Фото проекта Лестница
Согласно закону, у Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ВСМЗ) осталось чуть меньше 5 лет, чтобы передать здание Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном в безвозмездное пользование Русской православной церкви (РПЦ). Об этом заявила генеральный директор ВСМЗ Светлана Мельникова.
Осенью 2013 года Владимирская епархия обратилась с соответствующей просьбой в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Предоставленный пакет документов не вызвал нареканий, и в ВСМЗ забили тревогу: Музей хрусталя, который на протяжении последних 30 лет располагается в соборе, может остаться без крыши над головой.
Существует и ещё одно затруднение: здание собора должно быть передано РПЦ в первозданном виде. Однако в советские годы часть храмовых помещений была разрушена, и сейчас их восстановление потребует огромного количества времени и средств.
Спасать уникальную экспозицию хрусталя вызвались гусевские бизнесмены. В конце ноября 2014 года, руководитель компании ООО «Стройкомплект» Владимир Махов обратился к губернатору Владимирской области Светлане Орловой с предложением о переносе Музея хрусталя в Гусь-Хрустальном из Георгиевского собора на территорию бывшего завода стекловолокна. Предприниматель предложил безвозмездно передать часть принадлежащей ему земли под строительство нового здания для уникальной экспозиции.
«Полагаем, что воссоздание первоначального облика единственного в России храма архитектуры Л. Бенуа [Георгиевского собора] и застройка территории бывшего завода стекловолокна увеличит поток туристов в город Гусь-Хрустальный в несколько раз», – сообщалось в письме предпринимателя.
Но предложение бизнесмена Махова поддержки у специалистов не нашло по нескольким причинам.
- Евгений Иванович Гранкин [начальник Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области] нас собрал
- Кто был на этом собрании: сам господин Махов Владимир Фёдорович, директор ООО «Стройкомплект»; [Владимиро-Суздальский] музей-заповедник, естественно: я, зам по архитектуре и строительству [Галина Юрьевна Меркушина]; был директор муниципального казённого учреждения «Управление имущества, благоустройства и архитектуры» Савин Антон Владимирович и председатель общественной организации «Градостроительный Совет города Гусь-Хрустальный» Джигкаев Валерий Алиханович. Вот все присутствовавшие, и специалисты Евгения Иванович Гранкина
- Мы заслушали обращение господина Махова и высказывались по существу вопроса
- Заявление, что перенос Музея хрусталя в гипотетически когда-либо построенное здание в Гусь-Хрустальном в несколько раз увеличит поток туристов вызывает большие сомнения
- Если роскошный, всемирно признанный, единственный, расположенный в уникальном здании архитектуры, Музей стекла и хрусталя уже привлёк определённый поток туристов, который интересен не только собранием стекла, а представляет из себя некий удивительный художественный симбиоз и уникальной архитектуры, и уникальной коллекции
- Почему же стоит предположить, что в новом современном здании поток туристов резко увеличится? У меня здесь возникают вопросы
- Следующий вопрос. Строительство занимает определённое время
- Значит, на этот период [туристический] поток сократится
- Если встанет вопрос о передаче здания, значит наше уникальное собрание надо будет просто паковать фондовикам в ящики, куда-то перевозить
- И на какое-то время из туристического потенциала Владимирской области, из культурного пространства этот объект будет изъят
- Тот земельный участок, который предлагает для застройки господин Махов, находится на берегу озера [городского искусственного водохранилища]
- И присутствовавшие специалисты сказали, что там очень близко подходит вода
- Стекло, при всей кажущейся твёрдости – главный хранитель [Владимиро-Суздальского музея-заповедника Ольга Петрова] мои слова подтвердит, – требует очень жёсткой системы хранения, потому что стекло подвержено кальцинированию
- И строительство музея в непосредственной близости от воды и тем более на месте, где существуют грунтовые воды, во-первых, очень затратно, во-вторых, потребует специального инженерного решения, и это абсолютно неприемлемое место для организации Музея хрусталя
- Более того, параллельно возникает очень много вопросов
- Например, как экспонировать полотно [художника Виктора Михайловича] Васнецова «Страшный суд»
- Ведь оно было написано таким образом, что смотрится снизу вверх
- Значит, этот проект [нового здания для экспозиции] будет очень непростым: в нём нужно будет учесть расположение этого полотна
- Встаёт вопрос о переносе многотонной конструкции «Гимн стеклу» работы [художника декоративно-прикладного искусства Владимира Сергеевича] Муратова
- И таких вот, казалось бы, относительно мелких вопросов, очень много
Невозможность возвращения Георгиевского собора владимирской епархии РПЦ не раз отмечали и в Министерстве культуры Российской Федерации. Как уже заявляли в ответ на запрос Зебра ТВ в пресс-службе федерального ведомства, свою позицию Минкульт изложил в письменном обращении к Росимуществу. Здание включено «в перечень особо ценных объектов недвижимого культурного наследия народов Российской Федерации. В соответствии с законодательством такие объекты не подлежат передаче из государственной собственности», – говорилось в официальном сообщении.
Какая судьба ожидает Музей хрусталя и Георгиевский собор, Светлана Мельникова сказать не может.
Для справки:
Строительство собора велось на протяжении 11 лет, с 1892 по 1903 годы по проекту архитектора Леонтия Бенуа на средства мецената Юрия Нечаева-Мальцова. В 1904 году собор освящён в честь Георгия Победоносца. В 1983 году в здании открылась экспозиция Музея хрусталя, являющаяся уникальной в своём роде.