Как высшее образование реагирует на новые вызовы?

Наш мир стремительно меняется. И это касается не только пандемии коронавируса, но и десятков других процессов. Профессор Владимирского филиала РАНХиГС Роман Евстифеев рассказывает об изменениях в высшем образовании для адекватного ответа современным вызовам
10 Апреля, 11:29 3347

FD300582-660D-4E8F-86C9-67DBDEDB669E.jpeg

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – ИЗМЕНЕНИЯ К ЛУЧШЕМУ

Почти две с половиной тысячи лет назад в Афины вернулся после долгого и трудного путешествия философ Платон. За его плечами уже был неудачный опыт переустройства общества на острове Сицилия, продажа в рабство и выкуп из него при помощи собранных друзьями денег. Кстати, хозяин Платона, узнав, что у него рабом был известный философ, все деньги вернул Платону. Вернувшись в Афины с деньгами, Платон сделал неожиданную вещь: он хотел многое изменить в городе, и для этого … купил на все деньги сад в центре Афин и организовал там место для обмена мыслями и обучения. По имени бывшего хозяина сада, которого звали Академ, место стало называться Академией. Знаменитая Платоновская академия просуществовала более 800 лет и оказала огромное влияние не только на Древнюю Грецию, но и на всё человечество. Принципы академии - непосредственное общение учителя и учеников, прямая передача знаний в ходе бесед – дошли и до наших дней. А в основе любой Академии - изменение общества к лучшему.

Такова цель и нашей президентской Академии. Однако сегодня возможности для получения любой информации почти безграничны, и у преподавателей уже нет монополии на знания. Поэтому мы стараемся облекать знания в современные формы, визуализировать, оцифровывать, делать более доступными и актуальными.

КУДА ДВИЖЕТСЯ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Есть три главных тренда в высшем образовании, которые определяют его развитие.

Первое – это поиски оптимального соотношения офлайн и онлайн образования. Опыт массового перехода на дистанционное образование в период пандемии уже показал, что эти формы обучения не противостоят друг другу, а требуют согласованной настройки с учетом возможностей вуза, преподавателей и студентов.

Второй тренд – разделение высшего образования на практическое образование и академическое. Нужны ли студенту фундаментальные долговременные знания? Или для него важнее быстрая адаптация и быстрый успех «здесь и сейчас»? Ответить на этот вопрос однозначно нелегко. Сегодня мы совмещаем две эти стратегии в рамках одной студенческой аудитории. Но в будущем, возможно, произойдет разделение вузов на обеспечивающие базовые практические навыки и на университеты в старом смысле этого слова.

Третий тренд – индивидуализация высшего образования. Время университетов-фабрик, готовящих одинаковых специалистов, проходит. Современный человек ищет в мире собственную индивидуальную траекторию. И в нашем вузе есть все возможности для выбора учебных дисциплин, тематики курсовых и дипломных работ, направлений научной работы студентов.

КАКИЕ ВУЗЫ ИМЕЮТ ПРЕИМУЩЕСТВО СЕГОДНЯ?

Вузы очень разные и работают в разных условиях, при этом, как принято говорить – размер имеет значение. В этом смысле РАНХиГС – уникальный вуз, имеющий разветвленную филиальную сеть, которой нет ни у одного вуза в мире. Это огромная корпорация, при этом основная масса студентов обучается в региональных филиалах, которые максимально приближены к потребностям обучающихся.

В Москве разрабатываются планы стратегического развития, обеспечивается их реализация, а филиалы РАНХиГС имеют возможность заниматься главным делом - обучением студентов. Кстати, в последние годы все больше становится студентов, которых отличает самостоятельность, ответственность, интерес к изучаемой области, желание добиться успеха. Мне кажется, именно для таких студентов наш РАНХиГС может быть особенно полезен. Среди преподавателей нашего Филиала много управленцев-практиков, достигших успехов на государственных должностях или в бизнесе и вовлеченных в управленческие процессы. Я сам, к слову, стал преподавателем Владимирского филиала РАНХиГС в 2001 году, после 10 лет работы на государственной службе в администрации Владимирской области.

Это важно еще и потому, что образование в нашем Филиале получают не только выпускники школ, но и вполне взрослые люди, состоявшиеся профессионалы. Мы стараемся отвечать на все запросы, возникающие на рынке, учимся сами, постоянно развиваемся. Примером может служить многолетнее сотрудничество с Центром подготовки космонавтов. В результате в нашем Филиале получили образование 14 действующих космонавтов и более 70 сотрудников Центра. Таких примеров у нас достаточно много.

ЗНАНИЯ + КОМПЕТЕНЦИИ + КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ = УСПЕХ

Сегодня в мире переизбыток информации, которая выдает себя за полезные знания. Людям трудно выделить главное из мегатонн мусора. Поэтому мы не только даем студентам знания и обучаем профессии - мы их учим верифицировать информацию, критически ее оценивать и использовать. Это и есть составляющие успеха.

800 лет назад один владимирец по имени Даниил написал небольшой текст о своей жизни, ставший жемчужиной древнерусской литературы. Кстати, писал этот текст Даниил, находясь в заточении, в замкнутом пространстве, возможно, во время эпидемии, в самоизоляции, отсюда и его прозвище –Заточник. «Слово Даниила Заточника» - удивительный и загадочный документ XII-XIII веков, написанный с большим чувством юмора и самоиронией. Именно поэтому этот текст многократно переписывался, читался, оказывал влияние на людей. То есть, автор – как сказали бы сегодня – стал мегапопулярным и успешным блогером или стэндапером, имеющим миллионы просмотров и лайков. Рассказывая о тяжестях и радостях своей жизни, Даниил Заточник выделяет главное: для него - это ум, способность знать и понимать самое важное в мире, использовать знания, сохраняя и развивая свою индивидуальность в сложных условиях.

Мне это кажется очень современным, подходящим и для Владимирского филиала РАНХиГС, который даёт всем возможность стать умными, современными, уникальными, успешными и совместно менять к лучшему этот сложный динамичный мир.