Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» презентовали вторую версию так называемого «Национального туристического рейтинга» — исследование посвящено туристической привлекательности регионов России, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.
Регионы России ранжированы по степени развитости туристической сферы. Во внимание брались как субъективные оценки экспертов турбизнеса, так и реальные цифры, характеризующие ситуацию в данной отрасли.
Сообщается, что главам всех регионов были направлены запросы с просьбой предоставить данные по 61 показателю, которые позволили бы получить достаточно полную картину о ситуации в туристической отрасли. Как отмечают составители рейтинга, подавляющее большинство ответственных за развитие туризма региональных ведомств прислало заполненные таблицы. Однако в ряде регионов затруднились сообщить даже ключевые параметры — например, объем налоговых поступлений в бюджет от предприятий туристской сферы, хотя бы примерное количество предприятий общественного питания. А самым трудным для сотрудников администраций стал вопрос о количестве заправочных станций и автосервисных центров – на него ответили единицы.
Для проведения исследования были выбраны следующие критерии:
-
Уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры (общее число мест в гостиницах)
-
Значимость туристической отрасли в экономике региона (процент жителей, занятых в сфере туризма, от общего населения региона).
-
Оборот туристических услуг (объем средств, заработанных в сфере туризма).
-
Популярность региона у россиян (по количеству ночевок в гостиницах).
-
Популярность региона у иностранцев (по количеству ночевок в гостиницах).
-
Туристская уникальность (количество достопримечательностей, внесенных в реестр объектов культурного наследия).
-
Экологическое «здоровье» региона (затраты на охрану окружающей среды).
-
Криминогенная ситуация (количество совершенных преступлений).
-
Интерес к региону как к месту отдыха в интернете (по количеству запросов в поисковых системах).
-
Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве (по количеству публикаций в СМИ).
На основе предоставленных регионами данных, анализа открытых источников и ведомственной статистики была подготовлена таблица по каждому из критериев с распределением начисленных баллов и проведено соответствующее ранжирование. По сумме общих баллов, с учетом экспертной оценки, были определены лидеры и аутсайдеры второго Национального туристического рейтинга.
Владимирская область попала в ТОП-20 регионов, преодолевших 60-балльный порог. Однако позиции региона-33 очень далеки от «конкурентов», названных лидерами по развитости турбизнеса в России. Из географических соседей Владимирской области впереди Подмосковье и Нижегородская область. Для региона с огромным историческим наследием, где развитие въездного туризма власти называют едва ли не главным приоритетом и стратегическим направлением, а также постоянно декларируют стремительное наращивание турпотока, 19 место в общем-то совсем не победное. В предыдущей версии этого рейтинга, опубликованной год назад, Владимирская область также была 19-й.
1 | Город федерального значения Москва | 80 |
2 | Город федерального значения Санкт-Петербург | 79,7 |
3 | Краснодарский край | 77,3 |
4 | Республика Крым | 75,2 |
5 | Московская область | 74,8 |
6 | Нижегородская область | 73,1 |
7 | Алтайский край | 70,6 |
8 | Республика Татарстан | 66,7 |
9 | Калининградская область | 65,7 |
10 | Приморский край | 65 |
11 | Ленинградская область | 64,8 |
12 | Республика Башкортостан | 64,6 |
13 | Ставропольский край | 64,5 |
14 | Самарская область | 64,4 |
15 | Иркутская область | 62,4 |
16 | Тверская область | 61,9 |
17 | Свердловская область | 60,9 |
18 | Пермский край | 60,7 |
19 | Владимирская область | 60,4 |
20 | Калужская область | 60,3 |
21 | Ярославская область | 60,2 |
Авторы рейтинга отмечают, что первое исследование региональные власти восприняли как вызов сложившейся системе ведомственных отчетов, но при этом серьезно отнеслись к его показателям.
Составители приводят мнения множества экспертов в области внутреннего туризма, анализирующих ситуацию в данной сфере в целом по России и в конкретных регионах. Оценок, характеризующих положение дел во Владимирской области, в исследовании нет. Лишь один из экспертов - президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, рассуждая о последних тенденциях в отрасли, приводит в пример Суздаль:
В целом же многие участники экспертного опроса сходятся во мнении, что бум путешествий по России создан искусственно и обусловлен политической и экономической ситуацией - прекращением авиасообщения с Египтом, запретом на продажу туров в Турцию, снижением курса рубля по отношению к доллару и евро, невозможностью выезда за границу государственным служащим и сотрудникам спецслужб. Отсюда и полученные в 2016 году цифры: по данным авторов рейтинга, за 2 года число выездных туроператоров сократилось в 3 раза, в то время как число компаний, работающих на въездной и внутренний туризм, увеличилось почти в 5 раз.
Добавим, что актуальные данные по теме туризма привел на недавней пресс-конференции вице-губернатор Владимирской области Михаил Колков. По оценке Белого дома, «туристическая отрасль в 33-м регионе может продемонстрировать по итогам года достойные показатели. Уже за первые 9 месяцев этого года Владимирскую область посетило 2,5 миллиона гостей. Есть рост и по внутреннему, и по въездному туризму».
В качестве позитивных перемен в туристической отрасли власти Владимирской области называют реализованный при поддержке Минкульта РФ проект по установке навигационной системы в Суздале. С не меньшим апломбом руководство 33 региона презентовало в Москве планы по созданию "туристко-рекреационного кластера «Суздальский»", цена вопроса — около 4,3 млрд рублей, большая часть из которых — частные инвестиции в строительство новых объектов турбизнеса в городе-музее.