Для противостояния коронавирусной инфекции региональные власти по всей России — и Владимирская область не исключение — объявляют режимы повышенной готовности и стараются максимально изолировать людей друг от друга. Такие меры неизбежно сказываются на сфере услуг, которая существует за счет коммуникации людей, их желания разнообразить свой досуг в компании друзей, родственников или единомышленников.
Ресторанный бизнес пострадал одним из первых — и очень сильно. Из-за быстрого распространения Covid-19, люди — поначалу сами, а потом и по наставлениям властей — стали избегать общественных пространств. Выручка кафе и баров упала, но на этом проблемы не закончились: следом власти объявили для заведений общественного питания запрет на прием посетителей. Доставка еды по дистанционным заказам стала единственным способом хоть как-то продержаться в непредсказуемых условиях, но и она не гарантирует выживания.
Максим Елашин, партнер управляющей компании «ВилкиНет», которая владеет одноименным брендом, рассказывает, как кризис сказался на франшизе, почему переход в онлайн и экстренный запуск сервиса доставки поможет не всем, а также почему властям нужно поддерживать бизнес не так, как сейчас.
***
Во второй половине марта мы зафиксировали падение числа заказов и среднего чека в наших кафе примерно на 20%. Падение было ожидаемое, оно связано со страхом наших клиентов перед неизвестностью — люди всегда зажимаются, когда нет уверенности в завтрашнем дне. А дальше стало хуже. Вместе с указами о закрытии ресторанов, мы потеряли выручку залов и на самовывоз.
Самое важное — это здоровье наших гостей и сотрудников. В компании существует отдел контроля качества: все кафе ежедневно проверяются по чек-листу на соответствие стандартам чистоты. Сотрудники всегда работали в перчатках и масках, постоянно проводится дезинфекция помещений. Курьеры также работают в масках и выполняют так называемую бесконтактную доставку, когда заказ гостю ставят на сумку и курьер отходит в сторону. То же и с оплатой.
В феврале наше кафе на Девической улице в городе Владимире проверял Роспотребнадзор и не нашел никаких нарушений. 2 марта к нам приезжала Ксения Милас, ведущая программы «Ревизорро», и также присвоила нам знак качества. Теперь ждем выпуска в эфире — время для просмотра телевизора сейчас предостаточно.
Сегодня у нас одна задача — выжить. Выжить — это значит сохранить кафе наших франчайзи, команду, арендодателей. Речь даже не о получении прибыли, мы говорим о сохранении компании и минимизации убытков. Мы делаем беспрецедентные акции, даем большие скидки и, надо сказать, клиенты продолжают делать заказы, за что им огромное спасибо. Но надо понимать, что в провинции из-за низких доходов населения ресторанный бизнес низкомаржинальный, у предпринимателей или вообще нет подушек безопасности, или они настолько малы, что хватит не больше чем на месяц.
Что касается мер, принимаемых нашим государством, то я пока не вижу конкретики. Я вижу только то, что мы тратим много времени на поиск защитных средств для сотрудников и покупаем маски по 100 рублей за штуку.
На мой взгляд, необходимо сохранить доходы населения прямым деньгами от государства, или через работодателей. Это хоть как-то поспособствует сохранению спроса.
Для бизнеса нужны налоговые каникулы минимум на 6 месяцев. Не просто отсрочка, а именно каникулы, освобождение от всех налогов. Следует объявить режим чрезвычайной ситуации — это даст возможность получить каникулы по аренде помещений. Карантин должен быть жестким, полумер недостаточно. Чем быстрее мы победим вирус — а это возможно только при полной изоляции каждого — тем быстрее мы вернемся к нормальной жизни.
Все эти действий, как мне кажется, дадут шанс малому и среднему бизнесу. Не гарантируют выживание, но шанс будет. Сейчас сложно сказать, когда всё закончится и сколько времени понадобится на восстановление. Мы надеемся, что к осени рынок начнет приходить в себя.