3,8 миллиарда налогов, или Как живет одно из крупнейших предприятий Владимирской области

В период пандемии – сложное для экономики время – крупнейший владимирский производитель расширяет производство и строит новые планы. Развитие Abi – подспорье для всей области, ведь эта компания – один из основных налогоплательщиков региона. О позитиве и трудностях ведения бизнеса в карантинных и посткарантинных реалиях рассказывает генеральный директор Abi Дмитрий Иванов
3 марта 2021, 09:29 13551

Дмитрий Сергеевич, начнем с итогов предыдущего года. Ваш 2020: ожидания и реальность?

С точки зрения общего результата, год был для нас ударным: мы выросли в объемах примерно на 24%. Выпустили 300 тысяч тонн продукции. Выручка составила более 45 миллиардов рублей - в целом результат хороший, хотя по прибыли чуть хуже, чем был в 2019. Все же ковидная история и на нас повлияла. Ударить она могла и сильнее, но спасла опытная команда. С честью прошли испытания именно благодаря высокому профессионализму сотрудников всех подразделений: от технологов и логистов до техподдержки, складов и IT.

Есть и существенный повод для гордости. Наш бренд «Вязанка» был признан Роспатентом страны Общеизвестным. В мясопереработке это первый случай, даже сравнить не с чем. Если взять пример из другой отрасли, то это как получение фильмом Оскара в кинематографе.

Как добивались таких результатов?

Увеличить объемы продаж удалось за счет расширения географии поставок. Наша продукция продается во всех регионах России, а также странах СНГ: вышли на рынки Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Абхазии, Армении, Белоруссии.

ABI_abroad.JPG

Мы уделяем большое внимание продвижению продукции. Abi - маркетингово-производственная компания. Заметьте: слово «маркетинг» стоит на первом месте. Работе с ключевыми брендами «Вязанка», «Стародворье», «Горячая штучка», «Ядрена копоть» уделяем огромное внимание.

Также мы постоянно расширяем ассортимент. Новинки – постоянно создаются во всех наших категориях: колбасы, полуфабрикаты, замороженная продукция. Вектор развития задают предпочтения потребителей. Маркетинг большое внимание уделяет исследованиям: продукты и их вкус, удобство и эстетичность упаковки. Конкуренция велика, поэтому ни одной детали из виду упускать нельзя. Конечно, этот процесс немыслим без технологической службы. Потому что именно ее эксперты умеют делать вкусную еду. Если смотреть на ситуацию шире, то свою лепту в общий успех внесли все подразделения компании.

Как поддерживаете баланс цены и качества? Вопрос ценовой политики сейчас крайне острый. Многие продукты в 2020-м серьезно подорожали, и стоимость их продолжает повышаться. Удавалось ли вам сдерживать рост?

Главное - нам удалось не опускать планку по качеству. Продукция остается вкусной, полезной, доступной. Но при этом и цены старались держать. Оптимизировали производственные процессы, более взвешенно подходили к расходам, искали внутренние резервы. Конечно, отдельные виды продукции все же затронул рост цен, но это не было массовым явлением.

ABI_cheeken.JPG

Хотя, конечно, все мясопереработчики почувствовали существенный рост цен на мясное сырье в 4 квартале 2020 года. К сожалению, эта тенденция сохранилась и в 2021-м, сейчас ситуация с ценами на курицу и свинину ухудшается.

Еще один сложный момент - кадровая политика. С марта по апрель прошлого года количество безработных во Владимирской области выросло на 46%. Увольнения затронули многие отрасли. Как обстояли дела в вашей команде и насколько она сейчас велика?

В Abi на данный момент работают более 8 000 человек - часть сотрудников во Владимире, часть - в регионах. Наша команда увеличилась примерно на 1 000 человек. Так как мы расширяли производство и продажи, то именно в эти сферы набирали людей. Офисный персонал мы сохранили полностью.

Когда началась пандемия, приняли решение по возможности отправлять сотрудников на удаленку, в первую очередь тех, кто работал в офисах. Поначалу такая жизнь давалась трудно, непривычно: неорганизованные рабочие места на дому, перебои с интернетом во всем городе, новый документооборот. Даже психологически было непросто перестроиться. В офисе ты часть коллектива - и вдруг лишился этого чувства.

И все же за две недели мы перестроились. Позже я, конечно, оценил результаты труда в изменившихся реалиях и не заметил потери производительности. Затем мы перешли на смешанный режим работы: можно было и в офисе находиться, и дома. Конечно, соблюдали все требования. На проходной вы наверняка обратили внимание на автоматическое оборудование для замера температуры. Это очень удобно: поток рабочих в начале смен большой. Система позволяет быстро и точно выявлять людей с повышенной температурой. Когда такое случается, проводим “контрольный” замер. Если жар действительно есть, сотрудник отправляется домой, вызывает врача и оформляет больничный.

Под полную остановку процессов мы не попадали по закону, так как являемся предприятием, отвечающим за продовольственную безопасность страны. Производство не останавливалось - оно шло, как обычно, в круглосуточном режиме. Маски, перчатки, защитные костюмы - все это стандартный комплект для сотрудников цехов. Его использовали задолго до пандемии, ведь речь идет о пищевом производстве. Из ноу-хау - обработка автобусов, которые доставляют сотрудников на предприятие. До и после каждого рейса проводим дезинфекцию специальными аппаратами.

Также у нас на предприятии появился специальный штаб, который отслеживал все важные новости о пандемии: изменения законодательства, заболеваемость. Если сотрудникам требовалась помощь в связи с этой непростой ситуацией, оказывали поддержку. Без внимания не оставили ни одного обращения.

Чем больше команда, тем сложнее создать сплоченный коллектив и наладить процессы взаимодействия. Как поддерживаете “климат”?

Большое внимание уделяем и подбору персонала, и адаптации, и социальной жизни в компании. Немаловажный аспект: мы “белые”, а это означает регулярную, гарантированную зарплату и социальный пакет.

Проследим путь сотрудников с самого начала. Важный аспект для новичков - адаптация. Слова о стопроцентной “приживаемости” были бы неправдой. Но все же очень многие решают продолжать карьеру именно у нас.

Люди к нам приходят разные. Например, активно работаем со студентами - они приходят к нам на практику, стажировку. Затем при желании остаются у нас работать. Часто бывает так, что сотрудник проделывает путь с нижних ступеней до руководства. Это истории не только про офис, но и про производство. Не буду называть имен, но один из наших очень важных руководителей начинал путь с рабочей должности. Сегодня он - топ-менеджер.

Частая история в сфере продаж: карьера начинается с мерчандайзера или торгового представителя и постепенно должности растут, человек становится управленцем, ответственным за часть города, город или за целый регион. Люди работают у нас по 20, 25 лет. Есть и семейные истории - у нас работают целые династии!

Компания создает все условия для карьерного роста, много сил вкладывается в обучение. Для каждого сотрудника составляется индивидуальный план развития. Предполагается либо горизонтальный, либо вертикальный рост. Для этого созданы программы внутреннего кадрового резерва. Со стороны HR всегда есть присмотр. Поэтому для рынка труда Владимира мы являемся своеобразной “кузницей кадров”. 

Стоит сказать и о привлечении компетенций. Есть в компании позиции, для которых приглашают экспертов из других регионов, городов-миллионников, Москвы, Санкт-Петербурга. И здесь кроется сложность для компании, занимающей лидирующие позиции. Когда ты задаешь тренды, сложно найти компетентный персонал. Даже опытным, высококвалифицированным специалистам требуется время для погружения в процесс и перестройку. Впрочем, благодаря адаптационным программам и тому, что все процессы четко регламентированы, это удается без труда. И люди гордятся тем, что переехали во Владимир и работают в такой крупной компании, как Abi. Пусть не очень скромно, но правдиво. Работа у нас - это уникальный опыт.

Куда пойти молодежи учиться, чтобы в будущем найти отличную работу?

Конечно, очень востребованы рабочие специальности. Расширяется производство постоянно, следовательно, и вакансии всегда есть. Это перспективно с точки зрения оплаты труда. Квалифицированный рабочий получает достойно по меркам Владимира. Суммы называть некорректно - они в каждом конкретном направлении свои. Понятно, что сразу нужной квалификации у человека может и не быть. Но можно начать с меньшего и при желании дорасти до нужного уровня.

ABI_manufacture.png

О системе обучения и кадрового резерва мы говорили ранее. При этом стоит быть готовым к тому, что работа сложная. Но люди, создающие продукт, будут нужны всегда. Второй пласт - это профессионалы, которые продукт продают, например, торговые представители. Третья условная подгруппа специальностей – офисные специалисты. Это и IT-специалисты, и экономисты, и HR. В целом, нам всегда нужны хорошие люди. Какие они? Трудолюбивые и готовые обучаться. 

Подробно обсудили поддержку сотрудников в непростой 2020-й. Но и самим предприятиям, бизнесу требовалась помощь. Обращались за обещанной государством поддержкой?

Мы не обращались за мерами господдержки. Старались справляться своими силами.

А хватило ли ресурсов для благотворительности и обязательных выплат, тех же налогов?

Объем спонсорской помощи не изменился. Сумма на благотворительность год к году примерно одинаковая. При этом Abi остается одним из крупнейших налогоплательщиков Владимирской области. 3,8 млрд рублей выплат за 2020-й год - весьма существенная сумма. А если учесть, что примерно половина денег осталась в регионе, мы считаем это отличным вкладом в развитие области. Мы часто видим, что в региональных СМИ и иных источниках публикуется отчетность по юридическим лицам, но не оценивается вклад всех предприятий компании. А это и продажи, и производство, и закупки сырья – от каждого из этих направлений в бюджет поступают налоги. Администрация области должна показывать, как работает компания Abi в целом, а не дробить его по предприятиям, которые входят в холдинг. Это принципиально важно – объективно и честно рассказывать о крупнейшем предприятии-налогоплательщике региона и градообразующем предприятии для города Владимира. Мы, в свою очередь, подготовим информационные письма в адрес руководителей области и еще раз познакомим их с компаниями, входящими в Abi. Благодаря тому, что мы становимся лучше, растем, мы больше можем сделать для города и региона. Ответственный бизнес - это сложнее, но это стратегически более верный путь. И многолетняя позитивная история Abi - тому наглядный пример.

Еще одна статья расходов - инвестиции. Сколько вложили средств и сколько еще намерены потратить?

Если в 2019-м году общий объем инвестиций составил 1,7 млрд рублей, то в 2020-м вложили уже 2,8 млрд. На 2021-й год запланировали еще больше - более 5 млрд рублей. А все это новые рабочие места, ведь основное направление - расширение производственных мощностей. Так, зоной роста в прошлом году стал завод «Стародворские колбасы». Введены новые цеха - их производительность до 300 тонн продукции в сутки. Также вложились в расширение и обновление центрального склада. Он у нас весьма интересный, полностью роботизированный. Новые технологии, системы автоматизации - все это зоны, в которых мы постоянно стремимся расти.

ABI_plans.jpg

В 2021-м продолжим увеличение производственных мощностей. Будем расширять и завод «Стародворские колбасы», и завод «Мясная галерея». На схемах вы как раз видите проект обновления предприятия. Кроме того, намерены расширять склады. Плюс в планах - построить дополнительные административно-бытовые комплексы, будем и дальше улучшать условия труда сотрудников.

От итогов перешли к новым горизонтам на 2021 год, продолжите, пожалуйста, эту тему.

Так же, как и в 2020 году, мы планируем увеличить объемы производства. В целях: реализовать инвестиционную программу по расширению мощностей и улучшению условий труда сотрудников производства. Нужно признать: технологический процесс так устроен, что работать на заводе нелегко. И мы хотим максимально позаботиться о своих сотрудниках.

Интервью - это всегда возможность высказаться. Чем бы вы завершили эту беседу?

Хочу поблагодарить тех людей, которые верят в нашу компанию. Это и сотрудники, и те, кто помогает нам работать. У нас надежные партнеры: и поставщики сырья, и те, кто приобретает наш продукт. Огромное количество людей работает с нами, мы вместе делаем огромное, крайне важное дело. Ведь, по большому счету, и от нас зависит продовольственная безопасность страны.


Реклама.