Новая волна обманутых вкладчиков?

Группа вкладчиков кредитно-потребительских кооперативов «Семейный капитал» и «Созаёмщик» направила в прокуратуру города Владимира заявление с просьбой провести проверку деятельности этих организаций, способствовать возврату денег и наказать виновных
Новости Автор: 28 марта 2017, 09:29 28 10770

27 марта правозащитник Роман Ардыкуца провёл пресс-конференцию, посвящённую проблемам вкладчиков кредитно-потребительских кооперативов граждан (КПКГ) «Семейный капитал» и «Созаёмщик». Прямо перед камерами ими было подписано заявление в прокуратуру города Владимира с требованиями проверить деятельность этих контор, способствовать возврату гражданам денежных средств и наказать виновных.

ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ

Роман Ардыкуца заявил, что пошла «новая волна» обманутых вкладчиков, отдавших свои деньги в КПКГ. Первая волна пришлась на 2008-2010 годы; у многих владимирцев на слуху названия таких организаций, как «Жильё в кредит», «Наш дом», «Мир», «Социальная инициатива» и «Инвест-Мастер». Ардыкуца сообщил, что в последние два года правозащитники столкнулись с новыми обманутыми гражданами. Речь идёт о кооперативах «Созаёмщик» (юридический адрес в Чебоксарах, Чувашская Республика) и «Семейный капитал» (головной офис находится в Санкт-Петербурге).

По словам правозащитника, пока к нему поступили обращения от 8 человек на общую сумму в 2 миллиона рублей. Это немного, но на самом деле обманутых вкладчиков значительно больше.

По информации Ардыкуцы, до 2010 года во Владимирской области было более 4 тысяч обманутых вкладчиков, отдавших кооперативам и другим организациям более 500 миллионов рублей. Он уверен, что сегодня их не меньше, просто не все пока обращаются к правозащитникам и в прокуратуру.

«НЕТ ТАКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И НИКОГДА НЕ БЫЛО»

Роман Ардыкуца призвал всех, кто не может получить свои деньги из КПКГ (не только из «Семейного капитала» и «Созаёмщика»), объединяться и сообща обращаться в органы прокуратуры, чтобы привлечь к ответственности тех, кто отнял у них деньги. При этом правозащитник уверен, что вернуть вклады будет крайне трудно, если не невозможно - вложения не были застрахованы:

«Мы должны понимать с вами и донести до граждан, в рамках повышения финансовой культуры, что эти вклады не застрахованы. Эти организации - обычные юрлица, обычные ООО или ОАО, с любой организационно-правовой формой, которые не подпадают под действия [нормативных документов] Центробанка, под действия, необходимые для получения лицензии. И в связи с этим вклады эти вернуть невозможно будет; вклады застрахованы только в банковском секторе в организациях, которые обладают банковской лицензией на привлечение вкладов».

Ардыкуца сообщил, что ему удалось добиться решения Ленинского районного суда города Чебоксары в пользу одного из вкладчиков «Созаёмщика» Веры Зайцевой о взыскании с кооператива 326 тысяч рублей. Но это решение исполнить невозможно, так как ООО «Финансовая группа “Созаёмщик” больше не существует и, по данным чувашских приставов, её никогда и не было. В связи с этим Роман Ардыкуца считает, что наказывать надо тех, кто принимал во Владимире «в руки» деньги от вкладчиков:

«Мы идём с этим исполнительным листом в Чебоксары. И, знаете, что нам говорят приставы? “А у нас нет такой организации, и никогда не было”. Но у нас есть договора займа со стороны организации “Созаёмщик”; у нас есть люди, которые вложили деньги; у нас есть проблема не просто человека, а проблема его семьи. Зачастую это люди в возрасте, они привлекают деньги всей семьи, и мы оказываемся в такой ситуации, что деньги ушли. Деньги получили в руки люди, которые находились в филиале, здесь в городе Владимире, заключили договор, поставили в договоре “город Чебоксары”. Вот как быть в этой ситуации, кого привлекать к ответственности? У кого забирать деньги граждан? Кто должен их отдать? Моё мнение, что должны отвечать те люди, которые получали деньги в руки, и узнавать надо у них, на основании чего они подписывали договора здесь, в филиале. Этим должны заниматься органы полиции, следствия и прокуратуры».

Ардыкуцу возмущает, почему ещё два месяца назад сотрудники владимирского филиала «Семейного капитала», который, по его данным, банкротится, принимали новые вклады, пролонгировали договоры, хотя они знали, что скоро их здесь не будет? При этом они до последнего выплачивали вкладчикам проценты, чтобы убедить продлить сроки размещения вкладов. По его мнению, это заведомое введение граждан в заблуждение. В итоге контора закрыта, и люди остались без денег:

«Офис сдали другим лицам, там теперь располагается компания по производству надгробных памятников и могильных плит, как-то это символично звучит. Как бы то ни было — вот такая саркастичная ситуация».

Ардыкуца с помощниками также обращались в полицию по «Созаёмщику» и получили отказ в возбуждении уголовного дела.

ИСТОРИЯ ВКЛАДЧИКА АРТАМОНОВА

На пресс-конференции Романа Ардыкуцы присутствовали и некоторые граждане, потерявшие деньги в «Семейном капитале» и «Созаёмщике». Они рассказали свои истории.

DSC09031-1.jpg
Виктор Артамонов

Один из них, Виктор Артамонов, в 2015 году вложил деньги (сколько он не уточнил) в «Семейный капитал» по совету своих «довольно-таки влиятельных» товарищей, которые до этого разместили свои средства в этом кооперативе и которым у него не было резонов не доверять. Более того, в КПКГ ему показали страховой полис на его вклад:

«В течение двух-трёх лет я копил деньги, вложил. У меня были свои цели. И спустя год КПКГ собрание собрали и сказали, что «мы решили перейти в НПО», то есть заняться некоммерческой деятельностью. Как бы Центробанк не давал им раскидать эти деньги, вложить их в сельское хозяйство, чтобы дать продвижение местным производителям. То есть, мы вкладываем деньги, они продают продукцию, мы получаем от этого проценты. После этого пошли сомнения, я решил отказаться от их услуг, но меня пролонгировали без предупреждения. Через неделю я написал заявление, что я хочу забрать свой вклад. Мне сказали, что в течение трёх месяцев они должны собрать комиссию, просмотреть моё заявление и там сделают вывод».

Через три месяца Виктор получил письмо из головного офиса «Семейного капитала» в Санкт-Петербурге о том, что его заявление принято, и он поставлен в очередь на получение средств под номером 521. А дальше пошли звонки от каких-то юристов с предложениями своих услуг по возврату денег. Виктор Артамонов уверен, что они являются частью аферы:

«Закрылись они в январские праздники, и мне сразу пошли “благотворительные” письма от неизвестных юристов, что деньги можно вернуть. К одному из них я пришёл с вопросом, во-первых, откуда он узнал мой номер телефона? Как он сказал, что он тоже якобы вкладчик, он забрал свои деньги и хочет помочь тем самым. Он назвал сумму за свои услуги. Я посчитал, и это мне было уже невыгодно обращаться к нему. Но самое интересное, он тоже никаких гарантий не давал. Он просто сказал, что возьмёт бумаги и отправит их в суд, и останется ждать решения. Чувствуется, что номер телефона не просто так попал к этому юристу, и чувствуется, что это дальнейшее продолжение аферы, я бы так это назвал. Люди от отчаяния готовы заплатить последние деньги, чтобы вернуть то, что они уже потеряли».

Роман Ардыкуца сообщил, что «неизвестные юристы» просят за свои «услуги» от 25 до 50 тысяч рублей, при этом реальной помощи, кроме составления искового заявления, они не оказывают. Но больше правозащитника беспокоит вопрос: откуда у этих юристов вся полнота сведений о вкладчиках, потерявших деньги? Для Ардыкуцы ответ очевиден:

«Мне кажется, они работают в одной связке — был кооператив; кооператив обанкротился; информацию передали юридической компании или она её как-то выкупила, я не знаю. Дальше они продолжают разувать честных граждан».

Виктора Артамонова спросили, а что такого привлекательного было в предложениях «Семейного капитала», что он согласился расстаться с деньгами? Во-первых, страховка ответил вкладчик (Ардыкуца на это заметил, что это была не та страховка, которая существует в банках); во-вторых, кооператив предложил очень выгодные условия по вкладу:

«И процентная ставка там была внушительная — 24% годовых. Ну, конечно, за такое захочешь [вложить деньги]».

ИСТОРИЯ ВКЛАДЧИЦЫ ХМЕЛЬ

Роман Ардыкуца рассказал, что 8-10 лет назад правоохранительные органы занимали более активную позицию по защите прав вкладчиков, и поэтому сегодня граждане, обманутые ранее, в результате расследования уголовных дел и принятия по ним судебных решений, пусть и не в полном объёме, но получают свои деньги. А сейчас полиция, по мнению правозащитника, бездействует.

DSC09028-1.jpg
Надежда Хмель

Свою историю рассказала и вкладчица «Созаёмщика» Надежда Хмель. Она работает бухгалтером в одной конторе на проспекте Ленина, 60, в том же здании, где ранее находился владимирский офис кооператива:

«Я видела их вывеску, знала их бухгалтера, которая принимала деньги. Проценты у них были хорошие».

По словам Хмель женщину, которая оформляла вклады под 7% в квартал, звали Татьяна Володина:

«Перед тем, как положить деньги, я с ней разговаривала, стоит внести деньги или не стоит? Она посоветовала вложить, так как люди получают проценты, и я решила положить. Положила я в июне 2015 года некоторую сумму и сказала, что в следующем месяце я могу ещё доложить. 9 июля она мне звонит со словами, что условия улучшились, можно доложить. В августе я иду на работу, смотрю — дверь закрыта. Потом в этой же квартире была другая организация, я подошла к девушке и спрашиваю: “В чём дело-то? Закрылись, что ли?” [Она мне ответила:] “Да, закрылись”. Мне там телефон оставила Вера Зайцева, и мы с ней вместе стали ходить по инстанциям - в прокуратуру заявления писали, в полицию. Потом мы пошли в приёмную Путина и нам посоветовали юриста Ардыкуцу».

В итоге, Чебоксарский суд принял заочное решение в пользу Зайцевой и Хмель, но чувашские приставы никогда ничего не слышали о «Созаёмщике».

После того, как владимирский офис этого КПКГ закрылся, Татьяна Володина отключила телефон. Роман Ардыкуца рассказал, что Надежда Хмель и Вера Зайцева обращались с заявлениями в полицию, но им в возбуждении уголовного дела отказали:

«В полиции считают, что люди вкладывают деньги в свой бизнес, по крайней мере, мне так говорили и 10 лет назад. Люди якобы сами виноваты, что прогорели. Я тогда задаю вопрос: “А кому люди должны доверять”? Мы же должны понимать, что у нас поколения Советского Союза привыкли верить власти, мы привыкли верить, что есть какая-то добродетель».

ИСТОРИЯ ВКЛАДЧИЦЫ МЕЛЕНТЬЕВОЙ

DSC09025-1.jpg
Елена Мелентьева

Елена Мелентьева из села Иванищи Гусь-Хрустального района вместе с мамой вложила в «Семейный капитал» более 500 тысяч рублей. Она пояснила, что купилась на рекламу по государственному телевидению. Она рассказала, что деньги у неё принимала женщина по имени Мария Горланова:

«Я увидела рекламу летом 2014 года. У меня тогда лежало 100 тысяч рублей в Сбербанке. Я её накопила за несколько лет. У меня ребёнок-инвалид, за счёт его пенсии удалось немножко накопить. Процент в Сбербанке был маленький. Когда я увидела рекламу “Семейного капитала” по телевизору, то, конечно, соблазнилась, вроде по второму каналу всё это рекламируется. Сняла деньги, пришла туда, девушка там такая обходительная — Маша Горланова, принимала все эти вклады. Я доверилась — человек я, что ли, такой наивный? Вложила всё, что у меня было. Обещали 18% годовых, разрешили поначалу снимать эти проценты — денег не хватало, я приходила, сниму денежки на ребёнка, то что накопила за месяц. В 2015-м продлила договор на год. В ноябре 2016 года мне тоже сказали, что пролонгацию нужно сделать. Сначала всё было застраховано, а потом через какое-то время эту страховку забрали, но я не придала этому значения, всё равно у меня было доверие. В январе я как будто сердцем почувствовала, что чего-то не то. Стала звонить в компанию, трубку не берут. Я позвонила в Питер, сказали, что все там на месте девочки, компьютеры включены у них, мне пообещали, что перезвонят. Никто не перезвонил».

Мелентьева рассказал, что и ей стали приходить на телефон сообщения юристов, что «Семейный капитал» закрылся и с предложением услуг по возврату денег. Она поинтересовалась, откуда у них её номер телефона, ей ответили, что какая-то вкладчица кооператива передала им все сведения. Виктор Артамонов вспомнил, что контора, от которой приходили SMS, называлась «Ваш юрист». Роман Ардыкуца заявил, что необходимо проверить законность деятельности этой организации:

«Откуда они получили весь список вкладчиков? То есть, они сами звонят, затрачивают ресурсы на SMS-рассылку, которая стоит недёшево, и таким образом клиентов привлекают, берут с них деньги за исковые заявления».

«ГОДЫ ИДУТ, МОШЕННИКИ НИКУДА НЕ ПРОПАДАЮТ»

Роман Ардыкуца напомнил, что надо тщательно изучать договор, когда вы отдаёте деньги кому бы то ни было, и бить тревогу при первых признаках обмана. Он уверен, что во Владимирской области есть и другие пострадавшие от финансовых пирамид:

«Моё личное убеждение по “Созаёмщику”, что эти деньги остались у тех, кто их получил. Годы идут, а мошенники никуда не пропадают. И они всё равно продолжают обманывать честных потребителей, честных вкладчиков и честных граждан. Тем более, при таких заманчивых процентах люди безусловно отдадут свои вклады. И я отдам, конечно, с гарантией того, что я получу их обратно. Но я понимаю, что не получу, потому что бесплатный сыр бывает только в мышеловке».