Дочь «короля русской тройки» Владимира Фомина Ольга знает о состоянии конного хозяйства Владимирской области не понаслышке. Она много времени проводила с отцом, посещала с ним различные соревнования как местного уровня, так и всероссийского, а в марте 2014 года новоиспеченный губернатор Владимирской области Светлана Орлова назначила её своим советником по вопросам развития коневодства и конного спорта.
По словам Ольги Владимировны, вверенная ей отрасль находится в состоянии, весьма далёком от идеального. «Падение» коневодства началось в годы перестройки и продолжалось не один десяток лет, хотя попытки возродить былой престиж конкура, паркура и русских троек всё-таки были.
- Разведение лошадей, их содержание, их тренировки – это очень затратно
- В этот переходный для нашей страны период времени (начало 90-х годов XX века) естественно пришло в упадок конное хозяйство
- Раньше у нас был традиционный фестиваль «Русская зима» в Москве, на который Владимирская область направляла минимум две тройки, но в 90-е годы это совсем ушло из нашей жизни
- Только начиная где-то с 1995 года, Алла Михайловна Ползунова (известный мастер-наездник и общественный деятель в области рысистого коневодства) занялась возрождением соревнований русских троек
- Владимирские тяжеловозы всегда принимали участие во всесоюзных соревнованиях лошадей тяжелоупряжных пород, там они были одни из первых
- Наши владимирцы устанавливали там рекорды. Это было грандиозное событие, оно проходило раз в год
Сейчас проводятся российские соревнования в Нижнем Новгороде, но у них невысокий уровень, мало участников и они нерегулярны - всё зависит от финансирования
Вместе с состязаниями ушла и система выращивания лошадей. Большинство конных заводов оказались в частных руках, участие государства практически свелось к нулю. Но и предприниматели не стали панацеей.
Юрьев-Польский конный завод, главное предприятие Владимирской области по воспроизводству владимирских тяжеловозов, которые сейчас носит название «Монастырское подворье», находится не в самом лучшем состоянии. Несмотря на дотации из областного бюджета, расходы на содержание животных превышают доходы. Из-за этого предприятие не может позволить себе ремонт конюшен, построенных, по данным Ольги Фоминой, ещё в 50-х годах прошлого столетия.
- Это была государственная программа
- Была конюшня и во Владимире, которая так и называлась: «Государственная заводская конюшня». У неё было немного другое назначение
- Конные заводы занимались исключительно разведением лошадей
- На госконюшнях были всегда исключительно жеребцы-производители, которых готовили к соревнованию, которых кормили соответственно, тренировали
- После соревнований за ними выстраивалась очередь на конные заводы для получения от них потомства
- И хорошо, если от одного жеребца получится, грубо, 10 жеребят. И вот из 10-и может только один будет хорошим. А может быть и ни одного
- То есть, это была целая методика, последовательность что ли
- А сейчас... Сейчас не готовятся лошади
- А владимирский тяжеловоз отличается тем, что он сам большой, что он ест много, для него нужны просторные пастбища
- В Юрьев-Польском районе есть пастбища. Правда, и там сейчас проблемы, по-моему. Якобы отдали пастбища под жилищное строительство
- То есть, проблем очень много, и если область не будет помогать, то, наверно, мы не справимся
Из-за дороговизны содержания владимирские тяжеловозы стали продаваться в огромных количествах, в результате чего их цена упала и хозяева лошадей стали терпеть ещё большие убытки. В том числе и по этой причине количество тяжеловозов сократилось.
По словам Ольги Фоминой, во всей Владимирской области вряд ли найдётся больше 150 голов. Наибольшее число - 130 чистокровных владимирских тяжеловозов - сохранилось лишь в «Монастырском подворье» в Юрьев-Польском районе. Ещё 4 владимирских тяжеловоза содержатся на ферме «Богдарня» у англичанина Джона Кописки. Некоторые частники также могут похвастаться наличием лошадей данной породы, но таковых можно пересчитать по пальцам.
- У нас получилось так, что Гаврилово-Посадский конный завод (Ивановская область), в котором тоже были владимирцы, купил частник
- Теперь там тоже всё нарушено. К тому же, владимирских тяжеловозов там продавали, мягко говоря, «кучкой» и сбили, таким образом, все цены на элитную владимирскую породу
- Поэтому, я обращаюсь ко всем: может быть, волонтёры, может быть, меценаты, давайте как-нибудь организуем что-то... нельзя допустить того, чтобы нашим потомкам пришлось заниматься возрождением владимирских тяжеловозов
- Когда владимирскую породу официальной признали, было 10 линий (видов)
- Сейчас в Юрьев-Польском есть только 7. Возможно, восстановим ещё одну
- Но две потеряны, корни практически пропали
Ольга Владимировна считает, что о восстановлении породы можно будет сказать только в том случае, когда число владимирских тяжеловозов достигнет 300-400 голов. Для этого необходимы не только старания волонтёров и государственные инвестиции, но и, в некотором смысле, пропаганда. В качестве начальной меры, советник губернатора предлагает создать музей на базе нового ипподрома, который строится в микрорайоне Заклязьминский на месте прежних денников.
- Конюшня в микрорайоне Заклязьминский, на мой взгляд, не подходит для разведения владимирцев, 50 голов – это очень мало
- Нужно, чтобы кто-то нуждался в лошадях, нужно их куда-то сбывать
- Я считаю, что на этой конюшне должна быть своя тройка владимирских тяжеловозов, может быть, организовать аренду, чтобы был хоть какой-то доход
- Обязательно надо сделать музей развития владимирского тяжеловоза
- Естественно, надо будет рассказать об истории троек
- Вот это вот всё надо