22 ноября на сцене владимирского драмтеатра состоялась премьера спектакля «Пиковая дама» в постановке молодого московского режиссера Вячеслава Тыщука - выпускника курса Марка Захарова, живого классика, режиссера фильмов «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен».
Премьеру ждали, зал был забит до отказала, а среди зрителей было множество молодых лиц. Для тех, кто успел позабыть известный со школьной скамьи сюжет, напоминаем: Молодой бедный инженер Герман узнает о том, что некая старуха якобы знает секрет выигрыша в карты. Он начинает ухаживать за ее молодой родственницей, проникает в дом и пытается выпытать у старой дамы заветную последовательность из трех карт. Но старуха умирает, а Герман не без вмешательства «потусторонних сил» проигрывается, в результате чего попадает в сумасшедший дом.
По словам режиссера Вячеслава Тыщука, во время работы над пьесой ему меньше всего хотелось, чтобы зрители увидели «традиционного Пушкина» с париками и кринолинами. Отбросив внешние приметы времени, он выводит на подмостки «голые метафоры», максимально избавленные от навязчивых подробностей. Решение играть в карты выглядит как прыжок в бассейн, любовная связь показана через запутанные клубки ниток, неискренние письма пачкают стены кафеля, а от старухи после смерти остается лишь огромная гора тряпья. Условные декорации лишь легкими штрихами очерчивают пространство пьесы.
При этом автор относится к сути произведения очень бережно, пытаясь сохранить весь ворох смыслов, вмещенный классиком в короткое, но емкое произведение.
В образе главных героев на сцену выходят двое молодых талантливых актеров - Анна Лузгина и Антон Карташов. А старую графиню играет заслуженная артистка России Татьяна Евдокимова. В массовке - студент колледжа культуры Илья Соколов, не так давно вместе с друзьями презентовавший владимирцам другую талантливо поставленную пьесу по мотивам произведений классика - «Двенадцать способов спасти камер-юнкера Пушкина».
Для режиссера Вячеслава Тыщука это далеко не первая попытка обратиться к классике. До этого он ставил на провинциальных подмостках Чехова, Достоевского и Тургенева. Режиссер утверждает, что никогда не подстраивается под зрителя, мнение которого его, по большому счету, не слишком волнует.
Владимирская публика отнеслась к постановке неоднозначно. Пока одна часть зрителей кричала «браво», не отпуская актеров со сцены, другая пробиралась к выходу, стремясь занять очередь в гардероб. А в холле (большая редкость для нашего города) зрители ожесточенно жестикулировали, споря о достоинствах и недостатках увиденного на сцене.
Кстати, вместе с традиционными листками голосования, в холле драмтеатра зрителям предлагали поучаствовать и в еще одном анкетировании. Театралам предлагали ответить на два вопроса, касающиеся переименования владимирских остановок: «Согласны ли вы на переименование остановки "ул.Спасская" в остановку "Золотые ворота", а остановки, на которой находится Драматический театр, в остановку "Театральная площадь".