Регистрация / Вход Вс, 11 декабря 2016, 16:51

Думы о платной парковке

romanova
Евгения Романова
9 Марта 2016, 11:17 4 1795

2 марта мы завершили свой опрос, касающийся ограничения парковки в центре Владимира, связанный с изменением схемы движения на улицах Воровского, Подбельского и Столетова. Судя по комментариям в блоге, социальных сетях и на сайте "Зебра-ТВ", мы задели владимирцев за живое - два вопроса (из 11-ти) о необходимости введения платной парковки и ее возможной стоимости в нашем городе подняли столько шуму, как будто уже завтра на каждом углу нас будет ждать паркомат. Хотя нам кажется, что проблема с нехваткой парковочных мест во Владимире известна в той или иной мере каждому автомобилисту, да и связана она для многих, скорее, не с центром города, а с переполненными авто новыми жилыми микрорайонами, заполненными до отказа машинами дворами в старых жилых микрорайонах и насыщенными припаркованными авто некоторыми магистралями областного центра. Историческое ядро и вопрос ограничения парковки здесь - лишь частный случай одной большой картины под названием "Регулирование количества автотранспорта на дорогах города".

Итак, вот итоги опроса, в котором приняло участие 265 респондентов. Из них 71,3% - люди в возрасте от 26 до 45 лет, 63,8% мужчин и только, увы, 36,2% женщин, при этом у 90,6% респондентов в семье есть личный автомобиль. Чтобы не преувеличивать важность собранных нами данных (выборка, конечно, невелика, мы ни в коей мере не претендуем на роль социологической службы), практически на всех диаграммах с результатами мы приводим не только доли, но и количество выбравших тот или иной вариант ответа.

***

В вопросе отношения к ограничению парковки в историческом ядре города наша аудитория разделилась почти поровну. 48% - за ограничение парковки в историческом ядре, 50% - против.

1 copy.jpg

Примечательно, что возрастная аудитория воспринимает ограничение парковки в центре более положительно, чем более экономически активные категории населения.

6 copy.jpg

Еще более интересный срез дает нам выборка по полу. Оказывается, женщины в этом вопросе более консервативны.

7 copy.jpg

Конечно, владеющие автомобилем более активно возражают против ограничений парковки.

8 copy.jpg

И вполне естественно, что люди постоянно перемещающиеся по городу на общественном транспорте (а значит, и более активно передвигающиеся по городу пешком) поддерживают ограничение парковки в центре города: ну не пройти же, ребята, порой по заставленным машинам улицам центра, ей-богу!

9 copy.jpg

Отдельного внимания заслуживают результаты ответов на вопрос "Как вы относитесь к ограничению парковки в центре Владимира?" в разрезе мест проживания и работы респондентов.

Самыми распространенными ответами о месте проживания были: Доброе, проспект Ленина и прилегающие улицы, Юго-Западный район, центр Владимира, проспект Строителей и прилегающие, улица Мира и прилегающие, улица Горького и прилегающие (в общей сложности эти респонденты составили группу в 84%среди участников опроса). Так вот интересно, что на вопрос "Как вы относитесь к ограничению парковки в центре Владимира?" мнения резидентов Доброго, проспекта Ленина, Горького, центра делятся 50/50. Совершенно по-другому распределяются ответы в трех оставшихся крупных группах: проспект Строителей и Мира в большей степени "за" ограничения парковки (Строителей: 63% относятся к ограничениям положительно, 37% отрицательно; Мира: 64% - положительно, 32% - отрицательно, 2% - все равно), а Юго-Запад - "против" ограничений (35% - положительно, 59% - отрицательно, оставшимся все равно).

Что касается мест работы, то среди лидирующих микрорайонов - центр, улица Горького, Доброе, проспект Ленина, улица Мира. Вместе с работающими не во Владимире (около 9% опрошенных), количество респондентов в этих группах в общем равняется 80%. Неудивительным стало для нас, что в группе работающих в центре равнодушных к ограничениям парковки в историческом ядре не оказалось вообще, и большая часть (но не такая огромная доля, как мы ожидали) респондентов относится к ним отрицательно (56% работающих в центре). При этом по группам работающих в других указанных микрорайонах число респондентов с положительным и отрицательным отношением распределяется 50/50, есть и те, кому все равно. "За" ограничения парковки в центре выступает в большей степени группа работающих не во Владимире (здесь тоже нет равнодушных, 58% - положительно относятся к ограничениям, 42% - отрицательно). Вот что делает с людьми Москва, Питер и Нижний.

***

В ответе на второй вопрос"Какое ограничение парковки на исторических улицах вы готовы принять?" - мы не ограничивали респондентов в выборе, и они могли проголосовать за любое количество понравившихся вариантов и/или добавить к ним свой. Ниже самые популярные ответы на этот вопрос (так ответило 235 (89%) респондентов).

2 copy.jpg

Вполне естественно, что хорошо знакомое уже на примере центральных магистралей, улиц Спасской, Никитской, Никольских и весьма широко применяемое и в других городах ограничение парковки по одной стороне улицы в зависимости от четного/нечетного числа заняло первое место, за него как за единственно возможное проголосовали 102 респондента. Парадоксально другое: вслед за этим ограничением с большим отрывом самые популярные - это ночные кошмары владимирских автомобилистов, а именно такие меры, как введение платной парковки на улицах исторического ядра и полный запрет парковки на некоторых улицах центра (25 и 24 проголосововавших соответственно).

Не можем здесь обойти вниманием оригинальные ответы из графы "Свой вариант ответа":

  • "Парковка по одной неизменной/постоянной стороне улицы",
  • "Обустроить парковочные места и карманы, можно парковки где-нибудь недалеко от этих улиц обустроить, но неплатные. Машин много, а места для них не рассчитывал никто",
  • "При полном запрете парковок на улицах обязательная организация парковки на специально отведенной территории",
  • "Вполне понятно, зачем хотят сделать платную парковку. "Успех" Ликсутова щекочет анус и хочется сдать в аренду побольше городских площадей".

Вообще число сторонников самых разнообразных мер среди участников опроса - 28,3%, то есть треть. Так что властям остается лишь умело выбирать и применять комбинации. Исходя из наших данных, население у нас очень адекватно воспринимает разнообразные варианты ограничений, вопрос только в их обоснованности и в том, как информацию об изменениях и их причинах до горожан своевременно и доходчиво донести.

***

Что касается вопроса об изменении движения на улице Столетова в контексте запрета парковки там, то хоть 42% респондентов и предпочитают наиболее безболезненный вариант - изменить движение здесь на одностороннее, при этом оставив возможность припарковать машину с левой стороны, при должной проработке вопроса администрацией города неизвестно, в пользу чего проголосовали бы 23% не определившихся. Возможно, выбрали ли бы более гибкий вариант - сегодняшнее двустороннее движение, но с запретом парковки на участке от Подбельского до Большой Московской.

3 copy.jpg

***

И вот, наконец, нашумевший вопрос "Нужно ли сейчас вводить платную парковку для нерезидентов в центре Владимира?". Будем честными, еще до начала опроса у нас была гипотеза, что не только мы, "Владимир. Город для людей", считаем, что платная парковка в перспективе в областном центре должна быть введена просто из соображений здравого смысла: ну есть у нас уже участки дорог/улиц, где беспорядочно припаркованный транспорт затрудняет движение (в том числе и общественного транспорта) и куда доехать не на личном авто можно без проблем. В общем, наша гипотеза подтвердилась: 24% опрошенных считают, что платная парковка для нерезидентов разгрузит малые улицы от стоящего там сутками автотранспорта и 14% рассматривают платную парковку как меру ограничения количества личных авто в центре города. В сумме 38%. Мы удивлены, конечно. Думали, таких респондентов будет процентов 20...

4 copy.jpg

Противников платной парковки для нерезидентов в центре города, конечно, среди участников опроса большинство (без своего варианта ответа - 60%), но интересно, что мнения разделились почти поровну - 32% эта мера не нравится, так как она препятствует работе бизнеса, 28% считают, что парковочных мест хватает на всех, нужно их просто упорядочить и разместить знаки об имеющихся в центре города парковках, чтобы автомобилисты не парковались где попало.

Свои ответы на вопрос "Нужно ли сейчас вводить платную парковку для нерезидентов в центре Владимира?" были куда как более эмоциональны и разнообразны, чем на другие вопросы...

Итак в тройке лидеров:

  • "Бизнес надо заставить делать парковки (подземные)",
  • "Бесплатную парковку сделайте! Чтобы можно было спокойно поставить машину и идти гулять по историческому центру/магазинам/офисам. А потом уже ограничивайте водителей. А то все не для людей - лишь бы денег содрать",
  • "Да вы е…сь!"

И, наконец, самый длинный и требующий, конечно, от нас некоторой фантазии ответ: "Нет, этого делать нельзя, в центре и так мало мест, где можно припарковать машину, хотя бы, что бы сходить в парк погулять с ребёнком, надо тащить его из далека , что отбивает всякое желание гулять, парковка у торговых рядов сейчас практически всегда забита, стоит очередь из машин, прежде чем вводить ограничения, надо продумать цивилизованные места для паркинга".

***

Мы не можем не предоставить вам данные о распределении противников и сторонников введения платной парковки по возрасту, полу, наличию в семье автомобиля и частоте использования общественного транспорта. Это просто очень интересная информация. И нам, правда, жаль, что нельзя провести такое же исследование с бОльшим количеством участников. Владимирцы - разные, возраст, пол и образ жизни определяют их отношение к ограничениям парковки/введению платной парковки в очень большой мере. В будущем оно будет меняться, поверьте нам.

6-1 copy.jpg
7-1 copy.jpg
8-1 copy.jpg
9-1 copy.jpg

Ответы на вопрос "Сколько, на ваш взгляд, должен стоить час платной парковки в центре Владимира?" примечательны, в первую очередь, что ими подтверждается, что только 46% респондентов платную парковку не приемлют в принципе (помните, в предыдущем вопросе, было 60%, значит, 14% уже готовы торговаться). Допустимая стоимость парковки для оставшихся варьируется: 29% - 20 рублей за час, 16% - 50 рублей за час, 3% - 80 рублей за час.

5 copy.jpg

Напомним, мы-то предлагали только 3 варианта с шагом в 30 рублей - 20-50-80 рублей - и возможность предложить какой-то свой (думали, очень сильно отличающийся, вариант ответа). Но нет, владимирцы готовы выторговывать каждый рубль. Нам были предложены варианты и в 5 рублей, и в 10, и до 20 рублей (15?, 12?)... Справедливости ради стоит сказать, что несколько человек отнеслись к ответу на вопрос творчески и предложили различные комбинации системы оплаты, среди которых:

-1 час - 50 руб. остальные по 20,
- первый час бесплатно, последующие до 30 рублей,
- стоянка до 1 часа 50 рублей, свыше одного часа 80 рублей,
- стоимость до 1 часа 20 рублей, 2 часа - 5 часов 80 рублей за все время, более 5 часов - до 24 часов 180 рублей (участник также написал, что он за такую платную парковку только при условии, что в эту плату входит и охрана автомобиля).

Двое респондентов настаивали на расчетном методе определения стоимости часа парковки ("Стоимость часа должны рассчитать специалисты", "Цена должна формироваться рыночным методом для достижения 85% заполняемости лотов"). Поддерживаем. И тем не менее, психологически приемлемый уровень стоимости на данный момент вполне очевиден - 20-50 рублей за час.

***

В завершении несколько слов для тех, кто орал, что ноги у наших идей растут от Каца, Ликсутова и прочих. Нам, правда, жаль, что единственный известный на всю страну опыт регулирования количества автотранспорта с помощью ограничения парковки и введения платной парковки - это опыт Москвы. Мы не эксперты, чтобы давать ему оценку, мы заговорили о таком виде ограничений только исходя из происходящего во Владимире и базируясь на мировой практике (поверьте, не только "Городские проекты" пишут на эту тему, а мы читаем не только на русском языке).

Уровень автомобилизации Владимира растет. К сожалению, в открытом доступе выложена только информация по количеству автомобилей на 1 000 человек во Владимирской области, а не в городе Владимире, и тем не менее, исходя из этих данных с 2005 по 2013 год ежегодно количество автомобилей в регионе увеличивается на 5-12%.

Level of automobilization copy.jpg

Замедление роста численности личных авто началось лишь в 2014 году и продолжается сейчас в связи с падением доходов населения и ростом стоимости автомобилей. В целом же этот процесс остановить невозможно: личного транспорта во Владимире будет все больше. Печально, но параллельно росту уровня автомобилизации у нас очень медленными темпами развивается дорожная сеть (изменить которую в центре города, например, практически невозможно из-за исторически сложившихся застройки и сети улиц - отсюда и уже появившийся вопрос про платную парковку в центре города).

Согласно отчету управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира о проделанной работе по развитию курируемой отрасли за 2015 год, общая протяженность автодорог общего пользования местного значения составляет у нас в городе 371,1 километра, из них:

- магистральные улицы общегородского значения - 56,99 км;
- магистральные улицы районного значения - 151,18 км;
- улицы местного значения - 141,82 км;
- проезды - 21,02 км.

Представим, что весь зарегистрированный во Владимире автотранспорт покинул свои парковки, дворы и гаражи и выехал на магистральные улицы общегородского и районного значения. Итак порядка 95,3 тыс. авто на 208 километрах центральных улиц города. Это, чтобы вы понимали, по 1 машине на каждые 2 метра дорожного полотна. Конечно, мы не учитывали ширину дорог, можно выстроить машины в 3 полосы в каждую сторону, и тогда где-то даже останутся небольшие не занятые участки, но как бы там ни было с учетом будущего роста автомобилизации и медленного, а местами попросту ограниченного естественными условиями развития дорожной сети Владимира, протяженности нашего города и направлений ежедневного перемещения жителей по маршруту "дом-работа-дом" нужно уже сейчас:

- проводить мониторинг дорожно-транспортной ситуации в городе с целью прогнозирования появления перегруженных транспортом участков автодорог и заблаговременного принятия решений о мероприятиях по их разгрузке,
- создать план перспективного развития малых улиц города Владимира с целью доведения их до пригодного состояния (здесь речь может идти как о ремонте и реконструкции, так и дополнительном строительстве) для использования их в качестве альтернативных центральным магистралям маршрутов,
- создать условия для развития всех видов общественного транспорта, выдвигая его в качестве альтернативы транспорту личному,
- запланировать мероприятия по регулированию численности автотранспорта на отдельных, наиболее перегруженных трафиком участках улиц и микрорайонов (включая ограничение парковки, введение платной парковки),
- провести анализ ситуации с наличием парковочных мест в целом по городу и по каждому из микрорайонов с указанием дефицита машиномест,
- не выдавать разрешения на строительство объектов, не обеспеченных паркингами, а также создать программу организации новых парковочных площадок (определить территории для создания бесплатных и платных городских паркингов, компенсирующих нехватку парковочных мест в микрорайонах с уже построенными объектами, не обеспеченными парковкой, определить способы организации паркингов на этих участках и их формы - вот здесь сказано, как это делается, например, в Новгороде).

И последнее: напоминаем всем владимирцам, независимо от места проживания и работы, что норматив предусматривает постоянное хранение авто рядом с домом только в гаражах или на открытой стоянке/паркинге, располагающейся не ближе 10-50 метров от границ от жилья,  у подъезда машину можно оставлять только для временного хранения. Однако норматив, увы, не уточняет длительность этого периода, поэтому машины в наших дворах стоят на вроде бы совершенно законных основаниях постоянно. А у кого-то этот двор - центр города. Надо разбираться.

Текст опубликован в блоге проекта «Владимир для людей».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции