Мельников: «Обвинительное заключение несостоятельно»

Бывший гендиректор завода «Автоприбор» Алексей Мельников, обвиняемый в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере, отказался признавать себя виновным
Новости Автор: 18 февраля 2016, 10:00 9 8135

17 февраля во Фрунзенском районном суде города Владимира под председательством Андрея Мочалова началось рассмотрение по существу материалов уголовного дела в отношении бывшего генерального директора ОАО «Завод «Автоприбор» Алексея Мельникова.

Mochalov.jpg
05.jpg

Предпринимателя обвиняют в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 199 прим. 1 УК РФ - «Не исполнение из личных интересов обязанностей налогового агента по перечислению налогов, подлежащих, в соответствии с законодательством РФ «О налогах и сборах», исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершённое в особо крупном размере».

Если говорить обывательским языком, по версии следствия, Мельников не перечислял в казну удержанный с работников «Автоприбора» налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

С конца 2012 года предприятие находится в стадии банкротства. Последние 2 года Мельников не является директором завода, оставаясь единственным акционером (правда, все его без малого 500 миллионов акций находятся в залоге у банка).

Volodin01.jpg

17 февраля в ходе судебного заседания заместитель прокурора города Владимира Степан Володин зачитал обвинительное заключительное. То, что вменяется предпринимателю, происходило между 1 августа 2012 года и 28 октября 2013 года. Налоговая инспекция по крупнейшим налогоплательщикам Владимирской области в конце декабря 2013 года проверила, как в указанный период предприятие, находящееся в процедуре банкротства, исчисляло и уплачивало налоги.

Степан Володин подчеркнул, что даже на стадии банкротства юридическое лицо остаётся налоговым агентом для своих работников по исчислению, удержанию и направлению НДФЛ в бюджет. Эти выплаты относятся ко второй очереди по удовлетворению требований кредиторов. Но на «Автоприборе» в проверяемый период этого не происходило. Володин заявил, что Мельников, как единоличный исполнительный орган управления предприятием, ничего для этого не предпринимал, хотя имел для этого все возможности.

По итогам проверки было принято решение привлечь ОАО «Завод «Автоприбор» к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в том, что в бюджет не было перечислено НДФЛ в сумме 50 миллионов 143 тысячи 924 рубля.

Цитата из обвинительного заключения:

«В период с 01.08.2012 по 28.10.2013 года, во Владимире (более точное место расследованием не установлено), являясь единоличным исполнительным органов управления, гендиректором общества и его единоличным акционером, осуществляя его общее руководство, заведомо зная, что возглавляемое им организация является налоговым агентом по налогу на доходы физлиц и об установленном порядке исчисления, удержания и перечисления в бюджетную систему данного налога, в нарушение приведённых выше нормативно-правовых актов, норм налогового законодательства и порядка оплаты обществом текущих налоговых платежей, до и в ходе процедуры банкротства, будучи осведомлённым о необходимости своевременного и первоочередного перечисления в бюджет в установленные законом сроки НДФЛ, Мельников надлежащим образом удержал и исчислил налог с выплаченной заработной платы работников. С 29.10.2013 по 13.02.2014 года перечислил в бюджет удержанный НДФЛ за сентябрь 2013 года в сумме 2 миллиона 138 тысяч 914 рублей. Всего за указанный период Мельниковым фактически удержан исчисленный НДФЛ в сумме 59 млн 891 тысяча 628 рублей, из которых уплачено в бюджет только 9 млн 747 тысяч 704 рубля. При этом, в указанный период времени, зная об образовании задолженности.., Мельников бездействуя, умышленно и в личных интересах… не исполнил возложенные на него обязанности налогового агента… и не перечислил в бюджет НДФЛ на сумму 50 миллионов 143 тысячи 924 рубля, что превышает 30 миллионов рублей, и является особо крупным размером».

Вместе с тем, в указанный период завод «Автоприбор» располагал денежными средствами в сумме 1 миллиард 157 миллионов 018 тысяч 371 рубль 34 копейки, заявил заместитель прокурора города Владимира. Он сообщил, что без учёта расходов на заработную плату, налогов и других обязательных платежей, Алексей Мельников, как единоличный руководитель, в данный период израсходовал 577 миллионов 717 тысяч рублей на иные цели, что в 11 раз превышает не перечисленный в бюджет НДФЛ. Володин подсчитал, что если бы выплаты были сделаны, расходы «Автоприбора» по налогам и сборам увеличились бы всего на 4%.

Личная заинтересованность Мельникова при не перечислении налога в бюджет, по мнению гособвинителя, выразилась, в частности, в том, что он хотел извлечь выгоды неимущественного характера «в виде обеспечения дальнейшего стабильного функционирования и развития» подконтрольного ему «Автоприбора» и «сохранения положительной деловой репутации».

Цитата из обвинительного заключения:

«Личная заинтересованность Мельникова в не перечислении указанных сумм удержанного в данный период НДФЛ выразилась в его корыстном стремлении получить заработную плату и иные имущественные выгоды, извлекать выгоды не имущественного характера в виде обеспечения дальнейшего стабильного функционирования и развития хозяйственной деятельности подконтрольной и фактически принадлежащей ему организации завод «Автоприбор», а также сохранения на производственном рынке собственной положительной деловой репутации и статуса надёжного поставщика автокомплектующих перед лицом его основных заказчиков-потребителей… Мельников из личной заинтересованности направлял, в том числе, в нарушение установленной очередности оплаты платежей на хозяйственные, производственные и иные нужды предприятия, чем причинил бюджетной системе имущественный вред в крупном размере на сумму 50 млн 143 тыс 924 рубля».

В итоге, по словам гособвинителя, действиями Алексея Мельникова бюджету Владимирской области нанесён ущерб в размере 42 миллиона 622 тысячи 335 рублей, а бюджету города Владимира - 7 миллионов 521 тысяча рублей.

Судья Мочалов спросил подсудимого, понятно ли ему обвинение? Мельников ответил утвердительно, заявив при этом, что он не согласен со сказанным Степаном Володиным:

«Обвинительное заключение считаю несостоятельным, с его выводами полностью несогласен, что и собираюсь доказать в ходе судебных заседаний».

Судья уточнил: «Не признаёте себя виновным?» Мельников повторил: «Не признаю».

Алексей Мельников и его адвокат Катерина Иголкина пояснили суду, что в тот период, о котором сказано в обвинительном заключении, законодательство обязывало юрлиц, при удовлетворении интересов кредиторов, перечислять НДФЛ в четвёртую очередь. Эти выплаты вошли во вторую очередь летом 2014 года, когда Мельников уже не работал на «Автоприборе».

После того, как в заседании был объявлен перерыв, Мельников сообщил прессе, что НДФЛ не выплачивался из-за того, что на «Автоприборе» стала ухудшаться ситуация. Он заявил, что не понимает, какая у него могла быть личная заинтересованность в задержке перечислений в бюджет налога на доходы физических лиц:

«Мне была положена персональная машина с водителем, но фактически её у меня не было. Мне был положен полис ДМС, его тоже не было. За все годы, что я руководил заводом, а не только за эти 2 года. Мне было положено страхование жизни на 5 миллионов рублей, но и его не было. Где «мои» яхты, самолёты? Ведь всё исследовали. Следствие направляло в Росфинмониторинг три запроса, в каждом была информация по 30-35 фирм, и просило отследить: где, когда, и чего за границей у меня и у тех людей, кого они посчитали близкими. Где они эти иные выплаты? Это абсурд: личная выгода в том, что ты заинтересован в сохранении имиджа добросовестного поставщика. Без этого имиджа ты нигде не будешь на рынке. Мы цеплялись зубами, уходили со вторичного рынка автокомплектующих, где деньги зарабатываются гораздо быстрее, с гораздо большей маржой. «Автоприбор» остался на рынках конвейерных, где маржа максимум 8%. При этом мы покупаем импортные изделия, везём из-за границы, делаем свой автокомпонент, посылаем потребителям, а нам деньги приходят только, в лучшем случае, через 45 дней. И это ещё хорошо для нашей отрасли. Мы остаёмся на этом рынке, вместо того, чтобы барыжить на вторичном, где отдал сразу «в деньги» и остался с маржой с приличной. Вы сами ездите по станциям техобслуживания, и всё это знаете».

Судебное заседание продолжилось 18 февраля. На нём планируется допросить представителей управления ФНС по Владимирской области, которые проводили проверку «Автоприбора».

На одно из заседаний будут вызваны новые свидетели защиты, в частности, бывший губернатор Владимирской области Николай Виноградов.