«При любых экономических раскладах, на территории Владимирской области должны в полном объёме соблюдаться, выполняться все социальные обязательства, как принятые федеральным, так и областным законодательством», - заявил первый заместитель губернатора Вячеслав Кузин, выступая на заседании Законодательного Собрания.
Главный финансист 33-го региона дал понять всем, что вопрос исполнения соцобязательств — очень серьёзный:
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА НА БИЗНЕС НЕ БУДЕТ УВЕЛИЧИВАТЬСЯ
Вячеслав Кузин доложил депутатам по проекту постановления ЗакСобрания «Об основных направлениях налоговой политики, бюджетной политики и долговой политики Владимирской области и других исходных данных для составления проекта областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Утверждение данного документа по сути является «нулевым чтением» областного бюджета.
Кузин заявил, что «в ближайшие три года налоговые условия ведения бизнеса меняться не будут», то есть «налоговая нагрузка на бизнес не будет увеличиваться»:
Кроме этого, важным является то, что во Владимирской области будет сохранён весь объём налоговых льгот и преференций для бизнеса, который сегодня совокупно превышает 4 миллиарда рублей.
Первый вице- губернатор (он также возглавляет департамент финансов, бюджетной и налоговой политики) сообщил депутатам, что с 1 января 2017 года вступит в силу федеральный закон «Об усилении инвестиционной деятельности». Согласно ему, инвесторы будут освобождены от согласований своих намерений и планов с региональными чиновниками. Вячеслав Кузин пояснил, что администрация Владимирской области всё же будет вправе поставить перед инвесторами некоторые условия, и, скорее, их обяжут, например, создавать высокопроизводительные рабочие места с зарплатой выше, чем в среднем по конкретной отрасли.
Что касается социальный обязательств, то Кузин подчеркнул, что один из приоритетов — выполнение майских указов президента. Речь идёт о повышении заработной платы врачам, учителям, работникам культуры и соцзащиты (этот вопрос должен быть «закрыт» к концу 2018 года). Через полтора года должен быть решён вопрос о переселении граждан из ветхого и аварийного жилья, и, как заявил первый вице-губернатор, во Владимирской области он также будет безусловно решён (правда, речь идёт только о проживающих в домах, признанных аварийными по состоянию на 01.01.2012).
Кроме этого, бюджет будет поддерживать многодетные семьи, особенно в предоставлении им земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Причём Вячеслав Кузин обратил внимание, что эти семьи должны получать не просто кусок земли в чистом поле, но с подведёнными инженерными коммуникациями.
Первый вице-губернатор заявил, что во Владимирской области, в отличие от многих других регионов, досрочно решена проблема с предоставлением мест в дошкольных образовательных учреждениях детям в возрасте от трёх до 7 лет. Теперь, сверх указов президента, решается вопрос о снятии очерёдности среди детей в возрасте до 3 лет.
Кузин заявил, что при реализации бюджетной политики приоритетами останутся развитие сельского хозяйства и дорог; не уменьшится и объём финансовой поддержки органов местного самого самоуправления.
Вячеслав Кузин заявил, что губернатор Светлана Орлова принципиально поддержала разработанный депутатами ЗакСобрания закон о выделении семьям, в которых сразу родилась трое или более детей, по 100 тысяч рублей.
В завершении своего выступления главный финансист Владимирской области заявил, что власти могут оценить собственный налоговый потенциал, но они пока не знают, сколько денег 33-й регион получит в качестве финансовой помощи из федерального бюджета.
Владимир Киселёв, председатель Законодательного Собрания Владимирской области:
-
Переходим к первому вопросу повестки дня — [утверждению постановления] «Об основных направлениях налоговой политики, бюджетной политики долговой политики во Владимирской области и других исходных данных для рассмотрения проекта областного бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов». [Докладчик -] Кузин Вячеслав Павлович, первый заместитель губернатора Владимирской области, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области
-
Уважаемые коллеги, данный вопрос у нас был предметно рассмотрен на комитетах Законодательного Собрания и специальных слушаниях в Законодательном Собрании, тем не менее, есть предложение, вопрос всё-таки очень серьёзный, предоставить Вячеславу Павловичу слово коротко рассказать об основных направлениях, о, так скажем, ключевых моментах, на которых он бы хотел остановиться, и потом задать ему вопросы, хотя вопросов много задавалось на слушаниях, но, тем не менее
-
Вячеслав Павлович, сколько вам нужно [времени] для доклада?
Вячеслав Кузин, первый заместитель губернатора Владимирской области, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики:
- Ну давайте в пределах 10 минут, если...
Владимир Киселёв:
- Ну да, вы много раз [уже нам об этом] рассказывали.
Вячеслав Кузин:
-
Во-первых, начнём с того, что данный документ является действительно основным бюджетообразующим документом, который вытекает из решений бюджетной комиссии, в состав которой входят и депутаты Законодательного Собрания
-
Этот документ утверждён постановлением губернатора Владимирской области, и вынесен в рамках «нулевого чтения» на рассмотрение представительного органа
-
Характер этого документа определён, в принципе, посланием президента Российской Федерации Федеральному Собранию, с учётом проекта основных направлений налоговой политики Российской Федерации
-
Мы [Владимирская область]— субъект Российской Федерации, безусловно [этого] придерживаемся, для нас основой являются все решения, которые принимаются и на федеральном уровне также, поскольку основная масса налогов, всё-таки она установлена Налоговым кодексом и является приоритетом, прерогативой Российской Федерации в целом
-
Но, в то же время, есть и наши, региональные налоги, которые мы с вами вправе устанавливать, вправе принимать по ним определённые решения, вправе устанавливать льготы и преференции
-
Что принципиально отличает эту бюджетную политику, нашу налоговую политику как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъекта?
-
В ближайшие три года налоговые условия ведения бизнеса меняться не будут. Это подкрепляется следующими расчётными показателями, которые приведены в данном проекте постановления. Налоговая нагрузка на бизнес не будет увеличиваться
-
Налоговая нагрузка рассчитывается объёмом налоговых поступлений в региональный бюджет по отношению к валовому региональному продукту, произведённому на территории субъекта
-
Так вот уровень региональной налоговой нагрузки в этом документе в 2015 году составлял 5,3; в 2016 году - 5,1; в 2017 году — 5; в 2018 году — 4,8; и в 2019 году — на том же самом уровне
-
Это просто подтверждением является того факта, что мы никаких с вами мер не планируем в своей бюджетной политике в части увеличения налоговой нагрузки на бизнес
-
Второе, принципиальное значение, что мы сохраняем весь объём льгот и преференций, который принят на территории нашего субъекта Российской Федерации. Для справки, я уже приводил этот пример, ещё [раз] скажу: сегодня это квалифицируется как налоговые расходы; это такие же расходы бюджета, как на образование, на здравоохранения, но это средства, которые остаются в реальной экономике, в результате принятых решений. Так вот этот объём превышает 4 миллиарда рублей, по самым вот таким первоначальным оценкам, потом, безусловно, они будут уточняться
-
Что нового? Что ещё не вошло в этот документ, но мы уже обсудили и на комитете бюджетном, обсудили и у себя в администрации — что будет меняться?
-
Буквально недавно принят, подписан президентом 144-ый федеральный закон «Об усилении инвестиционной деятельности». Этот закон вводится с 1 января 2017 года. Нам дано право — вводить его или не вводить на территории субъекта, и мы сегодня приняли принципиальное решение, что этот закон мы будем разрабатывать вместе с вами, и будет вводить его на территории субъекта
-
Отличие этого [федерального] закона от нашего закона «Об инвестиционной деятельности» заключается в одной принципиальной позиции, что он прямого действия — никакого административного решения не будет; сам налогоплательщик, сам инвестор напрямую взаимодействует [с УФНС] по реализуемым проектам, путём сдачи соответствующих документов, деклараций в налоговую инспекцию. Никаких комиссий по одобрению этих проектов, никаких решений и соглашений по реализации этих проектов заключаться, в соответствии с этим законом, не должно. Нам предоставлено право некоторые положения этого закона конкретизировать, в частности, мы будем с вами их тоже обсуждать. Наверное, в первую очередь, это будет обязанность создания [инвесторами] именно новых высокопроизводительных рабочих мест, обеспечивающих уровень зарплаты безусловно выше среднеотраслевого. У нас это тоже элемент бюджетной политики, мы его обговариваем, но это — тема [для] обсуждения, мы её будем обсуждать. Это вот единственное изменение, которое мы предполагаем в ближайшем будущем внести в этот документ
-
В области бюджетной политики, безусловно, два основополагающих принципа: при любых экономических раскладах, на территории Владимирской области должны в полном объёме соблюдаться, выполняться все социальные обязательства, как принятые федеральным, так и областным законодательством. Эта тема, ещё раз подчёркиваю, должна быть реализована в полном объёме, и [это] никаких вопросов, никаких сомнений, и ничего вызывать ни у кого не должно
-
Второе направление — это реализация майских указов от 2012 года президента Российской Федерации. Оно имеет целый ряд направлений для бюджета, для прямого бюджетного финансирования, есть четыре основополагающих направления
-
Первое направление — это обеспечение уровня заработной платы в отдельных отраслях бюджетной сферы (здравоохранение, образование, работники культуры, работники соцобеспечения), которые обозначены в дорожных картах, параметры повышения обозначены указом президента, срок исполнения этих обязательств — конец 2018 года
-
По сути дела, эта норма также предусмотрена нашей бюджетной политикой, и, безусловно, она будет реализована на территории Владимирской области
-
Второе направление указов президента — переселение граждан из аварийного жилья, которые проживали в нём по состоянию на 1 января 2012 года. В следующем году эта тема должна быть закрыта на территории Российской Федерации. Безусловно, она будет закрыта и на территории Владимирской области — это тоже предусмотрено бюджетной политикой
-
Третье направление касается многодетных семей. Выделение земельных участков многодетным семьям должно сопровождаться созданием инженерной инфраструктуры, чтобы люди действительно могли, грубо говоря, жить, а не просто владеть этой землёй. Это направление тоже будет продолжено, оно, безусловно длящееся, семьи будут многодетные появляться и после 2018 года, и в 2019-2020 [годах], поэтому эта позиция в среднесрочной перспективе в бюджетной политике нами обозначена, и мы от этого отступать не намерены, и я думаю, что и депутаты в этом плане нас всегда поддержат, у нас будет полное согласие
-
И четвёртое направление, которое уже реализовано в полном объёме на территории нашего субъекта, далеко пока не все субъекты реализовали его, - это обеспечение детей в возрасте до трёх лет местами в детских дошкольных учреждениях [от редакции: Вячеслав Кузин, видимо, оговорился: проблем с местами в детских садах нет для детей в возрасте от 3 до 7 лет]. Вы знаете, что эта задача у нас решена, и мы уже приступили к решению вопроса от года до трёх лет, то есть как бы пусть уже за рамками указана президента, но, тем не менее, раз такая потребность у людей есть, да, мы должны идти на встречу людям, и в этом вопросе тоже. Вот эти вопросы бюджетной политики сохраняются
-
И так же, в безусловном плане, сохраняются приоритеты, которые мы с вами обозначили, два основных приоритета — это в сельском хозяйстве и дорожном строительстве
-
Я вам уже говорил, что у нас самый высокий уровень бюджетной поддержки муниципальных образований, мы этот уровень сохраняем и на следующие три года, по крайней мере, не предлагаем здесь никаких серьёзных уменьшений и сокращений, и сохраняем все эти формы поддержки
-
Принципиально в бюджетной политике что мы с вами изменим? Администрация и губернатор Светлана Юрьевна [Орлова] приняла решение поддержать инициативу Законодательного Собрания по разработанному вами законопроекту по семьям, в составе которых [одновременно] рождаются трое и более детей. Безусловно, эта позиция будет отражена и в этом документе в процессе изменения, и, после принятия этого закона, в стадии разработки бюджета мы также, безусловно, учтём его уже в объёме тех социальных обязательств, которые, как я уже сказал, должны исполняться безусловно
-
Сегодня [при формировании бюджета] мы в состоянии оценить собственные усилия, собственный налоговый потенциал; мы сегодня не можем сделать одно - пока не можем оценить тот объём финансовой помощи, объём безвозмездных поступлений, которые мы получаем из федерального бюджета в виде субвенций на выполнение госполномочий, и субсидий на реализацию тех программ, которые будут одобрены, и объемы дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
-
Это связано сегодня с тем ещё, что Совет Федерации одобрил этот закон, президент его, по-моему, уже подписал, о том, что в бюджетном процессе на федеральном уровне бюджет будет вноситься уже новому составу Государственной Думы до 1 ноября текущего года. В связи с этим, безусловно, это отразиться и на нашем бюджетном цикле, и нужно очень чётко понимать, что документ о бюджетной и налоговой политике — это основополагающий, хоть и рамочный документ, но это правило формирования бюджета. Безусловно, работа над ним не останавливается
-
Мы будем дальше работать и над увеличением и доходов, и над расходными обязательствами
РАЗЛИЧНОЙ СТОИМОСТИ ПУТЁВОК В ЛЕТНИЕ ЛАГЕРЯ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО
Председатель комитета Законодательного Собрания по бюджетной и налоговой политике Максим Васенин рекомендовал коллегам утвердить основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики.
Вместе с тем, по мнению председателя бюджетного комитета, никуда не делись риски «ухудшения макроэкономической ситуации», и он призвал всех быть более осторожными при принятии новых расходных обязательств бюджета.
В качестве положительного моменты Васенин отметил «сохранение неизменного уровня налоговой нагрузки на экономику региона».
Максим Васенин также считает, что необходимо усовершенствовать методику, по которой определяются объёмы софинансирования расходов местных бюджетов, чтобы к муниципалитетам было «более справедливое отношение» со стороны областных властей.
Кроме этого, было бы целесообразно увеличить норматив зачисления налога, взимающегося по «упрощёнке», в местные бюджеты. Это, по мнению Васенина, поспособствует увеличению их доходов, плюс муниципалы будут заинтересованы в наведении порядка в сфере «серых зарплат».
Председатель бюджетного комитета заявил, что вёрстке бюджета на 2017 год необходимо поставить муниципалитетам, например, такое условие: финансовой помощи на организацию летнего отдыха детей из областного бюджета они не получат, если стоимость путёвок в лагеря будет зависеть от того, где работают родители.
Васенин также предложил в числе одного из основных направлений бюджетной политики «закрепить принцип постепенного наращивания расходов в сфере здравоохранения как одной из наиболее болезненный отраслей». Это позволит сделать капремонт лечебных учреждений и завершить строительство некоторых из них.
Максим Васенин, председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по бюджетной и налоговой политике:
-
Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики рассматриваются в соответствие с законом «О бюджетном процессе» на предмет одобрения Законодательным Собранием. Они разрабатывались по результатам работы двухсторонней комиссии, куда, как сказал Вячеслав Павлович [Кузин], входят, в том числе, и депутаты Законодательного Собрания
-
В основу постановления положен прогноз социально-экономического развития, предусматривающий сохранение положительных темпов экономического роста
-
Это позволит нам выполнить в полном объёме те задачи, которые поставлены перед нами указами президента, а также обеспечить безусловное исполнение всех социальных обязательств перед населением, которые установлены областными законами
-
Вместе с тем, сохраняются риски ухудшения макроэкономической ситуации, и это, в свою очередь, налагает на нас, если хотите, определённые ограничения на принятие новых расходных обязательств
-
В качестве положительного моменты мы отмечаем сохранение неизменного уровня налоговой нагрузки на экономику региона
-
В рамках дальнейшей работы над межбюджетными отношениями, мы предлагаем рассмотреть вопрос о совершенствовании методики определения уровня софинансирования расходных обязательств местных бюджетов, в том числе, при определении этого уровня предложено использовать уровень бюджетной обеспеченности, с учётом распределения дотаций в целях более справедливого отношения в различным органам местного самоуправления
-
В рамках работы над этим постановлением, прозвучало предложение об увеличении норматива зачисления налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, в местные бюджеты, в том числе, предложено установить соответствующий норматив также для городских округов и для бюджетов поселений. Это позволит одновременно и увеличить их бюджетную обеспеченность, и создать дополнительные стимулы для расширения собственной налоговой базы, в том числе, и для работы по предотвращению уклонения от уплаты налогов и выплаты «серых» заработных плат
-
Считаем также целесообразным принять дополнительные меры для обеспечения равных прав на оздоровительных детский летний отдых вне зависимости от места работы родителей. Напоминаю, что у нас в отдельных территориях Владимирской области установлен дифференцированный подход, когда стоимость путёвки в детский лагерь зависит от того, где работают их родители. Считаем, что в будущем, при оказании финансовой помощи органам местного самоуправления по этому направлению, целесообразно установить условие, по которому недопустимым является установление различной стоимости детских путёвок в зависимости от того, где работают родители
-
Кроме того, в рамках работы над основными направлениями бюджетной политики, предложено закрепить принцип постепенного наращивания расходов в сфере здравоохранения как одной из наиболее болезненный отраслей. Это позволит в полном объёме в будущем профинансировать и расходы на капитальный ремонт отдельных учреждений здравоохранения, а также на окончание строительства и ввод в эксплуатацию незаконченных объектов в сфере здравоохранения
-
С учётом данных замечаний, комитет по бюджетной и налоговой политике рассмотрел постановление об основных направления бюджетной, налоговой и долговой политики и предлагает их одобрить