Кошмарить на основе конкуренции, или золотой ключик не видится

Врио губернатора Владимирской области Светлана Орлова на базе СПК «Шихобалово» провела совещание по проблемам АПК
Новости 21 апреля 2013, 09:22 18 8166

Автор: Пётр Фокин

Врио губернатора Владимирской области Светлана Орлова на базе СПК «Шихобалово» провела совещание по проблемам АПК.

В Шихобалово ещё никогда не видели столько машин с «крутыми» номерами. На совещании, которое Светлана Орлова провела после знакомства с бытом селян и работой СПК, по сообщениям пресс-службы обладминистрации, ожидали около 240 руководителей разного уровня. По другим сведениям приехали чуть ли не 300 человек.

Мероприятие началось около 16:00 (на час позже запланированного). В президиуме, кроме врио губернатора, главный федеральный инспектор (ГФИ) Сергей Рыбаков, заместители губернатора Вячеслав Гусев и Александр Денисов, зампред ЗС Ольга Хохлова и директор СПК «Шихобалово» Сергей Монастырский.

Говорили на совещании в основном о проблемах сельхозпроизводителей, но не только. 

На билбордах вывесят их доходы

Светлана Орлова рассказала о встрече с местными жителями. Она открыла аудитории глаза на следующий факт: прошли те времена, когда всех волновала исключительно стабильность. Сегодня проблема №1 — ЖКХ. Ей сообщили, что кому-то из местных выставили 11 000 рублей за трёшку, на что она заметила, что в Москве платят меньше. Орлова проинформировала селян, что она после целого ряда разбирательств «поняла, как работают управляющие компании, как дурят нас с вами, как получают прибыль».

Врио губернатора заявила, что поставщикам ресурсов «не дадим себя монопольно вести». И тут же во второй раз за день вспомнила регионального уполномоченного по правам бизнесменов Александра Субботина, которому не повезло иметь отношение к одной из собинской управкомпании (УК). Конфликт между этой УК и жителями дошёл до Орловой, и она публично засомневалась в том, что с такой совестью можно быть предпринимательским омбудсменом. В Шихобалово она сообщила, что ей звонил лидер «Деловой России» Титов и «просил» за Субботина. «Какой же он хороший, если бабушек обманывает?», - задалась вопросом врио губернатора. В общем, «такой человек нам в области не нужен». (Ещё до совещания в Шихобалово, она рассказала представителям ветеранских организаций всё, что думает о Субботине)

Ну и в адрес всех управляющих компаний Орлова бросила: «На билбордах вывесим ваши доходы, чтобы все увидели, что большая их часть на Кипре».

Продавайте владимирское, иначе будем кошмарить

Орлова в очередной раз произнесла пассаж о необходимости продвижения местной продукции в торговые сети. Она сообщила, что в Юрьев-Польском районе торговые сети заплатили 3 млн рублей в виде налогов, а малый и средний бизнес — 15. Врио губернатора напомнила, что товаров местного производства в торговых сетях (она упомянула «Магнит») должно быть минимум 25% от общего объёма. Светлана Орлова пригрозила крупным ритейлерам созданием большого количества мелких магазинчиков, которым власти будут оказывать всяческие преференции: «Будем кошмарить, но на основании конкуренции. В Европе они рта бы не открыли!». 

Пройдёт год-два, и всё станет понятно 

Врио губернатора представила нового руководителя регионального подразделения «Россельхозбанка» и попросила его «посмотреть людям в глаза», так как ставки по кредитам завышены. Она обвинила банки в целом, что те бездумно выдают кредиты, в том числе и под гарантии регионов, 57 из которых, по сведениям Орловой, банкроты. И тут же она сообщила, что из Владимирской области уходит 40 млрд рублей: «Таким банкам, которые уводят деньги, у нас в области не место».  

Она рассказала историю одного молодого предпринимателя из Юрьев-Польского района, испытывающего проблему с получением кредита, и попросила вице-губернатора Вячеслава Гусева свести молодого человека с новым руководителем владимирского филиала «Россельхозбанка». 

Вячеслав Гусев отметил, что развитие сельхозпроизводства на селе сдерживают кредитные лимиты, то есть когда на весь регион выделяется определённая сумма, и больше — ни копейки. Орлова попросила ему сформулировать проблему для отдельного совещания, на которое она может пригласить зампреда ЦБ, а то и самого Германа Грефа.

После вхождения России в ВТО изменился принцип дотаций сельхозпроизводителей — теперь выделяются деньги на гектар пашни. В Европе — 300 евро, у нас — 340 рублей. В прошлом году было более 500. Гусев сказал, что «виновных мы определять не будем». Орлова считает, что по ВТО «больше вопросов, чем ответов», и что по этой проблеме «надо продолжать дискуссию». А ГФИ Рыбаков сообщил, что в регионе по пальцам можно пересчитать те сельхозпредприятия, которые уже могут конкурировать с западными, а с остальными «пройдёт ещё год-два, и всё станет понятно».

Надеемся на своих, родных инвесторов

Отдельная проблема — пустующая земля. Гусев сообщил, что во Владимирской области по разным данным не «работают» от 150 до 180 тысяч гектаров. На некоторых участках даже лес вырос. 

Вице-губернатор сообщил Светлане Орловой, что в администрации области «мы всегда были сторонниками, чтобы свои, родные инвестировали в сельхозпроизводство», так как заезжий капитал ненадёжен. Исключением он назвал англичанина Джона Кописки, в начале 90-х случайно оказавшегося в Петушинском районе и решившего там же заняться фермерством. Его предприятие считается одним из самых современных и эффективных в регионе. И тут же Гусев сказал, что Кописки, который присутствовал в зале, «уже давно россиянин».

Гусев сообщил, отрасль переработки молока монополизирована транснациональными корпорациями, «а мы не можем из Владимира управлять Парижем или Вашингтоном». А Сергей Рыбаков, которого Орлова представила как «главного нашего федерального инспектора», заявил, что отрасль молочного скотоводства «настолько характерна для Владимирской области, что мы не имеем исторического права её загубить»

Для того, чтобы обеспечить скот кормом региону необходимо более 400 тысяч тонн фуражного зерна, а своими силами производится лишь около 200 тысяч тонн. Гусев считает, что надо развивать переработку рапса, отжим которого может восполнить нехватку кормового зерна.

Говорили о фальсификате, когда продаётся продукция, выпущенная с нарушением техрегламентов, но выдаваемая, например, за натуральное молоко. Нет лабораторий, которые могли бы исследовать образцы продукции. Будут разговаривать с Онищенко.

Вячеслав Гусев проинформировал собравшихся, что в большинстве районов упразднены управления по сельскому хозяйству, «отчёты правильно написать не могут».

Сергей Рыбаков сообщил, что по отрасли в регионе «в целом неплохие показатели, но мы видим то, что видим, и настроение у крестьян, скажем так, сдержанное». Он также не может понять, почему молодым специалистам в одних отраслях, например — медицине, при устройству на работу на селе оказывают материальную поддержку, другим — нет. «Я в тему говорю?», - спросил ГФИ у зала. «Да», - отозвался зал. 

И ещё ГФИ обратил внимание аудитории на то, что в «предпаническом состоянии» находятся как раз те предприятия, которые с началом приоритетного нацпроекта по развитию села не побоялись рискнуть, взять кредиты с господдержкой, развить базу, провести модернизацию производства, закупить новое оборудование и элитный скот. Но в прошлом году программа свернулась, господдержка по ней — тоже, и теперь этим предприятиям надо выплачивать уже не проценты, а тело кредита. И это — проблема.  

Разнос «Владагролизингу»

На совещании резкой критике подвергся «Владагролизинг». Светлане Орловой пожаловались, что эта контора, работающая с бюджетными деньгами, требует с крестьян двойной залог. То есть фермеры должны закладывать не только технику, покупаемую по лизингу, но и другие имеющиеся в наличии транспортные средства. В зале присутствовал заместитель «Владагролизинга» (его по фамилии не представили). Он сообщил Светлане Орловой, что такая схема практикуется на основании внутренних документов этой компании. Врио губернатора его спросила, неужели ему федеральные законы, не допускающие двойных залогов по договорам лизинга, - не указ? И в сторону: «Да он не знает законов, но ведь он же не из африканской страны». Гусев захотел было встать на защиту областной лизинговой компании, но Орлова его перебила, мол, она прекрасно знает «эти схемы». Она также поручила разобраться в проблеме, провести по ней отдельное совещание с приглашением руководителей «Росагролизинга». И тут слово взял директор СПК «Стародворский» (нет, не эта фирма выпускает колбасы с созвучным названием) Александр Горшков. Он сказал, что не надо никого приглашать из Москвы, «внутри области надо разбираться».

Вице-губернатор Александр Денисов сообщил Светлане Орловой, что в этой ситуации всё нормально, так как здесь рискуют бюджетными деньгами, поэтому и требуется дополнительный залог. Орлова предложила Денисову поменяться с Горшковым местами, сказав, что «вы на этом хозяйстве себе шею сломаете». Зал встретил это криками одобрения и, как сказали бы лет тридцать назад, «бурными и продолжительными аплодисментами, переходящими в овации».  

Ещё говорили о строительстве и дорогах. По мнению Орловой проблемы в строительстве, в том числе и на селе, в длинных сроках ожидания получения разрешения — 5 месяцев: «Да от вас все разбегутся!». А уж тем, как ремонтируются дороги, она в принципе недовольна. Она рассказала историю, правда не из сельской жизни, о том, как была отремонтирована дорога на улице Белоконской во Владимире: «Вы знаете такой проект, когда с одной стороны дороги бордюр есть, а с другой нет? Я тоже не знаю».  

И ещё Светлана Орлова доверительно сообщила аудитории, что «не знает ни одного человека, который разбогател бы без бюджетных денег».

Стоит отметить, что это совещание длилось рекордных четыре часа с четвертью — оно завершилось в 20:15. И некоторые его участники (например, из Меленковского или Сливановского районов) смогли добраться до дома уже за полночь.

И в завершение данного репортажа хочется привести достаточно пессимистическое высказывание ГФИ Рыбакова о том, что власти понимают проблемы, стоящие перед АПК, и хотя «очень хочется разгромить «Владагролизинг»», комплексного решения этих проблем (Рыбаков назвал его «единственным золотым ключиком») не видится.