Борьба за рубильник

Гендиректор некогда филипповской компании "Владимирэнергосбыт" Александр Белозерских рассказал, что считает заказом лишение компании статуса гарантирующего поставщика электричества во Владимирской области и намерен побороться в суде за его возвращение
Новости Автор: 28 июня 2017, 09:36 8 8216

Гендиректор ПАО «Владимирэнергосбыт» Александр Белозерских рассказал о действиях руководства компании, лишившейся 22 июня статуса гарантирующего поставщика электроэнергии во Владимирской области. Напомним, в конце прошлой недели появилось официальное сообщение о том, что один из четырех гарантирующих поставщиков электричества, занимавших около 60% всего энергорынка Владимирской области, согласно решению Совета энергетического рынка, больше не является гарантирующим поставщиком.

IV-3596.jpg

Белозерских начал с того, что фатальное для компании решение было принято структурами, «за которыми, на мой взгляд, стоит какая-то сила, у которой было желание, которое они реализовали». Реализация этого решения, на взгляд гендиректора «Владимирэнергосбыта», была произведена с нарушениями. Александр Белозерских предоставил документы, которые, по его мнению, подтверждают его слова: «Все остальное — мои доводы, которые, я не думаю, что будут интересны. И не думаю, что есть смысл их вообще озвучивать».

Главный аргумент гендиректора «Энергосбыта» сводится к тому, что Совет энергетического рынка, устанавливающий правила игры и наделяющий игроков статусом гарантирующего поставщика, грубо нарушил внутреннюю процедуру, лишив компанию из Владимирской области специального статуса буквально за один день.

IV-3577.jpg

Белозерских поясняет, что процесс лишения бизнес-структуры статуса гарантирующего поставщика («Схема работы дисциплинарной комиссии») - долгая процедура, предполагающая массу нюансов, переговоров и юридических тонкостей. Но «Владимирэнергосбыту» права побороться за свою долю на рынке не дали: первое (предупредительное) и второе (ультимативное) письмо с решением Совета было отправлено и получено компанией одним днем - 22 июня. Александр Белозорских поясняет, что «Владимирэнергосбыт» не намерен сдаваться и еще поборется в судах, пытаясь оспорить действия Совета.

IV-3583.jpg

В рамках закона об оптовом рынке электричества есть определенный счет, с которого идут платежи для последующего расторговывания лимитов электроэнергии. Именно на этот счет "Владимирэнергосбыта" были наложены обеспечительные меры. И компания не смогла выполнить свои обязательства по оплате на оптовом рынке:

«Эта схема находится на официальном сайте Совета рынка. Здесь написано, каким образом идет лишение статуса, описаны все процессы. А нам в один день приходит два письма. 22 июня - это день, когда мы должны были внести второй обязательный платеж. Мы этого не сделали, и в этот момент должна была запуститься длительная процедура. Нас должны были пригласить на дисциплинарную комиссию, где мы должны были озвучить причины неисполнения своих обязательств и наши дальнейшие действия по тому, как компания будет дальше решать вопрос. Но этого не произошло. И в этот же день нам приходит второе письмо — сразу о лишении публичного акционерного общества «Владимирэнергобыт» статуса гарантирующего поставщика».
IMG_3582-1.jpg

Белозерских дает понять, что знает фамилии тех, в чьих интересах произошел моментальный передел рынка, но не называет их:

«Есть очень много вопросов и по регламенту, который был нарушен, и по прочему. Наверное, это делается умышленно. И, если они сами нарушают свой регламент, который размещен у них на сайте, то это, наверное, не простое совпадение».

По словам руководителя компании, процедура лишения специального статуса давно отлажена. Причины, по которым Совет принимает решение не в пользу структуры, созданной опальным бизнесменом Александром Филипповым, всем понятны. Во-первых, речь идет о серьезном превышении кредиторской задолженности над дебиторской. Во-вторых, факты вывода денег на счета в другие страны. Но ничего подобного за «Владимирэнергосбытом» не замечено, - уверяет гендиректор компании:

«Не так давно было несколько таких случаев. Но тогда основная причина была в том, что у таких компаний дебиторка была ниже кредиторки. То есть, свои обязательства выполнить они не могли. А у нас даже на сегодняшний момент дебиторка превышает намного кредиторку - примерно на полмиллиарда. Плюс активы ПАО «Владимирэнергобыт» - более миллиарда. Другой пример: у шести компаний, лишенных статуса, были выведены за границу деньги, если помните, тогда шумное дело было».

Напомним, статуса гарантирующего поставщика электричества во Владимирской области компания, аффилированная с отбывающим срок во Владимирском Централе опальным бизнесменом Александром Филипповым, была лишена после того, как дважды не смогла расплатиться с поставщиками электроэнергии на оптовом рынке. Причина неплатежей - заморозка по решению суда одного из счетов, того самого, через который «Владимирэнергосбыт» переводил деньги внешним партнерам.

Как поясняют в компании, МРСК «Центра и Приволжья», взыскивая с «Владимирэнергосбыта» долги в судебном порядке постепенно блокировала большинство счетов бывшей филипповской бизнес-структуры. До последних событий «Владимирэнергосбыт» в связи с арестом счетов не смог перекредитоваться в банке, после чего ситуация и начала развиваться стремительно.

«Причина долга - неплатежи и связанные с ними перекредитования. Если бы МРСК «Центра и Приволжья» реструктурировал нашу задолженность и разблокировал счета, мы могли бы предоставить гарантию и все оплатить. Но в связи с тем, что у нас были арестованы счета, ни один банк, конечно, не мог дать нам денег. У нас есть официальная переписка с банками, которые предлагают деньги после того, как обеспечительные меры будут сняты со счетов. Когда мы в прошлый раз встречались, я говорил: надеюсь, что нам удастся договориться о реструктуризации задолженности и снятии ареста с наших счетов. Но этого не произошло. Так как МРСК не стала снимать обеспечительные меры, банки отказались давать деньги — это общая для всех практика. Поэтому к банкам у меня вопросов нет», - говорит Белозерских.
IV-3571.jpg

Глава «Владимирэнергосбыта» поясняет, что компания намерена обратиться в Совет рынка и оспаривать принятые решения в судебном порядке. Однако, по его словам, руководство компании не пойдет на обострение и не будет нарушать закон. До того момента, пока дело будет в судах, «Владимирэнергосбыт» не будет претендовать на рыночную долю электроэнергии и, например, выставлять клиентам так называемые «двойные квитанции». Физические лица получат последние квитки от потерявшего статус игрока в начале июля, юридические - в середине следующего месяца.

«Я не знаю, как статус восстанавливается. Но, если есть нарушения регламента, а нарушения регламента есть, то получается, что суд должен признать это постановление незаконным. Насколько это возможно в нашей стране — не готов сказать. Но мы в любом случае будем данные действия оспаривать в судебном порядке. Мы не хотим, чтобы потребители электроэнергии Владимирской области пострадали, и сейчас саму передачу статуса гарантирующего поставщика осуществим. И я не думаю, что при это кто-то из потребителей это заметит. Потому что будут выходить те же счета - только поменяется юридическое лицо во главе и номер счета, на который необходимо платить».

Александр Белозерских полагает, что у компании МРСК, к которой перешел статус гарантирующего поставщики электроэнергии во Владимирской области, не возникнет сложностей и с получением базы абонентов с данными последних начислений:

«Я не вижу смысла затягивать процедуру, потому что в этой ситуации пострадают только потребители. У нас для этого нет желания, да и глупо таким образом себя вести. Мы столько времени работали для потребителей, и теперь в свою угоду что-то делать? Нет. Соответственно, все будет сделано максимально удобно: мы планируем оставить даже точки приема/офисы в тех же местах. Компания сейчас продолжает взыскивать долги, которые образовались на 1 июля. То есть все, что до 1 июля потребили потребители, они обязаны оплатить ПАО «Владимирэнергосбыт». Соответственно то, что не будет оплачено, мы будем взыскивать».

Что касается вопроса о дальнейшей работе «Владимирэнергосбыта», Белозерских поясняет, что на время судов большая часть сотрудников перейдет на работу в МРСК, а из оставшейся (меньшей) части будет сформирован отдел по работе с должниками. По оценке Белозерских, процедурные вопросы, связанные с выбиванием накопленных долгов на общую сумму около 3 миллиардов рублей, займут не менее года:

«Дебиторская задолженность перед нами - 3 миллиарда. Понятно, что это работы не менее, чем на год. Далее, у нас есть активы, которые надо оценить и реализовать — это еще где-то миллиард. Я не исключаю, что если опять не вмешаются какие-то силы, которые оценят актив в 10 копеек, что мы сможем расплатиться с долгами и остаться на плаву. Тяжело сказать, как будут развиваться события. Там много интересных вопросов, связанных, в частности, с тем, как будет разыгрываться статус гарантирующего поставщика, если мы не отстоим его в силу каких-то причин. Этот статус может разыгрываться только тогда, когда будет понятна дебиторка. То есть, речь идет о том, готов ли ее выкупить новый гарантирующий поставщик».
IV-3565.jpg

У энергосбытовой компании, некогда принадлежавшей опальному бизнесмену Александру Филиппову, остался еще небольшая доля энергорынка Владимирской области, где она не является и не являлась гарантирующим поставщиком. Месячный оборот компании в этой сфере Белозерских оценивает в сумму около 30-50 миллионов рублей:

«Мы будем работать еще какое-то время там, где мы не являемся гарантирующим поставщиком. Мы представлены в этом статусе по ряду потребителей. И еще у нас есть ряд потребителей в Нижегородской области. И пока мы там будем работать. И будем смотреть по этой деятельности — сворачивать ее или не сворачивать. Это небольшая доля от общей деятельности».

К действиям неназванных сил, играющих против собственников «Владимирэнергосбыта», Александр Белозерских относится весьма скептически. По его мнению, пришедшая на их место компания столкнется с той же проблемой - ростом неплатежей, копящихся как снежный ком:

«Какой смысл отъема статуса? Я сейчас в любом случае не смогу рассчитаться по долгам, потому что у меня есть дебиторы, которые не рассчитываются со мной. А имея этот статус, эти дебиторы должны будут включаться в тариф. Но, если я не смогу рассчитаться с сетевой компанией, они эти деньги будут включать в тариф. Нет логики действий. Ладно, сейчас посмотрим, как те неплательщики, которые были у нас, активно будут платить другой компании».