Две недели назад, 16 октября, администрация Владимирской области с подачи регионального управления Роспотребнадзора установила комендантский час для ресторанов, кафе и баров. Из-за быстрого распространения коронавируса им запретили проводить развлекательные мероприятия и обслуживать клиентов с 23:00 до 08:00. 28 октября аналогичное по сути постановление выпустило федеральное управление Роспотребнадзора уже для всей России, но с укороченным комендантским часом.
Спустя два дня владимирский Белый дом скорректировал свой предыдущий указ, отчасти приведя его в соответствие с общероссийским: ресторанам разрешили по ночам продавать еду на вынос, а обслуживать клиентов в залах позволили с 6 часов утра. Кроме того, областные власти обозначили временные рамки: запрет действует пока только до 15 ноября.
Вице-губернатор Александр Ремига 30 октября встретился с владимирскими рестораторами и попытался заверить их, что региональные власти выступает на стороне бизнеса:
Экономический блок Белого дома, если верить Ремиге, прорабатывает несколько «облегченных» сценариев работы в сфере общественного питания на время пандемии. Например, обсуждалась схема, когда ресторанам, кафе и барам разрешат обслуживать клиентов в ночное время по пятницам и субботам, но с более жестким ограничением одновременного числа посетителей.
Вице-губернатор подчеркнул, что самый больной вопрос - безопасность жителей в условиях постоянно растущей заболеваемости коронавирусом. То, что обстановка во Владимирской области ухудшается, подтвердила и представитель регионального Роспотребнадзора, присутствовавшая на встрече с рестораторами:
Начальник отдела юридического обеспечения Роспотребнадзора Виктория Вечканова не стала оценивать эффективность комендантского часа для ресторанов, пояснив, что «это все, конечно, подскажет нам время».
Представитель Роспотребнадзора объяснила комендантский час тем, что так прописано в постановлении федерального ведомства. У владельцев ресторанного бизнеса возник вопрос, на основании каких показателей федеральная служба по защите прав потребителей рекомендовала закрыть заведения общественного питания именно на ночь.
Управляющий рестораном «Марио» Илья Рождественский спросил, какое количество работников ресторанного бизнеса Владимирской области заразились коронавирусом и сколько людей, у которых выявили ковид, в течение двух недель до заражения посещали ночные клубы и бары.
«Дело в том, что у нас не такого, что заболевшие люди при эпидрасследовании говорят, что вчера они были в том или ином заведении общественного питания. Мы эпидрасследования проводим сейчас лишь с той целью, чтобы узнать информацию о заболевших и их контактах», — призналась Виктория Вечканова.
«Бизнес основан на цифрах и их анализе. У нас цифр нет. Почему вы закрыли ночные заведения, а не 24-й маршрут автобуса? У нас ограничения введены, но заболеваемость только растет. Тогда вопрос: при чем здесь рестораны?» - возмутился Илья Рождественский.
«Я ещё раз повторяю, что это связано с общим распространением в регионе коронавирусной инфекции. Мы хотели каким-то образом, действительно — и это абсолютно осознанно было — разобщить людей», - выделяя голосом каждое слово, отвечала начальник отдела юридического обеспечения областного Роспотребнадзора.
«Мы не работаем по ночам две недели. С точки зрения Роспотребнадзора, как это повлияло на ситуацию?» — пытался добиться внятного ответа Рождественский.
«Как это, не работаете две недели?» — удивилась Вечканова.
«Постановление о комендантском часе для ресторанов вышло 16-го числа», — подключился к диалогу владелец ресторанов «Сохо» и «Чито-Грито» Дмитрий Большаков.
Представителя Роспотребнадзора спасли сам рестораторы, они начали наперебой задавать вопросы, и Александр Ремига, прервавший словесную перепалку. Вице-губернатор согласился, что не узнавать информацию о том, были ли заразившийся человек в ресторане — «как-то странно», и попросил Викторию Вечканову предоставить необходимые цифры. Она согласилась.
Во время встречи рестораторы неоднократно обращались к московскому опыту, где общепиту не запрещали работать, но обязали отмечать всех посетителей с помощью QR-кодов. От заражения такая мера не спасает, но если у кого-то из посетителей позже подтвердится коронавирус, предупредить остальных людей, отдыхавших с ним в одно и то же время, будет проще.
Александр Ремига предположил, что такая система во Владимирской области никогда не заработает потому, что в регионе нет необходимого количества ресурсов для этого. По оценке вице-губернатора, чтобы внедрить систему авторизации по QR-кодам, потребуется 10 миллиардов рублей.
Владелец сети пекарен «Добрые булки» и ресторана «По чесноку» Артем Силонов уверен, что для сбора информации достаточно будет обычной тетрадки, куда бы заносились контакты посетителей.
По некоторым оценкам, в первый уик-энд после введения комендантского часа выручка ресторанов Владимирской области упала на 30% по сравнению с предыдущими неделями. Заведения вынуждены были сокращать траты на закупку продуктов питания, что по цепочке привело к падению доходов их поставщиков. Предприниматели даже составили коллективное обращение к губернатору Сипягину с просьбой пересмотреть положения указа.
Уполномоченная по защите прав предпринимателей во Владимирской области Алла Матюшкина сообщила, что получала даже коллективные обращения о грядущем банкротстве заведений общественного питания, если администрация региона не примет решительных мер.
Возможно, больше городских ресторанов пострадали придорожные кафе, где запрет на работу в ночное время создает проблемы не только предпринимателям, но и дальнобойщикам, а следовательно и всей системе грузоперевозок. В придорожных кафе не устраивают банкетов и дискотек, они нужны, чтобы накормить водителей, - напомнил Андрей Кондрашин, директор ООО «Викон», которому принадлежит несколько заведений на федеральной трассе М-7.
Кондрашин считает, что даже послабление в виде разрешения готовить еду на вынос не сильно поменяет ситуацию. Если весной или летом водители могли есть из одноразовой посуды на капотах своих автомобилей, то осенью делать менее комфортно. К тому же, плотность посетителей в таких заведениях невысока, утверждает Кондрашин, а значит риск заразиться минимален.
Но труднее всего пришлось ночным клубам и детским развлекательным центрам, которые вынуждены были полностью прекратить деятельность. Но если с досуговыми комплексами еще можно предусмотреть варианты, например, разводить по разным помещениям компании отдыхающих, то заведениям, работающим только по ночам, помочь сможет только отмена запрета. Но судя по риторике властей, ждать ее придется долго.
«Во Владимирской области Роспотребнадзор запретил нам работать три недели назад. Указ, на который вы опираетесь, в рамках всей страны издан неделю назад. Подскажите, пожалуйста, нам всем: чем руководствовался владимирский Роспотребнадзор три недели назад?» — попытался в очередной раз добиться ответа владелец Дмитрий Лубченко.
«Я уже ранее сказала, что мы смотрим на эпидситуацию в рамках федерального закона. Это в наших полномочиях, вносить предложения органам исполнительной власти. Мы внесли такое предложение», — терпеливо повторяла Виктория Вечканова.
«Вы не предложение внесли», — возразил Лубченко.
«Мы внесли предложение», — чуть строже произнесла Вечканова.
«Тогда ответьте, пожалуйста, у меня два конкретных вопроса: чем мне сейчас платить аренду и как я могу смотреть в глаза людям, которым я не могу выдать зарплату. Людям, которые сейчас болеют точно так же, которых надо лечить, надо тратить деньги. Где мне взять эти деньги? У меня есть предписание арендодателя: если я не вношу очередной платеж, 9 ноября нам закрывают двери и говорят «до свидания». Все здесь присутствующие задают один и тот же, к сожалению, немой вопрос: «А мы здесь при чем?». Почему Роспотребнадзор не закрыл «Глобус» или общественную баню? Там коронавируса нет?» - попытался понять логику запретов владелец «Z-клуба».
Перед Дмитрием Лубченко примерно теми же вопросами задавался и владелец «Сохо» Дмитрий Большаков. По его оценкам, заведения общественного питания во Владимирской области посещают от силы 10-15% населения, и только 1-2% приходят в рестораны и клубы по ночам. Критическую роль в распространении ковида это явно не играет, зато существенно осложняет жизнь предпринимателям, у которых, кроме проблем с поставщиками, возникли трудности с поиском профессионалов индустрии. Повара, по словам Большакова, не готовы работать даже на повышенную зарплату, опасаясь новых закрытий заведений.
Владелец «Добрых булок» Артем Силонов предложил вернуть несколько мер поддержки, действовавших весной, например, компенсацию затрат на маски, антисептики и приборы по дезинфекции воздуха. Силонов также напомнил о льготном кредитовании: в сентябре основатель сети пекарен попытался взять заём под 2%, но в банке ему заявили, что вместо 4 миллионов, обещанных в начале лета, он сможет получить не больше 400 тысяч, да и то не факт, что сможет.
Заместитель губернатора Александр Ремига не стал давать никаких обещаний. Он предложил владимирским рестораторам за неделю определить меры, которые помогут одновременно и обеспечить защиту от коронавируса, и позволят сфере общепита остаться на плаву во время пандемии. После того, как список предложений будет готов, владимирский Белый дом опять пригласит рестораторов на встречу.
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.