Выводы о результатах поддержки МСП можно будет делать только после окончания реализации нацпроекта

Оценить эффективность от мер государственной поддержки можно будет только по итогам реализации нацпроекта в целом. Реализация нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» запланирована до 2024 года
27 Февраля, 13:55 1523

Губернатор Владимирской области и директор департамента развития предпринимательства неоднократно отмечали, что финансовая поддержка МСП носит долгосрочный характер, и эффект от неё проявится не сразу.

НАЧАЛО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

2019 год стал начальным в реализации нацпроекта. Федеральным центром постоянно дорабатывались механизмы поддержки с учётом предложений предпринимательского сообщества. Наш регион также направлял в Минэкономразвития предложения по расширению видов и мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

В проверке Счетной палаты говорится о снижении субъектов МСП на территории Владимирской области. Данное снижение было зафиксировано за 2018 год – первая половина 2019 года. В этой связи некорректно связывать начало реализации нацпроекта в 2019 году со снижением субъектов МСП за 2018 год.

Напомним, что 2019 год стал началом реализации нацпроекта. Федеральным центром постоянно дорабатывались механизмы поддержки, с учетом предложений предпринимательского сообщества. Со стороны региона также в Минэкономразвития направлялись предложения по расширению видов и мер поддержки субъектов МСП. Например, департаментом было предложено вернуть прямую финансовую поддержку для МСП (субсидии), однако приоритеты формируются на федеральном уровне.

На начало реализации нацпроекта у департамента развития предпринимательства отсутствовала нормативная база, определяющая порядок оказания поддержки. Регион с нуля разработал нормативные правовые документы, определяющие порядок, механизмы реализации мероприятий нацпроекта. В связи с чем финансирование нацпроекта сместилось на вторую половину 2019 года. При этом в первой половине 2019 года реализация нацпроекта велась, и поддержка оказывалась за счет регионального бюджета.

Напомним, что департаменту удалось привлечь дополнительно на развитие технопарков 1 миллиард рублей федеральных денег, большая часть которых будет инвестирована в развитие технопарков в 2020 году.

ВЫСОКИЕ КОРРУПЦИОГЕННЫЕ РИСКИ

Все подведомственные организации действуют в соответствии с нормативными правовыми документами, разработанными на основании федеральных НПА, прошедшими оценку регулирующего воздействия – общественные обсуждения, юридическую экспертизу государственно-правового комитета и прокуратуры.

Отметим, что перечень лиц, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов различного уровня, определен Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ). Счетная палата Владимирской области к субъектам, уполномоченным Федеральным законом № 172-ФЗ на проведение антикоррупционной экспертизы, не относится. Соответственно, акты (заключения, отчеты) Счетной палаты Владимирской области в части выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах департамента носят рекомендательный характер.

НЕДОСТАТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ ИНФРАСТРУКТУРАМИ

Данный недостаток в работе департамента был отмечен по итогам работы 2018 года. С приходом нового руководства изменен состав наблюдательных советов, комиссий при организациях инфраструктуры поддержки, в них входят представители общественных организаций. Кроме того, разработан KPI для всех сотрудников и руководителей фондов, установлен четкий контроль за исполнением показателей подведомственных организаций.

В результате количество субъектов МСП, получивших поддержку, увеличилось в разы. Как пример, Микрокредитной компанией в 2018 году было заключено 50 договоров на предоставление микрозаймов, а в 2019 году - 255 договоров.

Решения о предоставлении или отказе в поддержке принимаются комиссией коллегиально. В состав комиссии входят представители учредителя и общественных организаций. На комиссии оценивается деятельность субъекта комплексно, в том числе его финансовое состояние, ликвидность обеспечения, учитываются все стоп-факторы:

  • з/п выплачиваемая в конвертах;

  • отсутствие/минимальная прибыль;

  • сокращение рабочих мест;

  • задолженность перед бюджетом;

  • отрицательная кредитная история;

  • неурегулированные судебные споры.

Кроме того, при принятии решения о поддержке субъекта МСП оценивается социальная значимость проекта. При заключении договоров получателю поддержки предлагается создать новые рабочие места с сохранением уже существующих, увеличить заработную плату, выручку, налоговые платежи в бюджет.

ПОЛУЧАТЕЛИ ПОДДЕРЖКИ

Микрозаймы, предоставленные индивидуальному предпринимателю Павлову, были выданы с соблюдением всех требований законодательства.

СПРАВКА:

Вышеуказанный гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя осуществляет свою деятельность на территории Владимирской области, включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

По результатам анализа документов, представленных ИП Павловым сделан вывод комиссии о соответствии данного субъекта условиям предоставления микрозаймов.

Отчет о целевом использовании, включающий в себя договор подряда, счета и платежные поручения, предоставлены в срок, установленный договором, 21.07.2019г.

Помимо осуществления предпринимательской деятельности, Павлов является не только депутатом Совета народных депутатов, но и на общественных началах - главой поселка Ставрово.

В соответствии со статьей 28 Устава муниципального образования поселок Ставрово Глава поселка избирается Советом народных депутатов из своего состава на первом заседании тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов. Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», данный Федеральный закон не определяет статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими (в отличие от главы администрации поселка Ставрово). На основании изложенного, запреты, связанные с прохождением муниципальной службы, не распространяются на рассматриваемое лицо.

Следует отметить, что государственная поддержка носит заявительный характер. Соответственно, распределение субсидий осуществляется между теми предпринимателями, которые подали заявление. При этом распределением субсидий в муниципальных образованиях, в том числе в посёлке Ставрово, осуществляется комиссией.

Создается впечатление, что, по мнению Счетной палаты, народные избранники, которые исполняют обязанности на общественных началах, являясь одновременно субъектами предпринимательства, не имеют права на получение государственной поддержки.

Что касается случаев оказания «повторной поддержки субъектов МСП» за разъяснениями в толковании данного понятия, департаментом предпринимательства Владимирской области направлены письменные запросы в Государственную думу, в Минэкономразвития, в АО Федеральная корпорация по развитию МСП.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты и показатели нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» определены в паспортах проекта и Соглашениях, подписанных с Минэкономразвития. Регион обеспечил выполнение всех результатов и показателей нацпроекта в 2019 года в полном объеме.

Департамент развития предпринимательства благодарит Счетную палату за проделанную огромную работу по выявлению недостатков в работе департамента и подведомственных структур. На данный момент результаты проверки Счетной палаты детально проанализированы. Руководством департамента выработаны планы мероприятий с конкретными действиями, направленными на совершенствование работы всех подразделений ДРПТСУ.

Мы всегда открыты и готовы к сотрудничеству.