20 лет назад прошла масштабная реформа электроэнергетики. Монополия РАО «ЕЭС России», которое контролировало национальный энергокомплекс — от генерации до сбыта ресурса, была разделена на сегменты. Подконтрольными государству остались сетевые и диспетчерские компании. А генерирующие и сбытовые стали участниками конкурентного рынка электроэнергии и мощности.
Впоследствии сбытовые компании в регионах начали работать в статусе гарантирующих поставщиков. Во Владимирской области одним из таких предприятий с 1 апреля 2018 года является общество с ограниченной ответственностью «Энергосбыт Волга».
Генеральный директор «Энергосбыт Волга» Александр Москвитин на пресс-конференции по поводу 20-летия энергосбытового бизнеса в России заявил, что основные цели и задачи реформы достигнуты. Речь идёт о том, что в инфраструктуру национальной энергетики и модернизацию отрасли пошли инвестиции, в том числе частные. На энергорынке сформировалась конкурентная среда, а в регионах начали работать гарантирующие поставщики электроэнергии.
Александр Москвитин подчеркнул, что статус гарантирующего поставщика подразумевает огромную ответственность перед регионом присутствия:

Гендиректор «Энергосбыт Волга» подчеркнул, что, в конечном итоге гарантирующие поставщики являются опорой устойчивости энергосистемы в регионах, так как все деньги в отрасли проходят именно через гарантирующих поставщиков, и только потом они распределяются уже по всем контрагентам. Если этот баланс нарушится, тогда средства на осуществление текущей деятельности не получат:
- предприятия, генерирующие электроэнергию, на ремонт оборудования и его модернизацию;
- сетевые компании — на поддержание необходимого состояния сетей, по которым электроэнергия передаётся до конечных потребителей.
Динамика просроченной задолженности абонентов перед «Энергосбыт Волга» (все цифры на конец года)
Физические лица:
2022 год — 132,3 миллиона рублей;
2023 год — 122,6 миллиона рублей;
2024 год — 119,4 миллиона рублей.
Юридические лица:
2022 год — 1,03 миллиарда рублей;
2023 год — 1,01 миллиарда рублей;
2024 год — 1 миллиард рублей.
Александр Москвитин сообщил, что, по состоянию на 1 апреля 2025 года, совокупная просроченная задолженность потребителей электроэнергии перед «Энергосбыт Волга» превысила миллиард рублей. Из этой суммы около 143 миллионов приходится на население. Москвитин отметил, что в последние годы просматривается тенденция к сокращению просроченных долгов со стороны физлиц.
Компания отказалась от системного ограничения должников-физических лиц. Александр Москвитин пояснил, что к этой мере «Энергосбыт Волга» прибегает только в крайних случаях:
«Мы перешли на новый уровень работы с клиентами, это достигается за счёт обновления базы данных клиентов. Часто бывает так, что человек может и не знать, что у него есть долг. Просто он не следит за этим, не смотрит за квитанциями.
При том что мы перешли к практике применения ограничений потребителей только в крайних случаях, платёжная дисциплина наших клиентов не ухудшилась: мы пытаемся достучаться до каждого клиента, договориться с ними. При этом мы всем напоминаем о том, что отпуск неоплачиваемой электроэнергии недопустим по закону, поэтому рано или поздно за ресурс придётся заплатить. И чем дольше копятся долги, тем дороже это потребителям обойдётся. В конечном итоге таких клиентов рано или поздно отключат, если они совсем перестанут отвечать на звонки. Тогда им придётся заплатить ещё и до трёх тысяч рублей за ограничение и столько же — за подключение. То есть, 6 тысяч рублей при долге в 10 тысяч. И уже большинство наших клиентов-физических лиц прекрасно понимает, что это слишком дорого, и до таких крайностей ситуацию не доводит.
Я не хотел бы делить потребителей на дисциплинированных и недисциплинированных. Я могу только сказать, что сотрудники “Энергосбыт Волга” постоянно ведут адресную работу с клиентами, и клиенты уже привыкают к определённым правилам и стараются по ним жить».

Динамика применения ограничений к абонентам «Энергосбыт Волга», допустившим просроченную задолженность
Физические лица:
2022 год — 12 775 случаев;
2023 год — 7 663 случая;
2024 год — 898 случаев.
Из миллиарда рублей просроченной задолженности, накопленной юридическими лицами перед ООО «ЭСВ», 720 миллионов приходится на ресурсоснабжающие предприятия — поставщиков тепла и воды в муниципальных образованиях Владимирской области. Это обусловлено наличием в отрасли крупных неплательщиков.

Динамика применения ограничений к абонентам «Энергосбыт Волга», допустившим просроченную задолженность
Юридические лица:
2022 год — 116 случаев;
2023 — 83 случаев;
2024 — 58 случаев.
И даже в случае с неплательщиками-юридическими лицами «Энергосбыт Волга» прибегает к отключениям электроэнергии в крайних случаях:
«Любые ограничения клиентов - это уменьшение прибыли компании, поэтому мы идём на них, когда уже возникают критичные ситуации и дальше просто невозможно отпускать электроэнергию без оплаты, потому что это электроэнергия в никуда, и это запрещено законом.
Повторюсь: финансовая устойчивость гарантирующего поставщика обеспечивает безопасную работу всего энергокомплекса в целом. И поэтому платёжная дисциплина со стороны всех наших клиентов помогает поддерживать баланс. В противном случае у нас нет выхода, кроме как привлекать средства со стороны. Более того, на оптовом рынке электроэнергии мы платим не месяцем, следующим за текущим периодом, как с нами рассчитываются потребители, а авансово. Сбои в получении средств от абонентов приводят нас к кассовому разрыву, что ставит под угрозу бесперебойную работу энергокомплекса в зоне нашей ответственности.
Отмечу, что схожие проблемы характерны для всей страны, не только для Владимирской области. В ресурсоснабжающие организации нужно вливать средства, чтобы они нормально функционировали. У них будет сходиться экономика, только если собственник будет постоянно следить за состоянием сетей, бороться с несанкционированным отбором воды».
Александр Москвитин констатировал, что с 2018 года платёжная дисциплина потребителей электроэнергии в зоне ответственности «Энергосбыт Волга» на территории Владимирской области системно меняется в лучшую сторону. И это во многом благодаря тому, что в компании активно внедряют онлайн-сервисы.
Москвитин подчеркнул, что отказ от бумажных квитанций не только упрощает взаимоотношения между компанией и клиентами, но и помогает сохранить зелёные насаждения: благодаря переходу 100 тысяч абонентов компании (это около 20% от их общего числа) на электронные квитанции отпадает необходимость в вырубке 240 деревьев в год.

И, возвращаясь к теме 20-летия масштабной реформы электроэнергетического комплекса, генеральный директор «Энергосбыт Волга» подчеркнул, что возглавляемое им предприятие, несмотря на конкурентную среду, поддерживает тесные контакты с сетевыми компаниями и другими гарантирующими поставщиками. Александр Москвитин пояснил, что компании делятся друг с другом информацией, наработками и технологиями, так как такое взаимодействие положительно сказывается на устойчивом функционировании и развитии всего энергетического комплекса Владимирской области.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.