3 октября на площадке Владимирского государственного университета имени Столетовых прошел региональный форум «Мой бизнес. Креативные индустрии», ставший заметным событием для творческих людей, готовых развивать новую отрасль экономики.


Мероприятие, организованное правительством области, Законодательным Собранием, министерством предпринимательства и туризма, министерством культуры и Центром «Мой бизнес», позволило представителям власти, федеральным экспертам, предпринимателям и талантливым людям, создающим уникальный продукт, в активном диалоге обсудить перспективы развития креативной отрасли.
Специфика работы форума креативных индустрий в этом году обусловлена тем, что экономика впечатлений, о развитии которой в последние годы много говорили творческие предприниматели, получила законный статус. 5 февраля 2025 года вступил в силу Федеральный закон №330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Он определил основные понятия и перечень индустрий, деятельность которых относится к креативной, обозначил основы правового регулирования и развития креативных индустрий, установил условия деятельности и государственной поддержки в этой сфере. В нашем регионе в первом чтении, на заседании 25 сентября, принят проект закона «О регулировании отдельных отношений в сфере креативных (творческих) индустрий во Владимирской области». Сейчас в Законодательном Собрании и правительстве Владимирской области активно работают над конкретными мерами поддержки отрасли, которые будут закреплены законодательно.
На этом сделала акцент председатель Законодательного Собрания Владимирской области Ольга Хохлова, приветствуя участников форума, который проводился также совместно с проектом «Женское движение "Единой России"»:
Кстати, представители креативных индустрий прямо сейчас могут подать заявку на участие в экспертном совете региона по креативным индустриям и принять участие в создании законодательной базы и мер поддержки для становления креативной экономики. На сайте министерства предпринимательства и туризма запустили опрос, на основании которого будет определена стратегия развития креативных индустрий в регионе. Ответы участников помогут создать экспертный совет под председательством губернатора, разработать критерии отнесения предприятий и представителей МСП к субъектам креативных индустрий, сформировать реестр участников, внедрить новые меры поддержки.
Опрос стал своего рода продолжением тематик, которые обсуждались на сессиях, круглых столах и итоговом пленарном заседании форума «Мой бизнес. Креативные индустрии».

Юлия Бояркина, министр предпринимательства и туризма Владимирской области так обозначила масштабы и основные направления II-го регионального форума:
«В программе форума представлено много разных треков. Мы определили важные темы для нашего региона в рамках параллельных сессий. Это и мода, и искусственный интеллект, и технологии, и креативный туризм, медиа, реклама и продвижение – те ключевые направления, которые важны на федеральном уровне и имеют большое значение в нашем регионе. У нас много интересных спикеров.
На пленарном заседании мы обсудим тенденцию роли креативных индустрий в экономике Владимирской области. Для правительства и региона в целом очень важно не просто понимать, что происходит с экономикой, но и предоставлять меры поддержки, которые помогают бизнесу развиваться, продвигать компании на внешних рынках, с учетом того, что 80% в отрасли креативных индустрий – это малый и средний бизнес.
В зависимости от фокусов, от тенденций развития креативных индустрий в регионе, будем разрабатывать новые меры поддержки и соответственно, будем получать вклад в экономику и в социально-экономическое развитие региона.
Важные вещи, которые мы обсуждаем на форуме, лягут в дополнительную резолюцию о мерах поддержки и развития креативной индустрии. И конечно площадка форума - это прекрасная возможность участникам получить новые знания, обменяться опытом, познакомиться с творческими предпринимателями, студентам и молодежи узнать, как развивается бизнес в креативных индустриях, ну и уже в дальнейшем строить профессиональные планы на будущее».
Выбор в качестве стратегической площадки для проведения отраслевого форума ВлГУ обусловлен еще и тем, как в новом законе определены креативные индустрии. К ним отнесена деятельность, которая может быть основана на историко-культурном наследии, объектах интеллектуальной собственности, СМИ, рекламе, прикладном творчестве. Как отметила Юлия Бояркина, эти занятия интересны молодым людям, многие уже пробовали себя в творческих сферах. В этом убедились участники питч-сессии стартапов. Защита перспективных бизнес-проектов молодых предпринимателей в сфере дизайна, моды, гастрономии и медиа стала ярким событием форума, наглядно продемонстрировав, что молодые креаторы – не только будущее, но и настоящее отрасли, где технологии тесно переплетаются с эмоциями.
Даже не задумываясь, мы пользуемся продуктами креативных индустрий в нашей обычной жизни. Фильмы, музыка, картины, уличная реклама, и внешний вид городов и сел, красивая упаковка товаров, модные вещи. Сектор креативной экономики – это 16 направлений в зависимости от классификации вида деятельности, а именно: искусство, дизайн, мода, компьютерная графика, анимация, разработка компьютерных игр, IT, архитектура и урбанистика, кино, ТВ, новые медиа, музыка и саунд-дизайн, маркетинг и коммуникации, издательское дело, журналистика, образование в области креативных индустрий.


На Владимирском форуме это разнообразие явно прочитывалось. Буквально с первых шагов посетителя, поднявшегося на второй этаж ВлГУ. Здесь развернулась выставка авторских изделий разного направления. Тут же мастера проводили мастер-классы, делились секретами производства уникальных арт-объектов.

Более серьезные темы с ведущими российскими экспертами отрасли обсуждались на сессиях: «Фэшн-индустрия и легпром: российское производство в новой реальности», «Контент в эпоху внимания», «Креативные индустрии в туризме». Так, на тематической сессии, где обсуждались особенности ведения бизнеса в медиа, рекламе и кино, перед участниками дискуссии выступил известный актер – исполнитель более ста ролей в кино и сериалах, режиссер-постановщик семи сериалов и сценарист Рамиль Сабитов. Обладатель Золотого орла за сериал «Екатерина» рассказал, как технологии кинопроизводства создают цепляющую рекламу, как строить бренд через силу сторителлинга. Поделился секретами успешного союза творчества и бизнеса на примерах эффективной коммуникации актеров, режиссера и продюсера.

Коллега Рамиля по цеху Тимур Ефременков, актер театра и кино, сыгравший без малого сто ролей в различных проектах, спортсмен, КМС по боксу, капитан хоккейной и футбольной команды «СПАРТА», и на экране продолжает «спортивную карьеру» – роль прославленного хоккеиста Бориса Михайлова в байопике «Легенда № 17», участие в сериале «Молодежка». Представителям креативных индустрий было интересно узнать от актера о деталях формирования личного бренда, о плюсах и минусах узнаваемости, о возможности монетизации таких нематериальных понятий, как талант и харизма. Не только сделать селфи со звездными гостями, но и получить ценные рекомендации от профессионалов – за это участники форума благодарили организаторов.
Традиционные ремесла и искусственный интеллект, гастрономический код региона и культурное наследие, творчество и авторский дизайн в эпоху маркетплейсов, масштабирование бренда и сохранение авторской идентичности – в таких дискуссиях рождались предложения, которые станут базой для создания долгосрочной стратегии развития отрасли в регионе.

Одним из ключевых операторов мер поддержки для предпринимателей креативного сектора выступает Центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Его директор Ирина Зайцева считает, что с принятием федерального закон №330-ФЗ расширится спектр видов поддержки представителям креативных индустрий:

На форуме работала менторская гостиная, где специалисты Центра «Мой бизнес» оказывали персональные консультации. Также на этой площадке присутствовали эксперты фонда «Владимир Лизинг», Гарантийного фонда и микрокредитной компании по содействию МСП, бизнес-тренеры, консультанты по личному бренду и по финансовой безопасности, маркетологи.
Чем продиктован такой интерес к креативному сектору?
Ответ государства – скорее в экономической плоскости. К 2030 году долю творческих отраслей в экономике России планируется увеличить до 6%. Вот почему необходимо создавать условия для креативного предпринимательства, используя уже имеющиеся достижения регионов и расширяя возможности.
Но что креативные индустрии дают самим регионам и их жителям? Об этом, в частности, шел разговор на якорной сессии – на пленарном заседании. Спикерами которого стали: Елена Соскова, заместитель министра культуры Владимирской области, Татьяна Храпко, директор международного центра развития креативных индустрий «Креатив», преподаватель ВШЭ, креативный продюсер с 15-летним стажем, заместитель председателя комитета креативных индустрий Московского отделения «Опоры России» Нади Олейникова и генеральный директор ООО «ЭЛРОС», председатель ИТ-комитета Владимирского отделения «Опоры России», координатор партпроекта «Цифровая Россия» во Владимирской области Максим Байрак. Модератором сессии выступила Юлия Бояркина.

Но прежде чем эксперты представили свое видение будущего экономики творчества, на сцену пригласили тех, кто уже на практике попробовал интеграцию креативных индустрий и предприятий реального сектора экономики и сферы услуг.
Участники конкурса «Кадры» представили проекты, доказывающие, что творчество необходимо не только в креативных индустриях, но и в бизнес-структурах, которые уже развивают экономику нашего региона. Брендинг и разработка диджитал-продуктов в талантливом исполнении могут дать старт масштабированию, вывести продукцию на новые рынки. 25 команд и 50 партнеров-заказчиков два месяца тесно взаимодействовали, генерировали идеи, прокачивали креатив.

Главный приз в 100 тысяч рублей в упорной борьбе завоевала команда в составе Михаила Калинина, Павла Рассадкина, Юлии Турик.
Слова Юлии Бояркиной на открытии панельной дискуссии совпадали с главной идеей первого регионального конкурса креативных индустрий:
В самой специфической отрасли экономики зачастую и инструментом, и материалом служат творчество, идея, талант. Получается, что основа этой индустрии – человек. И значит, вопрос кадров в данном случае – первостатейный. Именно эту идею отстаивала на сессии Елена Соскова:
«В законе отдельной строкой прописана действительно подготовка кадров. И как же готовить кадры для креативной экономики? Именно об этом заговорили при создании "Школы креативных индустрий". Владимирская область в этом проекте – впереди многих регионов, потому что в области созданы уже три школы креативных индустрий. Началась эта работа с 2021 года. Первая школа креативных индустрий была создана на базе Владимирского областного колледжа культуры и искусства. Следующие школа креативных индустрий в 2023 году была создана на базе детской школы искусств города Гусь-Хрустальный.
Третья школа креативных индустрий была создана на базе детской школы искусств № 1 города Мурома. Нам предстоит еще одна задача: в следующем году открыть еще одну школу креативных индустрий – на базе детской школы искусств поселка Малыгино, но в Доброграде».

Теория без практики, как известно, глуха. Сами по себе знания, которые не ориентированы на реальное применение, достаточно сложно реализуются в экономике как региона, так и всей федерации, и города в том числе, – считает Татьяна Храпко. Ее команда не первый год работает над инструментарием проектного управления в творческих задачах. Практика показала, что используется и работает в бизнесе, то вполне подходит для управления проектами в креативных индустриях.

Формировать стратегию развития нового сектора экономики с учетом особенностей региона, традиционных промыслов, культурных брендов – задача, как будто вполне реализуемая в нашем регионе, где целые села, а то и горда, веками создают уникальные изделия, ставшие визитной карточкой Владимирской области. Но креативных направлений 16, и некоторые из них рождаются у нас на глазах. Участники пленарного заседания были едины во мнении, что становление и развитие отрасли, достижение заявленных целевых показателей требуют мер поддержки администрации субъекта федерации, заинтересованности крупного, малого и среднего бизнеса и инициативности творческих людей, готовых реализовывать свои идеи и создавать новое. В том числе и новые понятия. Одно из таких - продюсер территории, именно так, ни больше, ни меньше.
О том, что может продюсер, и что от него зависит, рассказала Нади Олейникова:

В связи с расширением компетенций, меняются и требования к профессии. Это уже не тот человек, задача которого «добыть» деньги на реализацию проекта.
«Коллеги из Сколково так представили роли креативного продюсера. Первая роль — это продюсер управления, который отвечает за стратегическое управление, стратегическое мышление, анализ рисков и масштабируемость проекта. Следующий немаловажный навык — это продюсер-продукт. Он отвечает за операционную деятельность и ее контроль, анализ финансовых результатов, собирает обратную связь и считает, конечно же, эффективность проекта, что немаловажно. Следующий — продюсер-лидер. Это человек, который отвечает за управление креативной командой. А это еще тот квест, знаете, управлять креативными людьми. Дальше продюсер-визионер — это немаловажная компетенция, которая отвечает за насмотренность, за тренды.
Так вот, как раз возвращаясь к образовательным навыкам, это немаловажная сейчас составляющая компетенции, которая важна в каждом регионе. Сейчас все чаще приходят запросы на акселераторы креативных индустрий. Именно для предпринимателей, для развития навыков креативного прогрессирования. На такие программы, которые будут развивать креативное мышление, креативные навыки представителей бизнеса. Так вот, подытожив свое выступление, креативный продюсер — это ключевая фигура, на мой взгляд, современной экономики, которая превращает идеи в реальные проекты и способствует развитию страны. Продюсируя регионы, мы продюсируем Россию», – впечатлила коллег столичный эксперт.

Ждем вакансию креативного продюсера всей Владимирской области? И надеемся, что этим займется не искусственный интеллект. Именно это участники сессии рассчитывали услышать от координатора проекта «Цифровая Россия» Максима Байрака. Компания, которую он возглавляет, занималась сложными инфраструктурными государственными проектами. В ходе своей основной деятельности специалисты анализируют риски и тренды. Максим представил мегафутуристическую картину нашей ближайшей реальности. Рассказал, как новейшие технологии могут адаптироваться в области креативной индустрии, развивая их. По-доброму пожелал каждому посмотреть на свою профессию сквозь призму распространения нейросетей, просчитать риски в перспективе нескольких лет. «И возможно трансформировать свою профессию в гибридную, тем самым себя защитить от возможных изменений».
Но все же Максим Байрак вселил оптимизм:

Этот заключительный вывод воодушевил всех участников форума. Ведь креативные индустрии, хоть и сталь отраслью экономики на законном основании, в основе своей строятся на эмоции, на впечатлении и на вдохновении создателей продукта.
Юлия Бояркина, завершая пленарное заседание, сказала об этом же:

Итогом форума «Мой бизнес. Креативные индустрии» станет конкретная «дорожная карта» по развитию креативной экономики Владимирской области.
Контакты для связи
Центр «Мой бизнес» Владимирской области
Телефон: 8 (4922) 777-620
Сайт: форум-мойбизнес-33.рф