Фото проекта Le Talo
Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира ждут масштабные консервационно-реставрационные работы. Укреплять красочный слой уникальной живописи XV века, удалять копоть, шпаклевать и тонировать утраты за 28 миллионов рублей будет победитель конкурса, объявленного Министерством культуры. Результаты конкурса станут известны в начале декабря 2014 года. Работы, согласно конкурсной документации, продлятся до осени 2016 года.
Зебра ТВ уже писала, что информация о внезапно наметившейся реставрации владимирского наследия Рублева вызвала неоднозначную реакцию во владимирских культурных кругах. В частности, известный владимирский реставратор Александр Скворцов высказался категорически против инициативы Минкульта. Академик уже не раз с разных трибун и в разных средствах массовой информации ратовал за необходимость более пристального внимания общества к памятнику ЮНЕСКО Успенскому собору, за более осторожное и трепетное отношение к нему. Но как сам с горечью отмечает, все это, скорей, похоже на глас вопиющего в пустыне.
Скворцов поделился с Зебра ТВ своими аргументами, почему сейчас преждевременно начинать реставрировать фрески Рублева.
НАРУШЕНА ОЧЕРЕДНОСТЬ
В интервью для Зебра ТВ в начале этого года, академик Скворцов предупреждал, что за рублевские фрески нужно браться в последнюю очередь, когда все остальное будет отреставрировано. Скворцов говорил, что реставрация в интерьерах Успенского собора должна идти последовательно: начинать нужно с верхних уровней, а заканчивать в нижних. В противном случае грязь, копоть, пыль и вода с верхних ярусов будет снова оседать на отреставрированных внизу фресках.
По мнению Скворцова, первоочередная задача сейчас - разобраться с протечками кровли и с накренившимися главами и крестами Успенского собора.
«30 или больше лет в соборе протекала кровля. Когда железную кровлю заменили на медную - начались протечки. Они шли пока не дошли до фресок Рублева. Кресты покосились. Кресты своими гнездами уходят в подкрестные шары, и там тоже могут случиться протечки. Если уже не начались. Поэтому для меня странно, что мы опять начинаем с Рублева, максимально не обезопасив не только фрески, но и весь собор от такой беды как протечки. А там все потенциальные возможности этих протечек сейчас наблюдаются», - утверждает академик.
Не доведена до ума и новая система кондиционирования и очистки воздуха в Успенском соборе. Под сводчатыми перекрытиями храма, говорит Скворцов, существуют так называемые «застойные зоны», где тяга воздуха отсутствует. Там до сих пор идут активные процессы разрушения живописи, в том числе и рублевской.
«Мы опять наступаем на те же грабли: экспериментально не отладили эту систему температурно-влажностного режима и сразу же начинаем заниматься Рублевым. Так нельзя. Пока не отлажена эта часть, я считаю преждевременным начинать эти работы», - заявил Александр Скворцов.
Третье, на что обратил внимание авторитетный реставратор, «впереди чего не надо бежать с Рублевым» - это огромный пятиярусный иконостас.
«Это хранилище, резервуар различного рода загрязнений, причем очень обильных. Как можно приступать к Рублеву, если мы не выполнили работы по иконостасу? Мы сделаем рублевские фрески и потом займемся им? Вся эта масса пыли и копоти опять плотным слоем ляжет на фрески Рублева. Спрашивается - для чего тогда делать эту реставрацию? Меры по обеспыливанию не помогут. Пыль найдет себе выход», - сокрушается Скворцов.
ГОТОВНОСТЬ К РЕСТАВРАЦИИ
«Хаотичные» работы по реставрации поздних фресок Успенского собора ведутся уже 6 лет - с 2008 года, - напоминает академик Скворцов. Не раз ставились строительные леса. За это время, напоминает реставратор, к фрескам Рублева внимание было нулевое. Свежих исследований состояния наследия великого иконописца - нет, «масштабы бедствия» - не понятны, представления о необходимых работах - туманны. Даже на рядовых памятниках, говорит академик, сначала идет исследование, а потом только реставрация. Здесь же, во всемирно известном храме, все перевернуто с ног на голову.
«Парадоксально, но на сегодняшний день фрески Рублева не готовы к реставрации. По той причине, что нет свежих исходных научно-исследовательских опытных работ, которые бы легли в основу методики. И на сегодняшний день, эта методика не что иное, как плод тех размышлений, которые были 40 лет назад. Та методика - она на ходу, но она не годится на сегодняшний день», - заявляет Скворцов.
Для реставратора остается вопросом: Как без лесов и без натурного исследования были составлены ведомости объемов предстоящих работ по фрескам Рублева, где все прописано в сантиметрах и дециметрах? Как были высчитаны те 28 миллионов рублей, которые государство платит за сохранение фресок?
«ДАВАЙТЕ ПОРЕШАЕМ»
Скворцов недоумевает, почему Минкульт опять «отсек» владимирских ученых и владимирскую общественность от участия в судьбе Успенского собора и не собирается ни с кем обсуждать вопросы его реставрации.
«Владимирская интеллигенция должна участвовать в этих дела, чтобы не была отрезанной от культуры. Вопросы, что называется, перезревшие. Элементарно какие-то вопросы по Рублеву решить — а мы не можем! Я уже думаю, в Народный Фронт обратиться, еще в какие-то общественные движения. Потому что не должно быть так. Раньше оперативнее решали. Я 40 лет работаю в реставрации. Я вспоминаю хорошие периоды, когда очень все живо обсуждалось. И это даже при советской власти. А теперь то уже чего, демократии должно быть больше. А результаты такие вот», - возмущается академик Александр Скворцов.
При этом владимирские функционеры от культуры, призванные беречь культурное наследие Владимирской области, считают, что заниматься памятниками федерального значения - не в их компетенции, - сокрушается именитый реставратор.
«Все на Москву. Ну и Москва по-своему распоряжается. Они, естественно, до тонкостей не доходят, они все об этих проблемах знать не знают, ну и выставляют. А чем там все закончится - для них, наверно, не имеет особого значения», - заявил академик.
Последствия этого «келейного» проекта, по мнению реставратора Скворцова, для фресок Рублева могут быть не самые хорошие. Александр Скворцов считает, что нужно сделать все, чтобы «в таком ключе» реставрация в Успенском соборе не происходила.
«Я не знаю, я думаю, что это функционеры от культуры, которые, не вникая во все тонкости, идут на такие шаги. Или же за этим скрываются какие-то другие дела и вопросы, о которых мы не знаем и даже не догадываемся. Но, когда нет обсуждения, результаты примерно такие. Могут провести эти работы. Но уже априорно, уже до начала работ все эти негативные стороны — они уже налицо, они будут работать. И полноценной, полновесной реставрации в таком случае не может быть. Она преждевременна. Не созрел еще Рублев. Мы ждали 30 с лишнем лет, шли к этому. И вдруг так скороспело, в одночасье, «давайте, порешаем», 28 миллионов выбросим. Еще не знаю: если бы нормальным путем — то это не 28 миллионов может было бы, а раза в два дешевле. А сегодня в это все выливается», - заявляет Александр Скворцов.