Компания Аникеева подала в суд на московских проектировщиков

Заказчики многофункционального центра, который должен вырасти в городе Владимире у гипермаркета «Глобус», судятся с московским архитектурным бюро, занимавшимся разработкой проектной документации
Новости Автор: 19 июня 2019, 14:20 11 8032

Заказчики строительства торгового центра в новом микрорайоне города Владимира на выезде в сторону Суздаля судятся с московской архитектурной компанией Blank Architects. Речь идет о проектировании крупного многофункционального комплекса, который должен стать центром нового микрорайона в столице Владимирской области.

Стороны не смогли договориться об оплате проектной документации, которая была заказана компанией «Таир» у Blank Architects. В суд обратились заказчики, посчитавшие, что исполнители, не передав оговоренный в договоре комплект документов, потребовали заплатить им за работу сумму, вдвое превышающую изначальную.

XVIII-1339.jpg
XVIII-1329.jpg

В настоящее время судом принято решение о направлении на экспертизу переданной исполнителем и полученной заказчиком документации — для оценки реального объема выполненной работы, подлежащей оплате (документы переданы в «Центр судебной экспертизы и оценки «Конгресс», г.Жуковский, Московской области). Ни та, ни другая сторона в разговоре с редакцией не назвали прописанных в договоре сумм, но насколько известно Зебра ТВ, речь идет о десятках миллионов рублей.

XVIII-1306.jpg
XVIII-1337.jpg

Первыми о конфликте, перешедшем в судебный спор, Зебра ТВ сообщили проектировщики. Но позже руководство компании Blank Architects взяло паузу для уточнения своей публичной позиции. Зато на вопросы редакции согласились ответить представители инвестора.

Свою позицию высказала куратор проекта, гендиректор ООО «АБИ Молл» Екатерина Корякова - формально стороной спора является компания «Таир», 100% собственником которой является известный во Владимирской области бизнесмен и депутат Госдумы Григорий Аникеев.

XVIII-0343.jpg

«Мы проводили очень большой конкурс — смотрели, кто имеет опыт работы в этом направлении. Много ездили и смотрели, как это в других проектах организовано именно с точки зрения досуговой составляющей. Смотрели европейский опыт, смотрели мировой опыт для того, чтобы у нас самих сформировалось мнение о том, что нам нужно и что мы сможем жителям предложить.

В нашей отрасли есть профессиональная выставка, на которой мы и познакомились с одним из международных архитекторов. Нам тогда казалось, это компания с очень большим опытом, выполнявшая подобные заказы, и имеет в том числе мировой опыт. Так мы выбрали компанию Blank Architects, они сами из Польши, но уже много лет живут и работают в России», - рассказала Екатерина Корякова о знакомстве заказчиков и исполнителей проекта.

Куратор проекта пояснила, что сначала у Blank Architects была заказана концепция многофункционального комплекса. После передачи полученных документов первый контракт был закрыт в 2017 году. Корякова подчеркивает, что теперь все права на уникальную концепцию комплекса принадлежат заказчику:

«Что такое концепция? Это рендеры, картинки, на которых формируется непосредственно визуализация самого объекта. То есть, они нам дают понимание того, каким объект может быть. Мы проводили эту концепцию через фокус-группы, так как изначально было три варианта исполнения. Ту концепцию, которую мы видим сейчас — кольцо — тоже придумали мои маркетологи. И архитекторам мы уже это передали со словами: «Ребята, Владимир находится на Золотом кольце, на пересечении дорог Владимир - Суздаль, у дороги на Боголюбово, которое также входит в список наследия ЮНЕСКО». И они разработали нам определенную визуализацию. Эта работа полностью оплачена».
XVIII-0300.jpg

После первого этапа у московских проектировщиков была заказа разработка непосредственно самого проекта, рассказывает Екатерина Корякова:

«Мы это заказали потому, что нам понравилась их работа при разработке архитектурной концепции. На тот момент мы еще не сформировали свой пул проектировщиков. Кроме того, мы рассчитывали на то, что международная компания, имеющая богатый опыт, даст нам экспертизу в этом вопросе. Второй проект делился на две части: разработка проектной документации в стадии ПД (проектная документация) и работка проектной документации в стадии РД (рабочая документация). И вот сейчас мы находимся на стадии реализации всей этой истории - работа по этому контракту фактически заняла весь 2018 год».
Проект планировки территории.jpg

О причине спора с проектировщиками, у которых была заказана работа и которые успели передать заказчику четыре коробки документации, Екатерина Корякова рассказала следующее:

«Они выдали нам первый проект первого этапа стадии проектной документации, выполненный в результате планомерной и постоянной работы с нами, как с заказчиком. При этом сорвали нам сроки на несколько месяцев. Это все зафиксировано и закреплено документально. Они должны были они нам выдать стадию ПД в июле, а выдали в сентябре с корректировками и доработками. Но несмотря на это, мы пошли с ними в следующий этап — разработку рабочей документации. И в ноябре мы должны были от них уже получить весь комплект рабочей документации.

Вместо этого, за несколько дней до выдачи рабочей документации я получаю от них письмо о том, что проектировщики неправильно рассчитали свои затраты в этом проекте, в связи с чем цена контракта увеличивается на 50%. Понимаете, да? Не на 5%, не на 10% и даже не на 20%, а на 50%. Мне сообщили, что в случае неоплаты я просто не получу этап рабочей документации. Речь идет о плоскостных чертежах, которые я должна выдать строителям на стройку. То есть, то самое, что они должны взять вместе с лопатой и уже пойти рыть фундамент. А вместо этого я получаю от них письмо за подписью их генерального директора о том, что «вы извините, мы у вас в тендере, конечно, участвовали, но неправильно посчитали свои расходы». Я как человек, который работает в бизнесе, не понимаю, как можно просчитаться на 50%.

Мы потом уже узнали, что они привлекли на субподряд некую третью организацию, которая участвовала в нашем проекте, и которая выполняла у них ряд работ. И в связи с этим проект, видимо, стал им экономически невыгоден, и они решили, что стоимость контракта должна увеличиться. Нам это показалось странным, и мы взяли некую паузу в отношениях, пытались разобраться, о чем-то договориться. У нас позиция такая: вот контракт, по которому мы вам должны выдать 1-е, 2-е, 3-е. В контракте написано, что эта работа стоит столько-то денег, работы должны быть выполнены в такие-то сроки. Ну, сроки — ладно, всякое бывает, дорабатывали-перерабатывали, но все остальное?

Выдача этого комплекта шла постепенно — она делилась на 4 или 5 этапов. Механизм такой: первый этап они выдают, мы смотрим/проверяем, даем обратную связь, они корректируют. Второй этап — то же самое. Но в какой-то момент мои ребята стали мне говорить, что им кажется, что проектировщики сокращают объем выдачи документов. То есть, часть их зачем-то придерживают, все это началось еще в августе-сентябре. Несмотря на это, мы им заплатили аванс за всю эту историю — то есть, сделали именно то, что было предусмотрено контрактом.

Мы заплатили аванс за стадию рабочей документации, причем мы оплатили три этапа этих авансов и уже должны были все на выходе получить. А вместо этого мы не получили это письмо. И, конечно, у нас теперь суд — я прошу этот аванс вернуть мне назад. Но понятно, что возвращать деньги, которые они проплатили одному из своих партнеров, они, наверное, не очень хотят».

XVIII-0334.jpg

Екатерина Корякова заявила, что заказчик не стал раздувать публичный конфликт, потому что решила выяснить все вопросы в судебном порядке:

«Blank Architects никакими авторскими правами на это не обладают — мы им заплатили за концепцию миллионы рублей. Авторские права к нам перешли, и они во внешний мир все это транслировать имеют право только с нашего письменного согласия — это написано в контракте. Мы тем не менее всю эту тему не раздуваем и понимаем, что у них там какая-то свою позиция на эту тему, на которую они с нами не разговаривают — мы перешли на общение только в юридической плоскости».

На предположение, что заказчик раз за разом намеренно требовал вносить в документацию правки, предполагающие сокращение стоимости строительства комплекса, Корякова отвечает так:

«Стоимость объекта, который они должны нам спроектировать, прописана в договоре. Мы с ними сразу на этапе договора все прописали в контракте: «Уважаемые проектировщики, вы с международным опытом, вы стоите дороже, чем все остальные. Больше того, вы стоите дороже в разы». Так вот, вы должны нам спроектировать объект такой-то площади, который на этапе строительства будет стоить столько-то денег. Понимаете, в документах указана сумма, заложенная на реализацию. Если быть точнее, там даже прописано, что она может быть скорректирована в пределах 10% (то есть, строительство может выйти чуть дороже или дешевле). И вы обязаны эту сумму обосновать соответствующим сводно-сметным расчетом». Мы очень четко с юристами этот вопрос отработали — и с их, и с нашими.

Представьте, что вы обсуждаете с дизайнером свою квартиру. И он вам, например, говорит: «Давай сделаем лестницу белой». А вы ему говорите: «Нет, давай сделаем бежевой, мне бежевый больше нравится». И в итоге решаете: «Ок, давай менять». Или вы обсуждаете, поклеить обои или сделать их под покраску — это все рабочие моменты. Понимаете, все очень четко прописано в контракте. Например, то, что они нам должны предоставлять до трех вариантов решений».

По мнению Екатерины Коряковой, в суде представитель московской проектной компании ведет себя непрофессионально. В частности, юристы архитектурного бюро не поясняют, где находится гендиректор проектной организации Магда Чихонь:

«Мы по-прежнему готовы к диалогу, но, например, юрист ответчика в суде заявила, что она не знает, где находится генеральный директор госпожа Магда Чихонь, которая, на секундочку, является личным поручителем по этому контракту. То есть, она как физическое лицо всем своим имуществом поручилась за то, что этот контракт компании Blank Architects будет выполнен. И понятно, что ей теперь просто не хочется это делать — и она таким образом просто пытается как-то разрешить ситуацию.

Когда все это начало разворачиваться в том ключе, в котором идет теперь, я объехала примерно шесть проектных организаций в Москве с таким же именем - и английских, и турецких. Я пыталась разобраться и понять, может быть, это мы в чем-то неправы, просила оценить стоимость работ. Но поговорив с участниками рынка, мы поняли, что заложенная в нашем контракте цена — конкурентная. То есть, эти дополнительные 50% - просто какие-то неадекватные требования.

Чтобы было понятно, согласно предложенным нам окончательным условиям дополнительная стоимость работ оценивалась в дополнительные 1000 рублей за 1 квадратный метр проектируемых площадей (включая НДС). Кроме того, на завершение проекта потребовалось еще 6 месяцев работы, хотя изначально предполагалось, что мы получим весь проект через 8 месяцев после заключения контракта».

Многофункциональный центр 2.jpg

Куратор строительства не считает, что проектируемый во Владимире объект является особенно сложным для исполнения:

«Это архитекторы себе хотят набить цену, когда говорят, что он какой-то сложный. Нет там никакой сложной конструкции. Вы, если бывали в Европе, то, наверное, обратили внимание, что все хорошее — очень простое. Основной нюанс или какая-то фишка — это некая идея «золотого кольца». Вся уникальность — только во входных группах. Все остальное здание — абсолютно простое. Я не могу сказать, что оно не сложнее того, что мы строили для гипермаркета «Ашан». Только там у нас был металлокаркас, а здесь будет использоваться железобетон.

Сейчас мы сами изучаем многие вопросы. Например, каким должен быть кинотеатр. Может быть, вы обратили внимание на то, что раньше все стремились к тому, что в кинотеатре должно быть много больших залов? Сейчас — все наоборот. Соответственно, это тоже определенные задачи накладывает на конструкцию объекта. А наши уважаемые проектировщики как раз, не подумав об этом, запроектировали нам три больших зала. Мы когда разговаривали с теми, кто занимается этим профессионально, то услышали: «Ребят, сейчас вообще тенденция к тому, что мы станем маленькими, уютными, домашними. У нас можно будет сидеть прямо в кинотеатре и пить чай/кофе». Кроме этого, сейчас мы стали разбираться во всей проделанной работе и другие нюансы выяснять: получается, то здесь что-то недодумали, то здесь не с душой подошли. Хотя, мне кажется, что мы, как заказчики, дали все, что могли на входе дать.

Или вот еще показательный момент. Они запроектировали посадить рядом со зданием красный дуб. Когда мы спросили, сколько он стоит — выяснилось, что его надо везти из Канады — оказалось, что вместе с доставкой он будет стоить около 50 миллионов рублей. Господи, почему нельзя посадить деревья, которые растут в нашей средней полосе? Мы встречались со специалистами нашего Патриаршего сада и просили их помочь с этим вопросом. Они посмотрели то, что нам проектировщики запроектировали и говорят: «Ребят, у вас вот это расти не будет, вот это — не будет, вот с этим тоже возникнут проблемы. Так что давайте менять их на другие». Все это тоже потребовало определенного времени, определенной работы.

Как проектировщики, они делали только многофункциональный центр. Я знаю, что они консультировались с кем-то с точки зрения парка — привлекали каких-то консультантов. Но когда они нам озвучили цену за проект парка, мы поняли, что это какие-то нереальные деньги. И нам опять же хотелось, чтобы наши местные ребята поучаствовали в этом вопросе. Так что мы решили провести конкурс в нашем владимирском университете — мы часто практикуем эту историю».

XVIII-0330.jpg

По словам собеседницы редакции, в настоящее время реализация проекта, не дожидаясь судебного решения, уже передана компании «Проектсервисстрой»:

«Мы объединили несколько разрозненных юрлиц в одну строительную компанию, усилили ее, пригласили еще строителей - и теперь все это вместе называется «Объединенная строительная компания». Всего в ней порядка 50 проектировщиков, включая бюро ГИПов и ГАПов — это люди, которые сами разрабатывают объекты с точки зрения сетей, благоустройства, инфраструктуры. То есть, по сути, это новое во Владимирской области предприятие проектировщиков, которое само разрабатывает такие вот вещи».

Екатерина Корякова уточнила, что пока никаких работ, связанных непосредственно со строительством многофункционального центра, не ведется. Строительная площадка обеспечивается необходимыми коммуникациями — водопроводом, канализацией, электричеством. По планам инвесторов, этот этап должен быть завершен к концу 2019 года.

«Кроме того, сейчас мы разбираемся с объектами архитектуры, связанными с примыканием к федеральной трассе - на участок надо как-то попадать. Проектируются транспортные развязки с организацией светофорного регулирования, чтобы люди могли въезжать на этот объект», - пояснила гендиректор «АБИ Молла».

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате