Социальная сфера в любом государстве, в любое время и при любом политическом строе не может полноценно развиваться без поддержки делового мира. В нашей стране при социализме предприятиям вменялась обязанность шефствовать над школой, больницей или спортклубом, но с приходом рыночной экономики бизнес стал массово скидывать с себя бремя благотворительности. Сейчас помощь бюджетной сфере носит локальный и эпизодический характер, ограничиваясь примерами вроде замены окон или приобретения спортивного инвентаря. Тем ценнее практика полноценного социального партнёрства, когда бизнес обеспечивает опеку учреждения образования или культуры, как говорится, по всем фронтам. В Коврове эталонный пример тому – давний симбиоз школы №21 и ГК Akona Life Group. Директор образовательной организации Ирина Иголкина рассказала, как строится сотрудничество и чем оно полезно для каждого ученика, родителя, педагога и для всего города.
Как давно и с чего началось ваше сотрудничество с «Асконой»?
Десять лет назад – с просьбы в адрес Владимира Михайловича Седова (который когда-то сам работал учителем в нашей школе) помочь купить линолеум в классы. Но я против того, чтобы просто просить деньги, поэтому изначально хотела создать программу взаимодействия, интересную и нам, и предприятию. Самое очевидное направление – готовить будущие кадры, для учащихся мы стали организовывать экскурсии в «Аскону», знакомить с профессиями, с историями сотрудников компании, сделавших хорошую карьеру. В ответ показывали потенциальному работодателю, насколько успешны наши ученики, рассказывали об их достижениях и перспективах, которые возможны, если их поддерживать. В итоге мы пришли к тому, что ежегодно составляем план совместной работы, который не ограничивается «латанием дыр».
Какие направления предусматривает сотрудничество?
Во-первых, поддержка детей в стремлении самореализоваться – в конце каждого учебного года ребята, добившиеся заметных успехов в учёбе, спорте и творчестве, получают ценные призы от благотворительного фонда «Продобро», который входит в состав Askona Life Group и отвечает в группе за социальные проекты. Большая работа ведётся, как уже говорила, в плане профориентации. Свежий и показательный пример – медицинский класс, начавший работу 4 года назад. Это стало возможным, когда открылся Первый клинический медицинский центр, инвестором которого выступила «Аскона». Предложение от компании тогда выглядело предельно просто: «У нас есть база, у вас – хорошие ученики. Если объединиться, пользу получат и обе стороны, и город в целом, потому что взаимодействие имеет целью воодушевить выпускников выбрать будущей профессией медицину, помочь им поступить в вуз и вернуть в город после его окончания». Мы согласились, и результат радует с каждым годом всё больше. До сих пор помню, какое сильное впечатление произвели на школьников из первого набора медкласса технические возможности клиники и рассказы врачей. Дети вернулись с экскурсии потрясённые, а один мальчик мне сказал: «Я понял – надо стремиться к своей цели. Поэтому как хотел, так и стану – хирургом. Во что бы то ни стало». Но одной мотивации, какой бы веской она ни была, недостаточно. Нужны специфические знания для успешного преодоления вступительных экзаменов. И в этом нам тоже помогает социальный партнёр. Например, второй год мы сотрудничаем с ковровской технологической академией – ученики медкласса посещают внеурочные занятия в химической лаборатории. Для детей они бесплатны – дополнительную нагрузку преподавателям оплачивает компании Askona Life Group. Итог этого тройственного союза налицо: если 4 года назад в вузы поступили 5 выпускников медкласса, то минувшим летом в мединституты Иваново, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга были зачислены уже 14 наших учеников.
Второе направление сотрудничества – поддержка педагогов. Благодаря этому у нас нет острой нехватки кадров в то время, как в большинстве городских учреждений образования дефицит специалистов держится на уровне 30-40%. Более того, у нас каждый третий преподаватель – это наш же выпускник, получивший образование не только во Владимире, но даже в Москве, и вернувшийся в родную школу работать.
«Аскона», а с прошлого года - корпоративный благотворительный фонд «Продобро» - прежде всего, помогают молодым педагогам, беря на себя ежемесячную оплату жилья для иногородних учителей. Также ежемесячно выплачиваются подъёмные от 10 до 15 тысяч рублей в зависимости от эффективности работы – она оценивается по балльной системе комиссией, в которую входят курирующие новичков завучи и представители фонда. В ноябре прошлого года вступило в силу прекрасное новшество – стимулирование всего педсостава. То есть, учитель с любым стажем, активно проявив себя как предметник, классный руководитель или как человек, формирующий общий имидж школы, может получить весомую прибавку к заработной плате. К примеру, в феврале на рассмотрении комиссии представлены 13 педагогов.
Ещё одно направление социального партнёрства – благоустройство школы, это очень заметно.
Я его называю «Формирование комфортной среды», и это то, что действительно видно невооружённым глазом. Ремонт фасада, холла, актового зала, второго этажа и лестничных маршей – заслуга социального партнёра. Это миллионы вложенных средств, за что мы благодарны компании Askona Life Group. Потому что условия обучения тоже воспитывают. «Мы ощущаем, что не хуже тех, кто учится в Москве, и что надо соответствовать уровню школы, стараться зарабатывать высокие результаты», – вот что я услышала, когда разговаривала с членами школьного Совета старшеклассников о том, понравился ли им осовремененный минувшим летом второй этаж.
Есть и ещё одно очень важное воспитывающее направление сотрудничества. Это проведение общих мероприятий, добрых дел. Например, совместное волонтёрское движение: в школе есть отряд добровольцев, который ухаживает за памятниками участникам и героям Великой Отечественной войны – регулярно убирают возле них территорию. Договорились, что весной БФ «Продобро» приобретет рассаду цветов, и учащиеся вместе с волонтерами «Асконы» высадят их у подножия монументов. В планах у нас еще очень много дел – например, начинаем работу с фондом по поддержке учителей-ветеранов и проведению других акций, приуроченных к 75-летию Победы.
Прекрасный совместный опыт, который уже состоялся, – декабрьская благотворительная акция «Ёлка желаний». С инициативой подготовить адресные подарки детям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации, выступил фонд, а мы её поддержали. Выбрали в качестве подшефного детский дом в посёлке имени Горького, где живут 30 ребят в возрасте от 4 до 14 лет. Разместили в школе стилизованную ёлочку со снежинками, где воспитанники написали о том, что мечтают получить от Деда Мороза. А на такую же ёлочку в компании «Аскона» мы повесили свою снежинку с мечтой о хорошем фотоаппарате для школы. И получился бумеранг добра: и мы свой подарок получили, и сами собрали столько игрушек, что еле уместили их в выделенную фондом «Газель»! Руководство детдома было шокировано: и от того, что на них вообще обратили внимание, и от того, сколько всего им привезли. Раньше, говорят, мы колядовать по посёлку ходили, чтобы гостинцы у детей были, а в этом году хватило и на Новый год, и на Рождество, и ещё про запас осталось. Идея хороша тем, что не прошла даром и для самих дарителей. Когда учителя в классах зачитывали просьбы со снежинок, даже ребята постарше слушали их со слезами на глазах – такие там были простые и наивные мечты. И подарки наши ученики собрали, и подопечных вызвались поздравлять – нарядились в новогодние костюмы и организовали праздник для ребят. Такие моменты учат детей чуткости, состраданию, объединяют в общем хорошем стремлении сделать жизнь лучше. И в этом я вижу нравственную суть социального партнёрства школы, предприятия и созданного им благотворительного фонда: считать естественным заботиться о других. Дети привыкают к тому, что забота и поддержка – это круговорот: кто-то помогает о тебе, и ты тоже помогаешь кому-то. Вот что самое ценное.