Мажоритарные страсти

Дмитрий Жученко:
Секретарь Общественной палаты города Владимира
juchenko
Областные законодатели приняли решение, которое, на мой взгляд, не лежит в русле действий их федеральных коллег
ИСТОРИИ 12 декабря 2013, 10:23 5 5752

Из-за переноса первоначальной даты проведения общественных слушаний по вопросу об изменениях в Избирательный кодекс Владимирской области относительно будущего местных выборов с 11 на 16 декабря, личное участие в них я принять, к сожалению, не смогу. В различных же «альтернативных» слушаниях не вижу смысла. Таким образом, попробую донести свою точку зрения и потенциальные предложения в публицистическом жанре. В формате ответов на три главных вопроса.

  1. Почему?

Действительно, зачем нам, казалось бы, примерно за два года до самих очередных «больших» муниципальных выборов во Владимирской области обсуждать нововведения по порядку их избрания:

Во-первых, внесены профильные поправки в федеральное законодательство, и мы обязаны привести свое, региональное в соответствие.

Во-вторых, уже в следующем году пройдет ряд избирательных кампаний в крупных муниципальных образованиях – например, Ковров и Петушинский район. Они должны быть уже в общем контексте.

  1. Как?

Здесь необходимо выделить подпункты – как по форме и как по содержанию

  • По форме можно сказать, что серьезные изменения в Избирательный кодекс региона не заслуживают того, чтобы рассматриваться в качестве дополнительных вопросов к основной повестке заседания Законодательного Собрания. Это не менее важно, чем, скажем, бюджет, а ведь ради даже технических правок в него иногда специальное заседание ЗС собирается;

  • По содержанию отмечу, что наши областные законодатели приняли решение, которое, на мой взгляд, не лежит в русле действий их федеральных коллег. Если мы посмотрим, что изменилось непосредственно в федеральном законе после его недавней модернизации в части органов местного самоуправления, то увидим – сняты были все ранее присутствовавшие ограничения и минимальные требования (применение пропорциональной системы объемом не менее ½ при численности местных советов от 20депутатов), то есть федеральный законодатель отдал муниципалитетам «полную свободу» в самостоятельном определении схем формирования своих представительных органов. Вместо того, чтобы сохранить этот законодательный «посыл» федерального уровня, наш облпарламент как-то сам принял решение за всех.

  1. Что дальше?

Один вариант дальнейшего развития событий нам предложили оппозиционные партии, обратившиеся к губернатору с просьбой наложить вето на законопроект в данной редакции. Вариант не самый продуктивный так как:

а) он маловероятен по причинам сложившихся межпартийных противоречий, оппозиция, я считаю, сама загнала ситуацию в этот цугцванг через беспрецедентную политизацию правотворческого процесса;

б) он же весьма длителен по времени – вето, возврат законопроекта в ЗС, согласительная комиссия, вновь ЗС, вновь губернатор, это минимум несколько месяцев.

Есть другой вариант, с минимальными имиджевыми и временными издержками.

Глава региона подписывает закон и одновременно, дабы была рассмотрена уже на ближайшем декабрьском заседании, вносит свою поправку о том, что «исключение из правила» допускается для муниципальных образований 2-го уровня (городские округа и муниципальные районы, всего 21 муниципалитет), за которыми сохраняется право самим определять формулу выборов своих местных представительных органов без ограничений: от 100% по мажоритарной системе до 100% по пропорциональной.

Далее, в каждом конкретном случае вопрос будет решаться на локальном уровне путем изменения, либо наоборот подтверждения городских и районных уставов по прозрачной процедуре, с публичными слушаниями и другими атрибутами участия населения.

Это позволит, >с одной стороны, сохранить возможность для появления или удержания частично-пропорциональной системы там, где собственно и присутствуют политические партии сегодня – их местные отделения сформированы за редким исключением именно на уровне 5 городских округов и 16 муниципальных районов, с другой же стороны - это лишь узаконит тот факт, что на поселенческом уровне в нашем регионе никогда и не было партийного представительства. Из 106 муниципальных образований 1-го уровня во Владимирской области даже по старой редакции закона под смешанную систему обязательно подпадали бы только 4 городских поселения (Александров, Кольчугино, Вязники и Киржач), и то они занимали «пограничное» положение, имея 20 депутатов в советах народных депутатов, что легко было изменить при таком желании. И, внимание, ни одного сельского поселения.

Иными словами, преимущества данного варианта: сохранение статус-кво там, где партийных списков и раньше не было, и вряд ли будут когда-нибудь + шанс на появление элементов пропорциональной системы там, где она реально актуальна.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции