zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/restavratsiya-fresok-rubleva-prezhdevremenna/

«Реставрация фресок Рублева преждевременна»

Владимирский реставратор, академик Александр Скворцов выступил с резкой критикой запланированных Министерством культуры реставрационных работ по фрескам Андрея Рублева в Успенском соборе
Дмитрий Артюх 20 ноября 2014, 10:11

Фото проекта Le Talo

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира ждут масштабные консервационно-реставрационные работы. Укреплять красочный слой уникальной живописи XV века, удалять копоть, шпаклевать и тонировать утраты за 28 миллионов рублей будет победитель конкурса, объявленного Министерством культуры. Результаты конкурса станут известны в начале декабря 2014 года. Работы, согласно конкурсной документации, продлятся до осени 2016 года.

Зебра ТВ уже писала, что информация о внезапно наметившейся реставрации владимирского наследия Рублева вызвала неоднозначную реакцию во владимирских культурных кругах. В частности, известный владимирский реставратор Александр Скворцов высказался категорически против инициативы Минкульта. Академик уже не раз с разных трибун и в разных средствах массовой информации ратовал за необходимость более пристального внимания общества к памятнику ЮНЕСКО Успенскому собору, за более осторожное и трепетное отношение к нему. Но как сам с горечью отмечает, все это, скорей, похоже на глас вопиющего в пустыне.

Скворцов поделился с Зебра ТВ своими аргументами, почему сейчас преждевременно начинать реставрировать фрески Рублева.

НАРУШЕНА ОЧЕРЕДНОСТЬ

В интервью для Зебра ТВ в начале этого года, академик Скворцов предупреждал, что за рублевские фрески нужно браться в последнюю очередь, когда все остальное будет отреставрировано. Скворцов говорил, что реставрация в интерьерах Успенского собора должна идти последовательно: начинать нужно с верхних уровней, а заканчивать в нижних. В противном случае грязь, копоть, пыль и вода с верхних ярусов будет снова оседать на отреставрированных внизу фресках.

19.jpg

По мнению Скворцова, первоочередная задача сейчас - разобраться с протечками кровли и с накренившимися главами и крестами Успенского собора.

«30 или больше лет в соборе протекала кровля. Когда железную кровлю заменили на медную - начались протечки. Они шли пока не дошли до фресок Рублева. Кресты покосились. Кресты своими гнездами уходят в подкрестные шары, и там тоже могут случиться протечки. Если уже не начались. Поэтому для меня странно, что мы опять начинаем с Рублева, максимально не обезопасив не только фрески, но и весь собор от такой беды как протечки. А там все потенциальные возможности этих протечек сейчас наблюдаются», - утверждает академик.

03.jpg

Не доведена до ума и новая система кондиционирования и очистки воздуха в Успенском соборе. Под сводчатыми перекрытиями храма, говорит Скворцов, существуют так называемые «застойные зоны», где тяга воздуха отсутствует. Там до сих пор идут активные процессы разрушения живописи, в том числе и рублевской.

«Мы опять наступаем на те же грабли: экспериментально не отладили эту систему температурно-влажностного режима и сразу же начинаем заниматься Рублевым. Так нельзя. Пока не отлажена эта часть, я считаю преждевременным начинать эти работы», - заявил Александр Скворцов.

Третье, на что обратил внимание авторитетный реставратор, «впереди чего не надо бежать с Рублевым» - это огромный пятиярусный иконостас.

DSC_2091.JPG  DSC_2096.JPG

«Это хранилище, резервуар различного рода загрязнений, причем очень обильных. Как можно приступать к Рублеву, если мы не выполнили работы по иконостасу? Мы сделаем рублевские фрески и потом займемся им? Вся эта масса пыли и копоти опять плотным слоем ляжет на фрески Рублева. Спрашивается - для чего тогда делать эту реставрацию? Меры по обеспыливанию не помогут. Пыль найдет себе выход», - сокрушается Скворцов.

ГОТОВНОСТЬ К РЕСТАВРАЦИИ

«Хаотичные» работы по реставрации поздних фресок Успенского собора ведутся уже 6 лет - с 2008 года, - напоминает академик Скворцов. Не раз ставились строительные леса. За это время, напоминает реставратор, к фрескам Рублева внимание было нулевое. Свежих исследований состояния наследия великого иконописца - нет, «масштабы бедствия» - не понятны, представления о необходимых работах - туманны. Даже на рядовых памятниках, говорит академик, сначала идет исследование, а потом только реставрация. Здесь же, во всемирно известном храме, все перевернуто с ног на голову.

05.jpg

«Парадоксально, но на сегодняшний день фрески Рублева не готовы к реставрации. По той причине, что нет свежих исходных научно-исследовательских опытных работ, которые бы легли в основу методики. И на сегодняшний день, эта методика не что иное, как плод тех размышлений, которые были 40 лет назад. Та методика - она на ходу, но она не годится на сегодняшний день», - заявляет Скворцов.

Для реставратора остается вопросом: Как без лесов и без натурного исследования были составлены ведомости объемов предстоящих работ по фрескам Рублева, где все прописано в сантиметрах и дециметрах? Как были высчитаны те 28 миллионов рублей, которые государство платит за сохранение фресок?

«ДАВАЙТЕ ПОРЕШАЕМ»

Скворцов недоумевает, почему Минкульт опять «отсек» владимирских ученых и владимирскую общественность от участия в судьбе Успенского собора и не собирается ни с кем обсуждать вопросы его реставрации.

«Владимирская интеллигенция должна участвовать в этих дела, чтобы не была отрезанной от культуры. Вопросы, что называется, перезревшие. Элементарно какие-то вопросы по Рублеву решить — а мы не можем! Я уже думаю, в Народный Фронт обратиться, еще в какие-то общественные движения. Потому что не должно быть так. Раньше оперативнее решали. Я 40 лет работаю в реставрации. Я вспоминаю хорошие периоды, когда очень все живо обсуждалось. И это даже при советской власти. А теперь то уже чего, демократии должно быть больше. А результаты такие вот», - возмущается академик Александр Скворцов.

При этом владимирские функционеры от культуры, призванные беречь культурное наследие Владимирской области, считают, что заниматься памятниками федерального значения - не в их компетенции, - сокрушается именитый реставратор.

«Все на Москву. Ну и Москва по-своему распоряжается. Они, естественно, до тонкостей не доходят, они все об этих проблемах знать не знают, ну и выставляют. А чем там все закончится - для них, наверно, не имеет особого значения», - заявил академик.

05.jpg

Последствия этого «келейного» проекта, по мнению реставратора Скворцова, для фресок Рублева могут быть не самые хорошие. Александр Скворцов считает, что нужно сделать все, чтобы «в таком ключе» реставрация в Успенском соборе не происходила.

«Я не знаю, я думаю, что это функционеры от культуры, которые, не вникая во все тонкости, идут на такие шаги. Или же за этим скрываются какие-то другие дела и вопросы, о которых мы не знаем и даже не догадываемся. Но, когда нет обсуждения, результаты примерно такие. Могут провести эти работы. Но уже априорно, уже до начала работ все эти негативные стороны — они уже налицо, они будут работать. И полноценной, полновесной реставрации в таком случае не может быть. Она преждевременна. Не созрел еще Рублев. Мы ждали 30 с лишнем лет, шли к этому. И вдруг так скороспело, в одночасье, «давайте, порешаем», 28 миллионов выбросим. Еще не знаю: если бы нормальным путем — то это не 28 миллионов может было бы, а раза в два дешевле. А сегодня в это все выливается», - заявляет Александр Скворцов.