Регистрация / Вход Вт, 06 декабря 2016, 21:00

Немцы тоже заинтересовались строительством ВСМ

Немецкие инвесторы готовы профинансировать строительство одного из участков ВСМ «Москва-Казань». Своё, конкурирующее с китайским, предложение, они озвучили в начале июля
25 Июля 2016, 07:51 10 2460

Консорциум «Немецкая инициатива» (НИ; входят Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn и другие компании) предложил свое участие в финансировании высокоскоростной магистрали «Москва-Казань». Немецкие инвесторы пообещали ОАО «РЖД» не только войти в капитал концессионера ВСМ, но и предоставить более 2 млрд евро в рамках покрытий экспортным агентством Euler Hermes, - сообщает «Коммерсантъ», со ссылкой на источник, знакомый с ходом переговоров.

Условия финансирования конкретного участка строительства железнодорожного пути от Нижнего Новгорода до Казани те же самые, что и для китайцев - 501,4 млрд рублей. Из них 75 млрд рублей — это взнос в уставный капитал, а еще 111 млрд рублей готовы предоставить экспортные агентства и институты развития.

Встреча руководства железнодорожной монополии и главой Siemens в России Дитрихом Меллером прошла ещё 6 июля. В ходе переговоров «была рассмотрена возможность предоставления заемных средств со стороны немецких финансовых организаций от 1,5 млрд евро — на строительство инфраструктуры и от 700 млн евро — на приобретение подвижного состава», - цитирует «Ъ».

ОАО «РЖД» также получило официальное письмо от главы департамента «Мобильность» Siemens Йохена Айкхольда. В нём сообщается о готовности «Немецкой инициативы» «предоставить более 2 млрд евро в рамках покрытий экспортным кредитным агентством Euler Hermes, а также войти в капитал концессионера, обеспечить трансфер технологий и локализацию производства подвижного состава».

Тем временем, КНР (консорциум «Шёлковый путь») уже подтвердило свою готовность участвовать и в акционерном капитале, и в долговом финансировании: «Китайская сторона даст 52 млрд рублей и 1 млрд долларов взносами в капитал концессионеров по первому и второму участкам соответственно, а China Development Bank прокредитует проект на 400 млрд рублей».

Напомним, в сентябре 2014 года стало известно, что банки Китая готовы инвестировать в строительство ВСМ 400 млрд рублей. На тот момент проект высокоскоростной магистрали притормозили из-за недостатка средств у ОАО «РЖД». Бюджет на строительство магистрали складывается из двух частей: господдержки и привлечённых средств. Суммы, предложенной китайцами, хватило бы на софинансирование проекта в части привлечённых средств.

Само ОАО «РЖД» в 2014 году планировало вложить в проект ВСМ около 384 млрд рублей.

А в мае 2015 года главы России и Китая заключили соглашение о строительстве ВСМ «Москва-Казань» в рамках будущего масштабного проекта - Евразийского высокоскоростного транспортного коридора «Москва-Пекин», стоимость которого оценена в 7 трлн рублей.

С немцкой стороной переговоры продвинулись пока не так далеко. В июне 2016 года первый вице-президент ОАО «РЖД» и глава СМ Александр Мишарин говорил о том, что ситуация с НИ примерно та же, «что и с китайцами полгода назад»: «Пусть не создается впечатление, что только китайцы и больше никто: мы выбираем конкурентное предложение».

«Ъ» обращает внимание на то, что возможное русско-немецкое сотрудничество осложняется антироссийскими санкциями — в современных условиях такое партнёрство затруднительно. Несмотря на то, что пока ОАО «РЖД» под санкции не попадает (и прямого запрета у немецких компаний работать с российскими железными дорогами нет), в любой момент они могут быть расширены. Впрочем, немецкий консорциум утверждает, что и в текущих условиях все же сможет предоставить финансирование.

Для справки:

Проектная протяжённость ВСМ Москва-Казань — 770 км, стоимость доходит до 1,2 трлн рублей. Планируется, что трасса будет функционировать уже в 2021 году. Реализовать транспортный проект планируют в форме концессии, где российская сторона выступит концедентом (государство, предоставившее концессию — ред.), а концессионерами по каждому из двух участков (от Москвы до Нижнего Новгорода и от Нижнего Новгорода до Казани) станут специальные проектные компании, лидером которых будет дочерняя структура ОАО «РЖД» «Скоростные магистрали» (СМ). Приоритетными проектами ВСМ, согласно информации на официальном сайте «Скоростных магистралей» являются: ВСЖМ-1 «Москва – Санкт-Петербург», ВСМ-2 «Москва – Казань – Екатеринбург» (с последующим включением Перми, Уфы и Челябинска) и ВСМ Центр-Юг «Москва – Ростов-на-Дону – Адлер».

Планируется, что первым этапом организации высокоскоростного железнодорожного движения в России станет строительство участка Москва — Казань линии ВСМ-2, который пройдет по территории Владимирской области. Предполагается, что магистраль будет огибать областной центр с севера.

Смотрите также
Больше места для «Стрижей»
В 2016 году ГЖД вложит в инфраструктуру во Владимирской области 2,1 млрд рублей, в том числе — в строительство платформы для пассажиров скоростного состава «Стриж» и проектно-изыскательские работы на месте будущей ВСМ
Щебёнка и песок для высокоскоростной магистрали
Разработчики гравийно-песчаных карьеров Владимирской области всерьез рассчитывают, что смогут стать поставщиками материалов при строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург»