Позвольте Вам с госслужбы вон!

Пётр Фокин:
Редактор Зебра ТВ
fokin
О некоторых перекосах в стремлении покончить с кумовством в органах власти
ИСТОРИИ 21 сентября 2012, 16:19 1 6577
Кто будет спорить с тем, что непотизм и «радение родному человечку» при назначениях на посты во властных или коммерческих структурах — зло? Наверное, никто (может быть, включая даже тех руководителей, для которых профессиональные качества соискателей должностей не главное при заполнении вакансий). Механизмы противостояния этому злу прописаны в законе о государственной и муниципальной службы: не допускается пребывание родственников в связке «непосредственный начальник — прямой подчинённый». Поэтому ничего незаконного нет в том, что в правительстве Владимира Путина министерскими портфелями обладали супруги Виктор Христенко и Татьяна Голикова. Не противоречит законодательству и то, что в администрации Владимирской области пост заместителя губернатора по социальной политике занимает Сергей Мартынов, а его супруга Нина Александровна управляет всем документооборотом Белого дома. В обоих случаях между парами нет прямого подчинения.


Но нашим федеральным законодателям подобные ограничения вдруг показались недостаточными. Как сообщает www.gazeta.ru, Государственная Дума рассматривает закон, призванный искоренить семейственность в обеих палатах парламента (злые языки клевещут, что эта идея родилась во время процесса изгнания Геннадия Гудкова из касты народных избранников), правительстве и бюджетных организациях.


Готовящиеся законопроекты активно комментирует депутат Андрей Исаев. До декабря прошлого года он в течение длительного времени представлял в Госдуме Владимирскую область. А потом как-то потерял к региону-33 публичный интерес.


Исаев даже пообещал в ближайшее время открыть специальный сайт kumovstvu.net, чтобы «изучить» вопрос родственных связей в работе официальных лиц. Пользователи, по словам депутата, смогут предложить поправки к обсуждаемому законопроекту и поделиться конкретными случаями кумовства в руководстве бюджетных организаций и во власти, в том числе на уровне местного самоуправления.



Ключевое словосочетание в предыдущем абзаце «на уровне местного самоуправления» (видимо, региональный уровень сам собой подразумевается). Практика показывает, что большинство федеральных законодательных новаций находят отклики в регионах и на местах. И если некоторые из них ничего кроме праведного народного гнева не вызывают, то эта будет принята общественностью на ура, ибо ничто так не радует обывателя, как публичное унижение чиновников поражение бюрократов в правах. Поэтому, что-то наталкивает на следующую мысль: кадровым службам органов государственной власти, местного самоуправления (МСУ), и бюджетных организаций предстоит кропотливая работа по отслеживанию родственных связей сотрудников.


Если данный закон примут, то кадровые потери понесут все: и Белый дом, и Законодательное Собрание, и местные администрации и Советы (в случае с представительными органами, правда, возникает вопрос: а как же с правом граждан избираться в органы власти?).


Случаев трудоустройства родственников в разных подразделениях одного и того же органа власти — тьма, и чтобы никого не утомлять, приведу самые показательные, в которых фигурируют ключевые персоналии административно-хозяйственной системы.


В администрации области (АВО), кроме вышеупомянутых супругов Мартыновых, на должности заместителя председателя комитета по взаимодействию с органами федеральной государственной власти и МСУ работает зять губернатора Денис Страх. Его некоторые должностные обязанности заставляют ряд СМИ пристально следить за его передвижениями по региону, особенно в предвыборный период. По действующему законодательству он не находится в прямом подчинении у Николая Виноградова (Хотя не представляю ситуации, чтобы кто-то из чиновников Белого дома или глав МСУ, вдруг, глядя прямо в глаза Николаю Владимировичу, сказал: «А я Вам не подчиняюсь!». Правда, случаи вялого саботирования просьб, команд и поручений высшего должностного лица известны, и не только мне). Если обсуждаемый сейчас в Думе закон будет принят, и будет обязателен для исполнения в регионах, Денису Сергеевичу, видимо, придётся искать другую работу.


Новая запись в трудовой книжке может появиться у Артёма Сергеевича Киселёва, который является заместителем начальника организационного управления Законодательного Собрания. Председательствует в ЗС дядя Артёма Владимир Николаевич Киселёв.


Члены городского тандема в приёме на работу родственников в мэрию и горсовет не замечены (необходимо подчеркнуть, что в Совете подобного явления вообще нет). Зато в среднем звене есть руководители, состоящие в родственных связях. Например, руководитель управления секретариата главы администрации города Оксана Ерашова (правда, по степени административной крутизны она не уступает некоторым заместителям сити-менеджера) приходится супругой директору МБУ «Благоустройство» Александру Ерашову. С точки зрения сегодняшних реалий в этом нет ничего предосудительного, но всё может поменяться в зависимости от решения думцев. Тогда Андрею Шохину придётся выбирать — кто из четы Ерашовых ему более ценен при решении городских проблем.


Нынешняя мэрия даст фору мэрии Александра Рыбакова по количеству родственников в своих рядах на среднем и низовом уровне. Но зато раньше родственные связи прослеживались в высшем управленческом звене. Например, дочь Александра Петровича трудилась в одном из подразделений администрации, а две должности заместителей градоначальника вообще занимали братья Немковы. Владимир Андреевич рулил строительством, а Юрий Андреевич — коммуналкой.


Приношу свои извинения всем тем, кого не упомянул в качестве примера родственных связей в органах власти.


Лично мне идея искоренения семейственности в органах власти и бюджетных учреждениях кажется немножко несвоевременной. На мой взгляд, более серьёзную угрозу обществу и государству несёт кумовство при назначении родственников чиновников на руководящие посты в крупные коммерческих структурах или финансово-кредитных учреждениях.


Вместе с тем, считаю идею думцев ещё и чуточку абсурдной. Ну, какой вред может нанести работа супругов (отца и дочери, матери и сына) в одной структуре, но в разных отделах без признаков субординации? Скажите, какая семейственность, если она - клерк средней руки, а он - системный администратор? Думаю, что полезнее было бы очистить властные кабинеты от балласта, невзирая на родню, но руководствуясь исключительно эффективностью работы того или иного сотрудника.


Рискну предположить, что чиновников, которые станут жертвами кампании по искоренению семейственности, кумовства и непотизма, будут увольнять с социальными гарантиями, и какое-то время они бедствовать не будут. За их семьи я спокоен. Но возникает другой вопрос: если начнётся массовый исход из органов власти, то кем их заменять?


Если идеи, сейчас обсуждающиеся в Думе, лягут на гербовый бланк, то будут нарушены избирательные права неопределённо большого числа граждан.


Ликвидация семейственности в органах власти, если уж доводить эту тему до полного абсурда, может нанести удар по самому институту Семьи. Представьте себе, дочка чиновника встречается с молодым человеком. Приглашает его познакомиться с родителями. И папа-госслужащий первым делом задаёт потенциальному зятю вопрос: «А у вас есть родственники на государственной службе?». Утвердительный ответ будет означать угрозу благополучию обеих семей покруче кровосмесительных браков для средневековой знати. И даже Дарвин не смог бы сказать, сколько умных, образованных людей с активной жизненной позицией не смогут перенести свой геном в будущее.


И последнее. Многие догадываются, что при смене власти должности бюрократов различных уровней негласно являются бонусом для сотрудников избирательных штабов. Думские единороссы, развязав крестовый поход против кумовства, сами не подозревают, какой топор роняют на ногу своим коллегам в глубинке. Ведь если победители на выборах не смогут «порадеть родным человечкам», организовавшим им вхождение во власть, то кто на них в штабах пахать-то будет?