«ПОСЕРЕДИНЕ МУТНЫХ ВОД»
Горожане хорошо знают хулиганскую присказку про Владимир могучий, который стоит на Лыбеди вонючей, и про ликероводочный завод, который стоит "посередине этих мутных вод". Но, несмотря на эту фривольную шутку, Владимирский ликероводочный завод, которому в 2016 году исполняется 115 лет, заслуживает гораздо более внимательного и уважительного отношения, хотя бы потому что является одним из старейших промышленных предприятий города Владимира, которое продолжает свою работу по первоначальному профилю.
Винный казенный склад №1 летом 1898 года действительно стали строить на Лыбеди, недалеко от железнодорожных путей, жандармских казарм, улиц Шемиловки и Инвалидной. Под предприятие было отведено 3608 квадратных саженей земли. Проект разработал и руководил строительством архитектор немецкого происхождения Петр Беген, которому владимирцы обязаны еще такими зданиями как Исторический музей на Большой Московской и Духовное училище на улице Луначарского (ныне Земельная кадастровая палата). А подряд на возведение построек предприятия получила строительная фирма из Варшавы "Арнольд Брониковский и Ко". Судя по сметам, самый крупный казенный винный склад Владимирской губернии обошелся в 214 тысяч царских рублей.
Интересно, что Владимирский ликероводочный завод мог появиться не за городом, на пустоши Макаровке, а чуть ли не у самих Золотых ворот на Дворянской улице. Даже усадьба для этого была присмотрена, а ее владелец был не против продать участок. Но многие жители Владимира что называется "встали на уши". Они написали городскому голове, что "с упомянутой постройкой неизбежно утратится удобство для всех прочих домовладельцев в указанной местности". В итоге, губернское Акцизное управление пошло навстречу владимирским обывателям.
Сметы на строительство завода утвердили 28 мая 1899 года, а 28 мая 1901 года на предприятии уже начался розлив вина. За два года был построен главный четырехэтажный кирпичный корпус, спиртохранилище, угольный завод, котельная с трубой, ледник, ограда с двумя сторожками, сараи, бондарня и жилой дом для персонала. Глубина специально артезианского колодца для водоснабжения склада достигала 749 футов. Вода оказалась очень жесткой и ее приходилось размягчать содой и известью.
Рассчитывалось, что на складе будут разливать около 400 тысяч ведер (декалитров) «вина обыкновенного», «вина столового» и 90 и 95-грудусного спирта в год. Сам ректификованный спирт поступал во Владимир из Польши и Прибалтики, которые в то время входили в состав Российской империи. Емкости в 1/4 (четверть) ведра, 1/20, 1/40, 1/100, 1/200 (шкалик) поставляли местные стекольные заводы. Пробки доставляли из Курляндской губернии, этикетки из Москвы, березовый уголь из Нижегородской губернии.
В начале XX века на предприятии трудилось почти 100 человек. На мойке и розливе работали в основном женщины. Поначалу только закупорка бутылок была механизированной, а все остальное - мытье тары, розлив, наклейка этикеток, упаковка в ящики с соломой - ручным. Транспортировка продукции по территории завода осуществлялась на вагонетках. Продукция расходилась по 114 казенным винным лавкам Владимирской губернии.
Успешное развитие предприятия и его дальнейшее техническое оснащение прервала Первая Мировая война - в Российской империи ввели «сухой закон» и запретили свободную продажу спиртного. Производство на казенном винном складе во Владимире было приостановлено. Уже в декабре 1914 года в здании ликероводочного завода был размещен лазарет для раненных нижних чинов на 30 коек, в бондарке открыли обувную мастерскую. Однако в хранилищах предприятия продолжали хранить вино и спирт. Неоднократно были попытки похитить стратегические запасы. Поэтому правление завода вынуждено было пойти на принятие дополнительных мер, чтобы защитить спирт: усилили охрану, осложнили доступ к складам.
ХЕРЕС, РЫКОВКА И «КОКТЕЙЛИ МОЛОТОВА»
Сразу после Октябрьской революции лазарет и обувная мастерская покинули винный склад. 150 солдат было поставлено, чтобы охранять водку и спирт. Винных погромов во Владимире избежать удалось, а вот хищений - нет. В 1918 году даже состоялся суд над 86 служащими Владимирского акцизного управления. Их обвиняли в том, что перед Рождеством все сотрудники склада получили по бутылке спирта. Но суд вынес достаточно мягкий приговор: восемь человек были приговорены к общественным работам, остальные - к условному тюремному заключению и к общественному порицанию.
Еще 4 года после революции производство спирта и спиртосодержащих продуктов было под запретом. Ослабли "сухой закон" только летом 1922 года. Владимирский винный склад, который стал называться ликеро-наливочным заводом вошел в Виноградо-земледельческий синдикат. Владимирский «Херес», «Мадера», «Портвейн», разливаемые в это время на предприятии, были низкого качества, с поставками сырья возникали постоянные проблемы, одолевали конкуренты.
В целях пополнения казны и борьбы с самогоноварением, советская власть в середине 1920-х годов пошла на дальнейшее ослабление «сухого закона». Была восстановлена нормальная работа ряда спиртоналивочных заводов, в том числе и владимирского ЛВЗ. Во Владимире стали разливать 20-градусное, а потом 30-градусное (знаменитая «Рыковка») и 40-градусное вино. В 1926 году ликероводочный завод во Владимире достиг довоенного объема производства - 414 тысяч ведер водки в год.
Во второй половине 1920-х-начале 30-х годов на посту директора владимирского ликероводочного завода сменилось более 5 человек. Один - много пил, второй - игнорировал профсоюзные и партийные организации, третьему - помешало происхождение, четвертый - выдавал плохие экономические показатели, пятый - не справился с пятилетним планом, при шестом - в вино попадали посторонние вещества.
Очередная веха в истории страны - коллективизация - снова отразилась на работе владимирского ликероводочного завода: началось сокращение сбыта, на селе ограничили торговлю алкоголем, винные лавки повсеместно закрывались.
С 1936 года предприятие во Владимире стало называться водочным заводом. В это время на нем числится 36 стахановцев, выполняющих розлив алкоголя на 110-130%. Хотя с поставкой спирта были постоянные проблемы, не хватало бутылок, ящиков, железнодорожного транспорта для вывоза продукции. В 1937 году водочный завод во Владимире был остановлен на ремонт, в ходе которого удалось механизировать отдельные трудоемкие процессы. В 1939 году план был выполнен уже на 100,7%, а в 1940 году водочный завод во Владимире опять работал с перебоями. В этом же предвоенном году предприятие стало называться ликероводочным заводом.
С началом Великой Отечественной войны предприятие получило специальное задание. 29 октября 1941 года комитет обороны города Владимира принял постановление об организации на предприятии производства противотанковых бутылок с горючей жидкостью. В первый год войны было выпущено 1388 декалитров смеси. В 1942 году производство «коктейля Молотова» было прекращено.
Основное производство на владимирском ЛВЗ во время Великой Отечественной войны не прекращалось. В 1941 году было выпущено 34 наименования продукции: московской водки - свыше 33 декалитров, водочных горьких изделий - свыше 68 тысяч декалитров, ликеров - 980 декалитров, сладких фруктовых вин - 1320 декалитров, морсов и настоев - 7663 декалитров.
Старая беда - отсутствие сырья - тормозила работу ликероводочного завода и в годы войны. Так, в 1942 году из-за отсутствия спирта Владимирский ЛВЗ не работал целых 136 дней.
Зато 40 послевоенных лет владимирский завод радовал ценителей ликероводочных изделий своей продукией, ассортимент которой год от года расширятся. Сбоев было все меньше, на предприятии шла модернизация. К началу перестройки ликероводочный завод во Владимире выпускал только одной водки 30 разновидностей около 180 тысяч бутылок в сутки.
БЛАГОДАРНОСТЬ ОТ ПУТИНА ЗА «ПОЛНОВЕСНЫЙ» РУБЛЬ
1985 год стал для отечественной ликероводочной промышленности переломным. В мае 1985 года в СССР началась кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Начиная с 1986 года ежегодно сокращался объем производства водки. Многие заводы были перепрофилированы, были вырублены десятки тысяч гектаров виноградников.
В средствах массовой информации развернулась антиалкогольная агитация. В стране началось невиданное по масштабам самогоноварение. Люди стали пить суррогаты, одеколоны, политуры. Резко возросла смертность населения.
В начале 90-х годов власти ударились в другую крайность, отменив государственную монополию на производство и продажу алкогольной продукции. В России стали возникать частные ликероводочные заводы. Было организовано более 3,5 тысяч новых предприятий по производству ликероводочных изделий, кроме этого заработали тысячи подпольных водочных производств.
Производство ликероводочных изделий превратилось в убыточное, что поставило большинство предприятий, в том числе Владимирский ликероводочный завод, на грань банкротства.
К концу 90-х резко сократилось производство ликеров, настоек, наливок. Доля водки в общем объеме производства поднялась до 97%. Качество ее было очень далеко от совершенства.
В августе 1994 года «Владалко» было признано несостоятельным, задолженность завода превышала 3 миллиарда рублей. На ЛВЗ было введено внешнее управление. Арбитражным управляющим был назначен Юрий Цуриков. Через год он стал генеральным директором ОАО «Владалко». В этот период, несмотря на тяжелые времена, на заводе идет серьезное техническое переоснащение. Были установлены новые немецкие автоматы для прессовки и оформления продукции. В 1999 году была запущена новая автоматическая линия, прошла реконструкция очистного и ликерного отделений. Появляются новые бренды, которые успешно покоряют рынок, в том числе и мировой. С 1994 по 2001 Владимирский ликероводочный завод получил 78 медалей на различных конкурсах и выставках. В 2000 году сумма налоговых платежей предприятия составила 178 миллионов рублей, что равнялось 30% бюджета города Владимира.
В преддверии столетия завода в 2001 году «Владалко» за успешную работу похвалил лично президент России Владимир Путин. В благодарственном письме Путин писал:
«Благодарю коллектив ОАО «Владалко» за эффектную работу, умение инициативно действовать в непростых условиях, за помощь стране в пополнении казны полновесным «живым» рублем».
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Осенью 2014 года контрольный пакет акций ОАО «Владалко» приобрели структуры, близкие к владимирскому девелоперу Юрию Хигеру и его партнёрам. Большая часть основного корпуса предприятия перешло Федеральному казначейству под устройство архива. За заводом осталась только часть восточного крыла здания, где происходит смешивание спирта с водой, очистка водки, смешивание ее с различными настоями в «доводных» баках. Розлив, который раньше осуществлялся в этом же корпусе, теперь перенесен в реконструированные подсобные помещения, расположенные ближе к железной дороге.
В марте 2016 года предприятие получило лицензию на 5 лет стоимостью 10 миллионов рублей. Ежемесячно завод разливает 940 тысяч бутылок алкогольных напитков. В ассортименте предприятия 19 сортов водки, 5 сортов крепких и 6 сортов слабоалкогольных настоек, 1 наименование джина и 1 вид бальзама. Бутылируют спиртные напитки на двух линиях, третья линия по розливу сувенирной «нестандартной» продукции запущена недавно.
Более 40 известных российских брендов доверяют розлив своей продукции «Владалко». На этикетках водок «Стужа», «Легенда Кремля», «Органика», «Alpha Gold» и других можно прочитать, что изготовлены они во Владимире.
Собственных марок Владимирский ликероводочный завод разливает меньше, но практически каждый месяц линейка брендов предприятия пополняется одним-двумя новыми наименованиями.