26 апреля заместитель директора владимирской школы №15 по внеурочной работе Татьяна Агеева прямо во время урока устроила учащимся среднего звена выволочку за то, что некоторые из них посетили недавно открытый в столице Владимирской области региональный штаб оппозиционера Алексея Навального.
Татьяна Агеева (фото с сайта школы)
Агеева пригрозила детям, что они могут быть изъяты из семей, так как их политическая активность может свидетельствовать о том, что родители не справляются со своими обязанностями по воспитанию отпрысков.
Больше всего «досталось» ученику по имени Ярослав. Он в телефонном разговоре пояснил Зебра ТВ, что 26 марта он единственный из школы был на антикоррупционном митинге в Центральном парке города Владимира, на котором протестующие требовали ответов на сведения о собственности премьер-министра России Дмитрия Медведева, изложенные в фильме Алексея Навального «Он вам не Димон».
Ярослав рассказал, что участвовал в этом мероприятии вместе с бабушкой, которая является его законным представителем. Тогда никаких разбирательств не последовало. На прошлой неделе Ярослав с несколькими одноклассниками был в штабе Навального, там они сфотографировались и выложили снимок в интернет, и началось. «Воспитательная беседа» началась 26 апреля в 13:35 на первом уроке второй смены — вместо урока русского языка детям организовали промывку мозгов. При этом присутствовала классный руководитель Людмила Козлова, но её участие в данном мероприятии было незначительным, - солировала Татьяна Агеева.
Школьники записали политинформацию на диктофон и передали её в региональный штаб Навального. Его руководитель Алексей Ефремов предоставил файл в распоряжение редакции Зебра ТВ. Запись длится 38 минут, то есть практически весь урок.
«КАКОГО ЧЁРТА ТЫ ПОПЁРСЯ ТУДА»?
Риторика завуча школы №15 поражает лексикой и образами, мало подходящими для общения с детьми, и шокирует незнанием очевидных вещей. Татьяна Агеева пригрозила излишне политически активным школьникам изъятием из семей с помощью «групп быстрого реагирования». Она также заявила, что может «отстоять» любого ребёнка, а может и «пальцем не пошевелить», и что она не видит причин для того, чтобы «отстаивать» Ярослава.
Вот несколько самых ярких выдержек из промывки мозгов:
Ярослав сказал, что некоторые родители водят детей на пропутинские митинги.
Завуч заявила, что участие в митингах, организованных Навальным, является проявлением экстремизма. Ярослав попросил завуча доказать, что это экстремизм. Татьяна Агеева ответила так:
Поясним, что официальных данных о том, что организация Алексея Навального - Фонд борьбы с коррупцией - признана судом экстремистской, нет.
Татьяна Агеева также заявила, что оппозиционеры и их сторонники жаждут крови:
Ярослав сказал, что митинг 26 марта был направлен против коррупции. Завуч отреагировала так:
Вот ещё несколько цитат от Татьяны Агеевой:
«Вы почему за ним [Навальным] идёте, вы почему подставляете свою жизнь, своих родителей»?
«Вы слишком малы, чтобы лезть в политику».
«Надо научиться что-то делать своими руками, а не ходить на митинги».
«Какого чёрта ты попёрся туда, не выполнив своих обязанностей»?
«То, что во Владимирской области, в одной из 6 областей Российской Федерации, где паспорт выдаётся с 14-ти лет, совершенно не говорит о том, что вы являетесь полноправными гражданами Российской Федерации».
С чего Татьяна Агеева взяла, что только в 6 регионах России паспорта выдаются с 14 лет? Это происходит по всей стране.
Ещё цитата:
Ярослав напомнил завучу, что у него есть право говорить то, что он думает, и закон не запрещает ему распространять то, что говорят Навальный или Путин.
Татьяна Агеева поправила мальчика, заявив, что он не имеет права распространять информацию о Навальном, а о Путине — имеет, так как это не является призывом к чему либо; а распространение сведений о Навальном является «вовлечением в политическую деятельность».
2 мая Ярослав сообщил Зебра ТВ, что полиция к нему не приходила, группа быстрого реагирования не приезжала. Он сказал, что его бабушка поддерживает его, так как уверена, что он ничего незаконного не сделал, и считает всю эту ситуацию бредом. Ярослав слышал, что у одного из его друзей, с которыми он был в штабе Навального, после промывки мозгов возникли проблемы с родителями.
«ПЕРЕГНУТА ПАЛКА ЗНАЧИТЕЛЬНО В ЭТОМ ВОПРОСЕ»
Зебра ТВ связалась с директором школы №15 Натальей Кузнецовой. Она заявила, что произошедшее - «не вполне нормально», и что в этой истории «перегнута палка значительно», а Татьяна Агеева «не совсем верно она подобрала фразы и способы воздействия на ребёнка».
Наталья Кузнецова (фото с сайта школы)
Вместе с тем, Кузнецова отказалась говорить о возможных санкциях в отношении завуча. Она лишь заверила, что в школе №15 «таких бесед в дальнейшем не будет», так как Татьяна Дмитриевна «всё поняла».
Вот дословный комментарий директора школы:
Наталья Кузнецова: «Вы знаете, я не хотела бы давать комментарий по этому вопросу, тем более по телефону. Естественно, не вполне нормально, и перегнута палка значительно в этом вопросе, но Татьяна Дмитриевна в данном случае говорила лишь о том, хотела донести мысль о том, что ученикам необходимо прежде всего заниматься учебной деятельностью».
Зебра ТВ: «Я согласен с этим посылом, но она по сути урок русского языка заменила политической информацией. А политическая информация запрещена в школах, если я не ошибаюсь».
Наталья Кузнецова: «Да, запрещена в школах».
Зебра ТВ: «Она ещё сказала, что может отстоять любого ребёнка, а в некоторых случаях может и пальцем не пошевелить. И дальше она говорит Ярославу, зачем ей его отстаивать»?
Наталья Кузнецова: «Вы понимаете, что и запись тоже, и её помещение в интернет, это тоже не очень законная ситуация, когда человек не даёт своего согласия, а его вот так вот записывают, и это всё вот так на публичное обозрение выставлено. Поэтому мы с Татьяной Дмитриевной разговаривали, что не верно, не совсем верно она подобрала фразы и способы воздействия на ребёнка, но, тем не менее...».
Зебра ТВ: «К ней никаких санкций не будет»?
Наталья Кузнецова: «Вы знаете, я не хотела бы на эту тему с вами разговаривать, правда, по телефону».
Зебра ТВ: «Возможно повторение вот таких бесед»?
Наталья Кузнецова: «Нет, нет».
Зебра ТВ: «Бесед с такой же риторикой, что “мы вас всех изымем”, и так далее»?
Наталья Кузнецова: «Нет, бесед таких не будет. Я думаю, что Татьяна Дмитриевна всё поняла. Мы с ней много разговаривали по этому вопросу, и то, что она неправильно среагировала в этой ситуации — она тоже это поняла. Таких бесед в дальнейшем не будет».
«ВИНЕГРЕТ ИЗ НЕВЕЖЕСТВА»
Зебра ТВ попросила уполномоченного по правам ребёнка во Владимирской области Геннадия Прохорычева прокомментировать ситуацию с промывкой мозгов ученикам школы №15.
Детский омбудсмен заявил, что самое плохое в этой истории — выволочка подростку перед всем классом, что недопустимо. Прохорычев также сказал, что ему стыдно за коллегу, показавшую полное незнание российского законодательства и текущей политической ситуации. Он считает, что Татьяна Агеева заслуживает оценку «кол», и ей следует признать, что «на современном этапе она больше не готова обучать и воспитывать детей».
Геннадий Прохорычев заявил, что Ярослав не нарушил ни одного российского закона, и право высказывать своё мнение ему даровано, несмотря на возраст, целым рядом международных и российских нормативно-правовых актов.
А то, что между подросткам и взрослыми отсутствует диалог, и дети уходят туда, куда, по мнению педагогов, им идти не следует, то Прохорычев считает это проблемой старших по возрасту.
Вот полный комментарий Геннадия Прохорычева:
«Честно говоря, мне немного стыдно за коллегу-учителя, потому что здесь — винегрет из невежества и незнания вообще законодательства Российской Федерации. Прежде, чем разговаривать с подростками, надо подготовиться.
Здесь замдиректора [школы №15] перемешала всё существующее и выдала свою компиляцию современного законодательства. Если сформулировать коротко, то её главные тезисы такие: «то, в чём ты участвовал — плохо; это — экстремизм; ты подставляешь своих родителей, ты подставляешь школу, ты подставляешь самого себя».
Но мы должны иметь в виду, что современные дети и подростки «на ты» с интернетом и умеют работать с информацией. Вот сейчас после того, что наговорила этот педагог, ребёнок наберёт это всё в интернете, и будет писать «вот это неправильно и вот это неправильно».
Не знаю, кто она — преподаватель обществознания, или историк — ей можно поставить «кол», даже не «двойку», потому что она не знает даже элементарные вещи.
Когда учитель говорит, что только в 6 областях Российской Федерации выдаётся паспорт с 14 лет, - это такой ляп, это — незнание того, что в Российской Федерации повсеместно паспорт гражданина выдаётся с 14 лет. Не знаю, с чем педагог перепутал, может быть, с какой-то другой сторон.
Что касается экстремистской деятельности, есть закон. Движение Навального официально не признано экстремистским. Опять, непонятно, о чём мы говорим?
Ребёнок правильно, конечно, сказал и, в какой-то мере, отстоял своё право говорить, что думает. Он прав, потому что и в Конвенции о правах ребёнка, и в стратегии действий в интересах детей и в Российской Федерации, и во Владимирской области, в других нормативных документах международных и наших национальных говорится о праве ребёнка на выражение своего мнения. Российское законодательство не оговаривает с какого возраста, поэтому и пятилетний ребёнок может своё мнение выразить. Оно может быть правильным, может быть неправильным в виду того, что у него нет опыта жизненного, знаний достаточных по тому или иному направлению, но, опять же, это его мнение. А мы, взрослые, должны профессионально поправить его — на то мы и заканчивали институты, учились этому.
Учитель в этом случае продемонстрировал полное невежество — незнание и законодательства Российской Федерации, и ситуации в целом. [Антикоррупционный] митинг 26 марта был санкционирован, то есть разрешён, это был выходной день, ребёнок пришёл, послушал, он мог даже выступить, если уж на то пошло — законодатель не запрещает этого. Другой вопрос — что он будет там говорить, но, опять же, это зависит от его образования и его подготовленности в том или ином вопросе.
Но самое главное — грубое высказывания учителя в сторону ребёнка, о том, что она может сейчас вызвать группу быстрого реагирования так называемую, в которую входят представители органов опеки, полиции, образовательных учреждений, и изъять его из семьи, то есть лишить родительских прав его родственников или других законных представителей.
Эту ситуацию оговаривает статья 77 Семейного кодекса: немедленное отобрание ребёнка из семьи может быть при одном условии, когда создана угроза его жизни и здоровью. Ну какая угроза жизни и здоровью в этой ситуации?
Честно говоря, ляпов [в высказываниях Татьяны Агеевой] достаточно. Например, «ваше волеизъявление играет сейчас против вас, потому что вы под удар поставили ваших родителей»; «вы не готовы к занятиям» - это уже к плохому исполнению обязанностей со стороны родителей; «вы официально состоите в группе экстремистской направленности» - кем это доказано? Какая экстремистская направленность? Знаете, столько ляпов, что просто стыдно, конечно, за педагога, надо было существенно подготовиться.
Современные подростки готовы к диалогу, готовы отстаивать своё мнение, но мы просто живём уже в другой стране, и надо принимать это к сведению.
Кстати, ребёнок не нарушил ни одного закона Российской Федерации. Даже если он и высказывал на митинге своё мнение, он имеет на это полное право, которое в нашей стране даровано каждому, в том числе и несовершеннолетним. Я не знаю, чем руководствовался педагог, но для взрослых это такая лакмусовая бумажка: мы в данном историческом моменте не понимаем детей и подростков. Информационное пространство уже другое, в интернете ребёнок всё видит — и много плохого, но и немало хорошего.
Мы не ведём диалог с подростками, вот что самое плохое. Кто-то на этом играет, может быть и Навальный, хотя маловероятно. Я наблюдал за действиями подростков в Москве по центральным каналам, когда подростки просто бегали от полицейских по Тверской улице, для них это драйв. Где опасность — там подростки. Я всегда предлагаю взрослым вспомнить, какими они были в подростковом возрасте — у них был и протест в какой-то мере, и неадекватная реакция на происходившее. Это проблемы роста, они потом проходят, но мы должны вот эти проблемы подросткового возраста знать и предвидеть эти вещи.
Если мы видим, что подростки пошли не туда, куда, как мы считаем, надо — за Навальным, или ещё за кем — мы должны молодёжи предложить альтернативу. Если мы не можем придумать альтернативу — это наша проблема, взрослых. У молодёжи должны быть альтернативные площадки для обсуждения вопросов текущей российской и международной повестки дня. Но лучше говорить о внутренних делах, так как Россия — огромная и проблем в ней достаточно.
Надо учить подростков и молодёжь дискутировать, находить выход из разных ситуаций, мы вдруг поймём, что потеряли это поколение.
Что касается фразы про то, что завуч может «отстоять» любого ребёнка, а может и «пальцем не пошевелить», могу сказать, что, с точки зрения педагогики, это - непрофессионализм и педагогическая деформация личности. Педагог прежде всего должен помогать ребёнку, протянуть в нужный момент руку, чтобы поддержать его, а не утопить. В данной же ситуации, я не знаю, откуда были приказы такие даны по поводу разговоров с подростками, это плохо. Педагог должна признать, что на современном этапе она больше не готова обучать и воспитывать детей.
Современные учителя и педагоги должны постоянно сами учиться, так как подростки выше нас на голову при работе с информацией, а мы их догоняем и не можем догнать. Более того, сейчас учёные говорят о следующем этапе подростковой активности — это социальная одарённость. Многие дети могут учиться плохо, но они хотят поменять социальное пространство, изменить мир. Они хотят изменить ситуацию в школе, потому что формализм надоел; они хотят изменить ситуацию во дворе, предлагая те или иные альтернативы. Но когда они видят, что взрослый мир их не слышит, точно — будут вам и какие-то неадекватные решения со стороны подростков, и уход в какие-то другие группы, куда подростки на самом деле не должны уходить».