В Белом доме заявляют, что наладили диалог с мусороперевозчиками

Региональное управление ФАС начало приостанавливать торги по выбору компаний-перевозчиков в связи с массово поступившими жалобами участников рынка на действия регионального оператора
Новости Автор: 21 Декабря 2018, 16:55 27 5471
фото пресс-службы администрации Владимирской области

Мусороперевозчики из Владимирской области обжаловали конкурсную документацию, выставленную региональным оператором «Владэкотехпром» в связи с поиском подрядчиков, готовых с Нового года оказывать ему услуги по вывозу мусора.

Документы «улетели» в региональное управление ФАС в середине дня 20 декабря. Как пояснили авторы жалоб, это был последний день, когда можно было официально направить жалобы — так, чтобы сотрудники антимонопольной службы успели бы их рассмотреть. Сегодня, 21 декабря, управление ФАС (информации о поступивших жалобах нет на официальном сайте) должно рассмотреть их по существу и принять решение о приостановлении или продолжении проведения конкурса. Согласно выложенной на сайте госзакупок документации, торги должны были стартовать в 9 утра в понедельник, 25 декабря.

По ифномрации Зебра ТВ , жалобы в УФАС точно подали компании «Чистый Владимир», «Экотех», «Чистый город», «Экоград», «Спецтранс», «Санитар» и «АСТ». Ситуацию в связи с принятием решения об обжаловании конкурсной документации для Зебра ТВ согласился прокомментировать юрист самой большой мусоровывозящей компании 33 региона «УНР-17» Сергей Румянцев. По его словам, накануне были оспорены все 10 лотов — жалобы были направлены разными участниками рынка.

«Мы обжаловали три лота. Основания везде примерно одинаковые, но со своей спецификой. Мы почему оспорили? Торги объявили на 9 часов утра понедельника. И чтобы был смысл с этим разбираться, направить документы можно только до начала торгов. Потому что никто не будет разбираться с торгами, которые уже проведены. Антимонопольная служба ничего не останавливает — она только рассматривает документы и выдает предписание организатору приостановить торги. На то, чтобы рассмотреть 10 лотов, надо просто физически много времени. Все это специалист ФАС должен успеть сделать в рабочее время в пятницу», - сказал Сергей в телефонном разговоре с Зебра ТВ.

При этом Румянцев пояснил, что, по его данным, жалобу в ФАС на этот раз направили даже ковровские чиновники. Он пояснил, что так как администрация не является возможным участником конкурса, то юридически этот шаг не имеет силы. При этом представитель «УНР-17» сказал, что местное руководство, вероятно, понимает, чем грозит им вступление в силу тех правил игры, которые определены региональным оператором Владимирской области — компанией «Владэкотехпром».

«Даже ковровская администрация написала жалобы. Там ситуация такая, что у них всего около 700 площадок, а в документации учтено и заказано на вывоз, кажется, только 200 с чем-то. То есть, 1 января даже если предположить, что торги могли бы пройти хорошо, 2/3 объема мусора там все-равно вывозиться не будет. Потому что задание (аукцион) сделано на треть всего реального объема. Зачем это сделано - непонятно. И администрация писала письмо, кажется, губернатору. А сейчас они тоже пытаются обжаловать торги. С юридической точки зрения, их жалоба не может быть принята (муниципалитет не является участником конкурса — ред.), но они ее направили», - сказал Румянцев.

На вопросы о том, с чем именно несогласны работающие на региональном рынке вывоза ТБО компании, собеседник Зебра ТВ перечисляет долго. По его мнению, пришедшие управлять профильным рынком люди — не знают специфики его работы не намерены прислушиваться к тем, у кого есть многолетний опыт отлаживания его механизмов.

«Там, например, большое количество штрафов — за малейшую задержку предоставления документации, незначительные сбои в графике вывоза мусора. И при этом за два любых нарушения — даже совершенно незначительных — ведут к расторжению договора. Плюс любые два нарушения — даже такие, которые ничего за собой не повлекли: дважды на 10 минут опоздал — расторжение договора.

И еще есть любопытный момент. Если оператор заявляет, что он несогласен с любой цифрой в акте оказанных услуг, то перевозчик получит свои деньги только через два месяца — даже в том случае, если в итоге будет принято решение, что он зря сомневался и все всё сделали правильно. Вы представляете, какие у перевозчиков (а это предприятия, у которых никаких других поступлений денежных средств, кроме как от регоператора теперь не будет) будут образовываться кассовые разрывы? И при этом, ставя предприятия в такие условия, они обосновывать свою позицию не должны: им достаточно сказать, что просто мы вот здесь и здесь с вами несогласны. А ты при этом получишь оплату услуг с большой отсрочкой — и не только спорную сумму, а все деньги за месяц.

И все это такие механизмы, которые при желании можно не использовать, а можно — и использовать. А риски — очень велики. Понимаете, нам сейчас говорят что-то вроде: давайте пока не обращать внимания на эти вещи и просто заключать договор, мол, мы потом в процессе отрегулируем. А реально вы же знаете, как все потом говорят: ну, вы же подписали договор — читайте, что там написано?».

Кроме того, по словам Сергей Румянцева, ответственность за соблюдение «кривой» региональной территориальной схемы работы с отходами тоже возложена на перевозчиков. То есть, налаживать мусорную логистику — задача не «Владэкотехпрома», а все тех же компаний-перевозчиков. При этом юрист поясняет, что на деле работать по этому документу невозможно, хотя бы потому, что в нем учтены даже не существующие вовсе объекты:

«Везде в документах написано, что соблюдать территориальную схему — это наша ответственность, а не регоператора. А там — масса несоответствий тому, как дела обстоят в реальности. Если мы, например, берем схему по Суздальскому району, то в соответствии с ней мы должны возить мусор на сортировку в Тереховицах, которой физически - нет. В том числе, есть куча мест накоплений, которые не указаны. И я могу сказать, что в аукционной документации очень много чего нет. В итоге получится, что крайним во всей этой истории окажется перевозчик, у которого в договоре одна информация указана, а в терсхеме — другая. И либо то — либо другое он должен будет нарушить. А за каждое нарушение, как я уже сказал, предусмотрены штрафы. Получается, что все компании сейчас просто поставлены перед выбором, что нам лучше нарушать: договор или терсхему».

Румянцев поясняет, что вопросов, связанных с тем, как регоператор решил «оптимизировать логистику» - гораздо больше. Они связаны с методикой подсчета объемов мусора, и с предложенным графиком работы:

«Например, по графику работы мы должны вывозить до 23 часов. А свалка — например, Марьинка — у нас работает до 20 часов. Мы три часа что должны делать? А наш график должен быть составлен в соответствии с их графиком. А график ты нарушил в месяц раз — тебе тут же за него могут не заплатить. И никого потом не будет интересовать, что все это к реальному положению дел не имеет отношения: как до платежей дойдет, все документы буквально будут читать».

Представитель интересов самого крупного регионального бизнес-игрока поясняет, что даже в том случае, если бы регоператор провел торги без всяких жалоб со стороны его потенциальных коллег, к 1 января 2019 года новая система все равно бы не заработала, так как по условиям конкурса договоры с победителями заключаются только через десять дней после их окончания — то есть, в данном случае 7 января:

«До 7 января область все равно останется без определенных по конкурсу перевозчиков, потому что теперь до 1 января это невозможно сделать никак. Даже если мы все сейчас пойдем на торги и там будет победитель — все равно договор может быть заключен только 7 января. Что делать с 1 января — вопрос не наш, но его надо решать в любом случае».

Сергей Румянцев пояснил, что и потом — если регоператор в регионе все-таки заработает — при нынешних условиях проблем с вывозом мусора не миновать:

«Вся логистика, которая сегодня есть — она отрабатывалась и шлифовалась минимум три последних года. И люди получили такие маршрутные графики, когда все работает без задержек. Сейчас никто разработкой этих маршрутов не занимался и ни один перевозчик за полмесяца не разработает новые графики. Нужно хотя бы полгода, чтобы к этому приблизиться».

Подводя итоги разговора, юрист пояснил, что действующие игроки рынка не требуют себе никаких преференций и вовсе не настроены вставлять новой системе палки в колеса. По его словам, никто из мусороперевозчиков не хотел бы остаться без работы и все готовы договариваться — на приемлемых и адекватных условиях. Тем не менее пока получается, что рискующие всем бизнес-структуры не видят понимания со стороны властей и руководства регионального оператора:

«В случае нарушений, ты останешься не просто без работы, а еще с большими долгами — потому что должен будешь выплатить всю сумму банковской гарантии (на 300-миллионный лот гарантия около 5 миллионов). При том, как складывается ситуация, люди готовы уже и бизнес потерять, но это повлечет еще и личные банкротства — а это очень серьезная история на всю жизнь. Поймите, эта история не про то, что все перевозчики вдруг просто решили пободаться. Нам сейчас говорят, что «а, давайте заключим договор — и там посмотрим, как пойдет». Но так никто делать не будет. Тот же «УНР-17» серьезно вкладывался за последние лет 10: закупал и мусоровозы, и контейнеры, и маршруты отлаживал годами… То есть, получается, что все, что люди делали 10 лет — просто взять и уничтожить.

Зачем это было делать вот так — под Новый год? Мы не понимаем, а вы чего спали-то? У вас последние торги были отменены в сентябре. А сейчас получается, что они как будто бы успели в декабре все закончить. Но реально-то - ничего нет. Они документацию в последний момент выложили, а могут оказаться виноватыми перевозчики, которые ее оспаривают. Они понимают, что оспаривание переносит всю эту ситуацию на будущий год? Да, конечно, понимают. Но это чья реально ответственность-то? Все же тоже понимают».

Собеседник редакции рассказал, что во вторник, 18 декабря, впервые состоялась встреча руководителей региональных мусоровывозящих компаний с ВРИО вице-губернатора Александром Байром и директором департамента ЖКХ, которому губернатор передал управление «мусорными вопросами», Ильей Потаповым.

Сергей Румянцев поясняет, что, согласно достигнутым на встрече договоренностям, в среду, 19 декабря, перевозчики передали Илье Потапову большой документ, в котором изложили свою позицию, относительно заявленных условий работы и собственные предложения. Тем не менее, до настоящего времени никого ответа на переданный документ участники встречи так и не получили.

Днем, 21 декабря, в редакцию Зебра ТВ начали поступать новости о том, что рассматривающая жалобы перевозчиков ФАС начала «замораживать» проведение торгов и назначать на следующей неделе заседания антимонопольной службы.

Тем временем также, 21 декабря, администрация Владимирской области распространила пресс-релиз, в котором сообщила о встрече ВРИО вице-губернатора Байера с представителями рынка вывоза ТБО:

2223_03.jpg

«В администрации области состоялась встреча врио заместителя Губернатора Александра Байера с руководством 30 мусоровывозящих компаний, работающих на территории Владимирской области. В мероприятии приняли участие директор департамента ЖКХ Илья Потапов, советник Губернатора по вопросам экологии и природопользования Руслан Баринов, генеральный директор ООО «Владэкотехпром» Андрей Глухоедов, а также представители бизнеса, связанного с обращением твёрдых коммунальных отходов (ТКО).

Компании-перевозчики сообщили, что удовлетворены финансовой составляющей, заложенной в новый тариф, и поддержали появление новой структуры в виде регионального оператора. Их главным пожеланием к администрации области стал пересмотр неудобной, по их мнению, территориальной схемы обращения с ТКО, которая разрабатывалась специализированной организаций, выбранной по итогам конкурса. Участники совещания озвучили свои вопросы к конкурсной документации по выбору мусоровывозящих компаний, а именно к штрафным санкциям в случае невыполнения условий договора.

По итогам совещания было принято решение о создании инициативной группы для обеспечения оперативного взаимодействия участников рынка перевозки ТКО с руководством области и регоператором.

В ходе совещания было принято решение возобновить работу Ассоциации компаний-мусороперевозчиков, существовавшую в последнее время только на бумаге, а департаменту ЖКХ поручено создать согласительную комиссию в случае обращения к ним членов инициативной группы. В дальнейшем обсуждение вопросов, озвученных на встрече, будет продолжено в рамках согласительной работы.

«Хочу, чтобы вы услышали: у областной администрации нет цели лишить вас работы и полностью переделать рынок. Работа регионального оператора – это выполнение федерального закона, а ваша работа – это бизнес. Отрасль, безусловно, будет жить, она изменится в рамках существующего законодательства, и в этих условиях надо быть гибкими, если вы хотите сохранить свой бизнес. Территориальная схема – это серьёзный документ, процесс её изменения не такой быстрый, как бы нам хотелось. И для того чтобы его запустить, необходимо провести ряд процедур, которые могут инициировать только официальные участники процесса. То есть одна из сторон, участвующая в процессе реализации. А это регоператор и компания или компании, с которыми будут заключены договоры о вывозе мусора. Сейчас наша общая цель – начать работу по новой схеме с минимальными неудобствами для наших жителей. Всё должно быть чётко, оперативно и максимально прозрачно. Включайтесь, будем работать», – подвёл итог встречи Александр Байер».

Как сообщили Зебра ТВ в компании «УНР-17», их юристы обжаловали в федеральном ФАС решение департамента цен и тарифов, установившего стоимость вывоза кубометра мусора во Владимирской области на уровне 580,54 рублей — еще 4 декабря.

Судя по тексту жалобы (документ есть в распоряжении Зебра ТВ), представители бизнес-структуры считают незаконным установления тарифа для ООО «Владэкотехпром» без проведения конкурсов на выбор подрядчиков.

«Расчет расходной части тарифа путем оценки расходной части тарифа исходя из оказания услуг по транспортированию самостоятельно ООО "ВЛАДЭКОТЕХПРОМ" хозяйственным способом незаконно, поскольку в силу вышеуказанного Положения, документации о конкурсном отборе, соглашения с региональным оператором, цены на услуги по транспортированию должны быть проведены на территории все Владимирской области с выделением не менее, чем 3-х лотов.

Кроме того, объемы отходов, подлежащие транспортированию, определены экспертом не из Территориальной схемы (из которой эксперт использовал почему-то данные за 2015 и 2016 годы), а исходя из отчета Управления Росприроднадзора по Владимирской области и идентичные данные Департамента природопользования администрации Владимирской области, в которых отражается масса отходов, принятых для захоронения (то есть без учета отсортированных фракций). Таким образом, объем отходов, а следовательно и предполагаемая выручка регионального оператора, занижены.

Прошу выдать Департаменту цен и тарифов предписание об отмене Постановления от 29.11.2018 г. об установлении единого тарифа регионального оператора ООО "ВЛАДЭКОТЕХПРОМ", - говорится в жалобе.

Как пояснили Зебра ТВ целый ряд специалистов отрасли, в связи со вступившими на днях в силу поправками в федеральное законодательство, субъекты РФ, не готовые к работе по новым правилам, могут перенести переход на новую схему обращения с ТБО еще на год. Для этого, как поясняют юристы, регоператор должен расторгнуть соглашение с двумя департаментами обладминистрации, курирующими работу ЖКХ и природопользования.