Будущая набережная на Клязьме во Владимире должна стать такой же «душой города», как и пешеходная зона на улице Георгиевской, - заявила губернатор Владимирской области Светлана Орлова.
На единственной в 2016 году пресс-конференции, которую соизволила дать Орлова, журналисты спросили губернатора, насколько реалистичны планы по обустройству набережной реки Клязьмы во Владимире, озвученные ещё в советские времена археологом Николаем Ворониным. Он предлагал два варианта: перенести железную дорогу, которая «стоит» между городом Владимиром и рекой Клязьмой, или устроить над путями что-то вроде навеса, на котором и организовать общественное пространство, соединяющее город с рекой и набережной.
Светлана Орлова ответила, что это чисто городской вопрос, но при его воплощении мэрия Владимира и депутаты горсовета должны тщательно обсудить всё с общественностью.
Что касается идеи переноса железной дороги на правый берег Клязьмы, то это потребует огромных средств, которых у города нет, тем более, что перед муниципалитетом есть целый ряд других неотложных вопросов, решение которых потребует больших денег. Но набережная во Владимире нужна, уверена Орлова:
Губернатор напомнила, что выделены федеральные деньги на очистку Клязьмы, и это позволит владимирцам ездить летом не на речки Судогодского района, а отдыхать в городе:
Губернатор считает, что набережная во Владимире должна стать таким же центром притяжения горожан и туристов и как Рождественская ярмарка. Надо только грамотно просчитать, сколько она будет стоить.
Вопрос:
-
Вы, мы знаем, заражены идеей набережной, и нас, владимирцев, этой идеей заразили, но мы понимаем, что пролегающая между соборами и рекой железная дорога значительно осложняет эту проблему
-
Наш известный, знаменитый земляк, владимирец, советский и русский археолог Николай Воронин предлагал ещё в советские годы два варианта решения этой проблемы. Более радикальный — это, всё-таки, подумать над переносом железной дороги, вот сейчас уже в связи с планами строительства ВСМ реально было, по крайней мере, этим вопросом задаться
-
И второй вариант он предлагал, более экономный, - это перекрыть железную дорогу хотя бы на пол-километре её протяжённости под Успенским и Дмитриевским соборами таким навесом, на котором организовать общественное пространство, которое как раз и соединит город с рекой и с набережной
-
Как вы считаете, реалистичны ли эти проекты сейчас, в наше время? В советские годы они были признаны нереалистичными
Светлана Орлова, губернатор Владимирской области:
-
Ну, во-первых, я не делаю проект набережной — его делает город. И город должен с жителями любой такой крупный проект обсуждать. Это правило — железное, и я спрашиваю с глав, чтобы они это все делали, это их непосредственная работа, перенос ли там железной дороги [или другой вариант]
-
Любой перенос — это огромные средства, да? И вы знаете, что таких больших средств в городе нет сегодня, потому что надо работать и по земле, чтобы было больше доходов; надо сейчас [благоустраивать] территории все, которые присоединены [ко Владимиру], там же дороги-то — времён очаковских и покорения Крыма. И вот 272 миллиона, которые дадут [из федерального бюджета], мы, конечно, дадим больше на Владимир. Почему? Потому что во Владимире надо привести дворы в порядок. Почему люди-то пришли [на выборы всего] 38%? Да потому что они видят, что годами не решаются вопросы. Годами не решаются, хотя в городе немало сделано за последнее время, это и приезжающие все отмечают. Они сейчас проектируют набережную, они должны выйти на широкое обсуждение, пригласить журналистов, но набережная в городе нужна — вы же все соглашаетесь, что она нужна, да?
-
Тем более, что мы начали чистить Клязьму по федеральной программе. У людей должно быть пространство, где они семьёй [могут отдохнуть, а] не ехать всем в Судогду, и бежать в эту речку, а в городе должно быть место, где люди могут выехать, и отдохнуть
-
И то, что Владимир Владимирович [Путин] сказал в послании [Федеральному Собранию], всё, что касается инфраструктуры, всё, что касается мест отдыха, всё, что касается мест отдыха, спортивных, посмотрите — все площадки, которые поставлены нами, они все заполнены — даже зимой люди выходят и тренируются
-
Давайте вместе, попросим их [городские власти], пусть они обсудят это всё [с населением]
-
Что предлагал [археолог] Воронин, не готова говорить, но все проекты крупные, они были частично реализованы, в том числе, и в советское время. Замахиваться на что-то экстраординарное — считаю, денег нет, и навряд ли их хватит, но набережную, на которую люди могут выйти, [надо делать]
-
[Там будут] небольшие кафешечки, [можно будет] проехать на велосипеде, выкатить ребёночка своего на колясочке, посидеть на скамеечке на берегу Клязьмы, рыбаки сразу [появятся]. В Питере посмотришь, сразу рыбаки появляются
-
Кстати, рыба-то — есть. Рыбы-то много в реках сегодня, она есть, реальная рыба, понимаете, да?
-
И это место должно превратиться так же, как улица пешеходная, она же стала сегодня душой города, правильно?
-
Куда вы всех сегодня зовёте? На ярмарку. А что её не было-то до этого? А сейчас это всё, традиция. С Санкт-Петербурга летят к нам на ярмарку
-
Сейчас вот в Юрьев-Польском [Рождественскую ярмарку] открывали, но я не смогла быть там, ещё ряд мероприятий был, так один мужчина приехал из Сибири жить к нам, и стал делать изделия из дерева. Но они там вообще талантливые, я по Кемерово помню,я у них картины из кедра покупала. И он говорит, так жалел, что мало привёз, всё раскупили. Сегодня нет у нас богатых людей, небольшие такие маленькие сувениры очень хорошо идут. Но мы должны это пропагандировать
-
Сегодня все уже говорят: «надо ехать на ярмарку во Владимир». Кстати, москвичи нам дали 15 шале, мы поделили: часть — Суздалю, и часть — Владимиру. У нас дополнительно ещё 15 домиков
-
И очень хорошо работают с Москвой наши все производители. Стали проводить оргкомитет по Суздалю [празднованию 1000-летия этого города], мы проводили его в [московском] ГУМе, вышли потом, [предприниматель Михаил] Куснирович говорит: «Давайте, я вам его покажу». А я смотрю: у него две трети — наша продукция, и все — наши артисты. Я говорю: «Ну, хорошо, конечно, вы устроились. Мы, конечно, рады, что вы нас пропагандируете»
-
Поэтому, давайте, набережная должна быть, но это проект, [который должен быть тщательно проработан] — сколько она будет стоить, но, то, что я надо делать, я считаю, надо делать
Напомним, идея создания набережной во Владимире публично была озвучена в новейшей истории 7 апреля 2014 года на большом совещании по вопросам развития исторического центра города. Тогда же Светлане Орловой сообщили, что в этом вопросе есть одна существенная проблема: между городом и рекой проходит железная дорога. Губернатор задалась вопросом: а кто строил дорогу вдоль Клязьмы с нарушением всех СНиПов (строительных норм и правил)? На это глава городской администрации Андрей Шохин ответил, что в середине XIX века СНиПов, в нашем сегодняшнем их понимании, не было (запись в трансляции от 17:53).
Также поясним, что вопрос переноса железной дороги куда бы то ни было невозможно решить без согласования с РЖД. Вряд ли государственная корпорация поломает схему движения по Горьковской железной дороге ради решения вопросов благоустройства города Владимира.