Студенческая дистанционка: как живет Владимирский филиал РАНХиГС во время карантина

Неожиданное наступление коронавирусного карантина внесло свои коррективы в размеренную жизнь владимирцев. Об удаленной работе и отмене культурно-массовых мероприятий уже многое было сказано, но о том, как студенты будут продолжать обучение в трудные времена - нет
26 Марта, 09:59 2210

Первая неделя введения онлайн-режима показала, что многие учебные заведения России не готовы переключиться на дистанционное образование. Нехватка технического оснащения и особенности формы преподавания «подкосили» учебный процесс в первую неделю карантина: пары, проводимые в сети «ВКонтакте» по расписанию оказались неэффективны или же вовсе отсутствовали.

Не столкнулся с такими проблемами Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, который уже с начала года планомерно вводил дистанционные программы обучения, рассказывает Татьяна Старикова, заместитель директора филиала по учебно-методической работе и заведующий кафедрой финансов:

«Для наших преподавателей и студентов такой формат не стал новостью, они уже знакомы с технологией. Ряд дисциплин уже осваивался ими в дистанционной форме. Началось все с физической культуры, занятия по которой проводились не только в спортивном зале, но и давались дистанционно в лекционной форме для пропаганды ЗОЖ. Безопасность жизнедеятельности, психология, правоведение тоже преподаются дистанционно в рамках введения новых форм обучения и для оптимизации образовательного процесса, знакомства университета с новыми технологиями».

QQ0A1092.jpg

Заместитель директора Владимирского филиала РАНХиГС Т.В. Старикова

Как только 16 марта было получено извещение о карантине, руководство филиала собралось на совещание и, получив указ от головной Академии, приняло экстренные меры. То есть, стало поэтапно внедрять в процесс обучения нововведения. Главное из них - ограничение скопления людей ради безопасности студентов и преподавателей, отмечает замдиректора Владимирского филиала Татьяна Старикова:

«Сначала мы перевели на дистанционный процесс обучения ребят с очного и вечернего отделения, а уже позже и заочного. Сейчас в личном кабинете каждого студента размещены все материалы по расписанию лекций, семинаров, практик. То есть все, что в соответствии с рабочими программами дисциплин должно быть изучено. Многие преподаватели переходят на онлайн-лекции и конференции, они вольны в выборе инструментов для проведения таких занятий».

В помощь преподавателям Министерством науки и образования были подготовлены рекомендуемые компьютерные программы для проведения лекций. Например, доцент кафедры экономики Ольга Корнилова занятие проводит на интуитивно понятной каждому платформе «ZOOM». К лабораторной работе по экономике организаций студенты-второкурсники присоединились, кто как мог: и через ПК, и через смартфон:

«Занятия проводятся по расписанию, но в дистанционном режиме. Технические возможности нашего филиала позволяют организовать работу таким образом, чтобы качество образовательного процесса не снижалось. Неотъемлемой частью занятий является формат видеоконференции, проводящейся с полным составом группы. Так преподаватели выявляют степень усвоения пройденного материала и выдаем домашние задания».
QQ0A1105 (1).jpg Доцент кафедры экономики Владимирского филиала РАНХиГС О.А. Корнилова

Посещаемость от перехода на дистанционную форму не пострадала: из группы, насчитывающей 29 студентов, учиться «явились» почти все. Отсутствующих трое. Один заболел, второй отпросился, а у третьего во всей деревне отключили интернет - это, между прочим, уважительная причина для пропуска занятия. Не страшно, каждая видеоконференция записывается, ребята позже смогут ее пересмотреть.

Все идет в штатном режиме. Ольга Корнилова выводит на экран, который виден каждому студенту, задание, попутно дополняя и комментируя. Слушатели внимательно следят за процессом, ведь за ними наблюдает преподаватель и, кроме того, может в любой момент спросить ответа, руководствуясь списком группы. В свою очередь, каждый студент может попросить разъяснений по теме через микрофон или в чате:

QQ0A1107 (1).jpg
«Мы общаемся со студентами и благодаря электронной почте, отправляем методические рекомендации по изучаемым темам, необходимые материалы, задания. От них ждем обратной связи с выполненным заданием. Такой формат повышает эффективность дистанционного обучения, потому что преподаватель находится в постоянном контакте с каждым студентом».

Если преподаватель отвлекается, по привычке студенты начинают болтать и смеяться - все как и в стенах университета. А формат обучения в интернете их ничуть не смущает. Молодые и продвинутые, сразу же освоились. Занятие ведется стандартно полтора часа и, как только «прозвенит звонок», студенты могут выйти из конференции, чтобы посмотреть видео с котиками, отмечает Ольга Корнилова:

«Во время занятий в штатном режиме я могу спросить 5-6 человек, а при дистанционной работе даю задание каждому и уже офлайн их проверяю. На подготовку студентов это влияет исключительно положительно, для них это более трудоемкий и полезный процесс».

Пока не все преподаватели перешли на режим онлайн-занятий. Они постепенно осваивают технологии и работу временно ведут офлайн, то есть направляют задания через электронную почту. Татьяна Старикова, заместитель директора филиала по учебно-методической работе, уточняет, что уже сейчас около 30% преподавателей проводят видеоконференции на постоянной основе:

«На успеваемость новый формат не должен повлиять. У каждого студента есть персональное задание и, если он вовремя его выполнил, то получит положительную оценку. Критерии остаются те же, что и в очном режиме. Самое главное, что мы оцениваем посещаемость: во время онлайн-занятий преподаватель ведет перекличку, видя лица студентов на экране. Однако если студент не был в сети, при этом хорошо и в срок выполнив задание, он получит заслуженную оценку».

Не менее чем за сутки преподаватели размещают задания к следующему занятию. Без спешки, студенты успевают их выполнить. По словам Анастасии Тихоновой, обучающейся в РАНХиГСе по профилю национальной безопасности, сильно на распорядке дня переход к онлайн-режиму не сказывается:

«Преподаватели и технический отдел делают все возможное, чтобы мы продолжали получать достойное образование. Мне кажется, это сложнее обычной формы обучение, ведь каждый преподаватель должен быть на связи в режиме 24/7. Работать с нами через чаты, электронную почту, страницу личного кабинета».

Анастасия учится на последнем, четвертом курсе и уже успела пройти производственную практику до введения чрезвычайного положения. Девушка вовсю работает над дипломом: из-за него стандартно не спит ночами, но появляться на онлайн-занятиях успевает.

«Домашнего задания стало больше. Когда обучаешься очно, получается "филонить", а в дистанционном формате нас контролируют. Каждый день мы выполняем задания, скидываем отчеты о проведенных лекциях, проводим тесты, пишем эссе и готовим презентации. В принципе, за компьютером при подготовке мы тратим столько же времени, сколько и в штатном режиме, то есть 2-2,5 часа».
QQ0A1076 (1).jpg

Только сейчас студентка осознала, как ей нравится ходить на пары. В сети не хватает живого общения, энергетики преподавателя и, конечно, одногруппников. По последним сведениям, РАНХиГС в режиме дистанционного обучения будет работать до 12 мая. Важными деталями процесса поделился директор Владимирского филиала РАНХиГС, вице-спикер Законодательного Собрания Вячеслав Картухин:

«Переход на дистанционную форму обучения никак не скажется на уровне нагрузки преподавателей, исходя из этого, мы планируем учебный процесс, и на оплате труда текущая ситуация не скажется. Если у студента нет возможности выйти в сеть, мы в оперативном режиме окажем техническое содействие, но пока таких ситуаций не возникало. Стены филиала и все, что внутри них, всегда придут на помощь студентам».
WhatsApp Image 2020-03-26 at 09.00.25.jpeg директор Владимирского филиала РАНХиГС, вице-спикер Законодательного Собрания Вячеслав Картухин

Очевидно, что окончательная дата выхода из карантина зависит от ситуации по стране и в мире. О переносах экзаменов пока речи не идет, все надеятся на лучшее. В теории, студенты смогут сдать квалификационные и выпускные экзамены онлайн, сейчас этот вопрос тщательно прорабатывается:

«Мы приспосабливаемся к новой форме работы. Поддерживаем связь со студентами и преподавателями - интересуемся, какие у них возникают сложности, и благодаря этому оптимизируем процесс. Вся образовательная программа будет выполнена в полном объеме и в сроки, установленные законодательством. Хочется отметить, что ситуация с коронавирусом пришлась почти на конец учебного года, это упрощает нашу задачу».

Проведение мероприятий на базе университета тоже временно приостановлено, студентов и преподавателей просят воздержаться от посещения учебных стен. Но, в случае необходимости, все положенные меры для предотвращения заражения предусмотрены:

«В помещениях проводится влажная уборка, во всех зданиях есть дезинфицирующие средства для обработки рук. И, конечно, мы внимательно следим за состоянием здоровья тех, кто к нам приходит: проводим опросы, проверяем температуру».

Действительно, на входе в корпус расположен информационный стенд с подробной информацией о коронавирусе и, не использовав антисептик, мимо него вглубь помещения пройти нельзя. Так что, будьте спокойны, высококвалифицированных специалистов из РАНХиГСа из-за карантина меньше не станет.