами-читателями. Мы ведь все хотим, чтобы у нас все было как в лучших обществах. То бишь, чтобы региональный туризм, спорт и даже гражданское общество развивались как бы сами собой, то есть за счет пожертвований заинтересованных граждан и организаций. Но спонсоры в большинстве случаев из самых благородных соображений «желают остаться неизвестными»… Желают, конечно, только зачастую, к сожалению, из обостренного чувства самосохранения в условиях нашей гуманной «демократии» и «свободного рынка». 


Я далеко не капиталистический идеалист. Лет семь-восемь назад мы с друзьями, начитавшись  только что изданной в русскоязычном переводе «No logo» Наоми Кляйн – классного журналистского исследования  о том, как транснациональные корпорации захватывают мир, разрушают локальные рынки, трансформируют культуру, «потрошат» человеческие мозги и вовсю используют детский труд, прикрываясь свободолюбивыми слоганами, долгое время срезали этикетки с «брендовой» одежды. И привычка никогда не покупать вещи с лейблами на груди, спине, попе или любом другом видном месте осталась до сих пор. 


И еще пару месяцев назад я лично готовила документы для аудита, связанного с переходом одной московской рекламной компании на новую систему производства и поставки экологически-сертифицированной бумаги, отвечающей самым серьезным международным стандартам лесопользования. Так вот, мелочь типа эковизиток или недорогой программы по сохранению какой-нибудь экзотической зверушки действительно имеют в основном именно те компании, которые негласно наносят этой самой природе максимальный ущерб. Те же нефтяники тут, например, впереди планеты всей. 


И все же никто не мешает нам выбирать. Как вышло так, что «голимую джинсу» или проплаченные новостные материалы мы все чаще соглашаемся считать работой, достойной профессионала, а добровольно рассказывающих об интересном коммерческом проекте спешим упрекнуть в ангажированности? Мне, например, интересно, кто у нас в области сажает деревья, покупает старикам памперсы и возит детдомовских малышей на серьезные спортивные соревнования. И я готова платить за это своим вниманием или рублем. Никто же не запрещает, в конце концом, журналисту сказать громкое «фи» тупой коммерческой заказухе?


В рекламе такой интригующий двухэтапный вброс информации без предварительного упоминания бренда или названия компании именуется «тизером». Но в моем не проплаченном случае со спонсорством футбольной команды из детского дома - раскрывающего карты продолжения может и не последовать. А если у нас все срастется, пусть это будет нашим немонетизированным вкладом в продвижение детского спорта. Тоже неплохо.