Владимирские чиновники, политики и общественные деятели попали в поле зрения сетевого сообщества «Диссернет». Исследователи проверят работы на соискание учёной степени порядка 70 человек. Информацию об этом сообщил один из основателей «Диссернета» Андрей Заякин, посетивший областной центр на новогодних каникулах.
Имена людей, попавших в список, не раскрываются. Впрочем, на встрече с общественниками Андрей Заякин представил результаты проверки кандидатской диссертации директора департамента инвестиций и внешней экономической деятельности администрации Владимирской области Романа Русанова.
В 172-страничной работе чиновника областной администрации исследователи насчитали 37 страниц, содержание которых – полностью, либо частично – заимствовано из трёх различных источников без ссылки на них. Наибольший объём текста, 18 неполных листов, совпадает с текстом «Руководства к Своду знаний по управлению проектами», изданным в США в 2004 году.
Пример страниц из диссертации Романа Русанова (вверху) и из "Руководства к Своду знаний по управлению проектами" (внизу), желтым выделены совпадающие фрагменты текста
Представители владимирского научного сообщества подтвердили Зебра ТВ, что подобный объём заимствования может служить основанием для обжалования учёной степени. В настоящий момент активисты готовят соответствующие документы.
На протяжении всего рабочего дня 12 января корреспонденты Зебра ТВ пытались различными способами связаться с директором департамента инвестиций, однако он оказался недоступен для комментариев. От комментариев отказалась и бывший научный руководитель Романа Русанова, проректор Владимирского государственного университета по экономике, кандидат экономических наук, профессор Светлана Башарина.
Русанов защитил кандидатскую диссертацию 25 мая 2012 года. Тема работы – «Стратегическое управление программами регионального развития на примере регионов ЦФО».
Деятельность диссертационного совета 212.025.06 ВлГУ, который выдавал заключение по кандидатской работе Романа Русанова, в настоящий момент приостановлена до 25 мая 2015 года. Как пояснила учёный секретарь госуниверситета Татьяна Коннова, извещение об этом университет получил ещё в декабре 2013 года в связи с многочисленными замечаниями со стороны Высшей аттестационной комиссии.
Отметим, что до недавнего времени наличие (или отсутствие) заимствований в работах на соискание учёной степени в ВлГУ проверялось исключительно экспертами диссертационных советов. Причём, как пояснил Зебра ТВ начальник управления научно-исследовательской деятельности (УНИД) госуниверситета Илья Паньшин, авторефераты анализируется «100-процентно, до последней буквы», а текст самих диссертаций, даже в случае упущения, «не отражается на общем результате исследований».
«Мы же не можем говорить, что 100 процентов всех работ не имеют заимствований, не имеют плагиата. Скорее всего, где-то обязательно что-то проскальзывает, только это не должно носить систематичный характер», – заметил Паньшин.
Глава УНИД также сообщил, что с конца 2014 года вуз пользуется специализированной системой выявления нарушений:
«В конце 2014 года вуз [Владимирский государственный университет] подключён централизовано к системе «Антиплагиат.ВУЗ» и, в том числе, подключена и библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки, в которой можно проверить свою диссертацию на наличие заимствований. Единственный нюанс: так как это очень дорогое удовольствие, у нас ограниченное количество запросов. То есть, на университет у нас 10 тысяч запросов на год».
Но и у новой системы есть свой недостаток. Результатом проверки является список источников, так что сверять тексты всё равно приходится вручную.
Напомним, что известных владимирцев уже ловили с подложными научными трудами. В 2013 году Октябрьский районный суд областного центра признал профессора ВлГУ Валентину Гуляеву виновной в плагиате. И университету, и самой нарушительнице авторских прав пришлось заплатить солидный штраф.
Проверке со стороны «Диссернета» подвергался и депутат Государственной Думы от Владимирской области Игорь Игошин. Его диссертация наделала много шума, в первую очередь из-за того, что исходный текст политик оставил практически без правок, заменив в тексте диссертации лишь слово «шоколад» на слово «говядина».